Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Блокада

ЛЕНИНГРАДСКОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ

Большое видится на расстоянии… Много воды утекло с той поры, когда появился на берегах Иордана никому не известный и по виду самый обыкновенный человек средних лет… Но появление его — к священному ужасу всех свидетелей — вдруг стало Богоявлением: Неизвестный был узнан самим Крестителем, погружён в водные струи, запечатлён сошествием Святаго Духа, отмечен громовым гласом с небес, назван Сыном Божиим и Христом.
Вот здесь-то и приоткрылась всем нам непостижимая тайна Трёх Лиц. С этого момента мы имеем невозможную возможность лицом к Лицу стать перед Самим Богом; мы можем вглядеться и увидеть, что Лицо у Него Человеческое. Бог пришёл послужить нам — и сделал всё, чтобы людям было легче принять Его непостижимое величие. Бог погрузился в воды Иордана, с тем чтобы освятить их Своим Божеством, — и с той поры эти воды текут и исполняются Крещенской святостью из года в год в святые дни Богоявления.
Многие, наверное, могут рассказать случаи из своей жизни, связанные с праздником Крещения Господня. Наверняка иные города и страны имеют нечто в своей истории, каким-либо образом относящееся к этому предмету. Нам же на этих страницах вполне прилично вести речь о том, как дважды чудесно запечатлелся наш город чудом Святого Крещения.
Вряд ли найдётся на земле город, который был участником и свидетелем такого крещенского чуда, какое имело место на берегах Невы и Ладоги в 1943—1944 годах. Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград с самого дня своего основания и вплоть до сентября 1941 года никогда не подвергался ни осаде, ни прямому нападению внешнего врага. И в этом смысле героическая трёхлетняя оборона города была для него боевым крещением. Крещение город принимал огнём, железом и кровью, а потом ещё голодом и холодом!
Многие захотят возразить нам. Кто-то вспомнит наступление на Петроград белого генерала Юденича. Вспомнят подлую перестрелку с войсками из-за спин мирных рабочих на Дворцовой площади 9 января, в Кровавое воскресенье… Баррикады 1905 года… Стрельбу из форточек по городовым в феврале 1917-го… Короткую расправу с гарнизоном Зимнего, который состоял из женского батальона и роты безусых юнкеров…
Да, кровь не раз лилась по нашим улицам. Но даже и Кронштадтское восстание, и все прочие безпорядки, сотрясавшие революционный Петроград, никак нельзя сравнить с той методичной работой профессионалов — представителей группы армий «Север». Они вместе со своими финскими и испанскими союзниками из Голубой дивизии (давайте не забудем и испанский вклад в это кровавое дело!) сковали для колыбели трёх революций на редкость крепкое кольцо. Крепкое и обоюдоострое: его не могли прорвать ни те — снаружи, ни эти — изнутри. Казалось, что вырваться из него можно будет лишь ценою жизни…
Но пришёл Крещенский сочельник 1943 года. И — о чудо! «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс.113:3). «Кто бог велий, яко Бог наш?» (Пс.76:14). Ленинградский и Волховский фронты соединились, освободив узкий коридор по южному берегу Ладоги — всего 8—11 километров, — тем самым надорвав кольцо и лишив немцев возможности соединиться с финнами к востоку от Ладожского озера. Прорыв был стремителен и яростен: казалось, всю боль ленинградцев, живых и мёртвых, вложили в него освободители.
И как удивительно роднились чувства людей с настроением и смыслом великого праздника! Ибо Крещение-Богоявление называется ещё и Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме и сени смертней — так поёт Церковь. Такими, сидящими во тьме, чувствовали себя осаждённые, и сень смертная распростёрта была над ними во всякий час и весьма ощутимо. Конечно, под тьмой и сенью смертной мы понимаем в первую очередь духовное состояние людей, далёких от Бога. Но для ленинградцев эти слова были ещё и точным отражением повседневной действительности.
Крещенское чудо не закончилось для нашего города прорывом блокады 12—19 января 1943 года. Это было только начало. Полноту откровения являет нам дата полного снятия блокады, которое случилось через год — в тот день, когда Церковь совершает отдание праздника Крещения Господня, а именно 27 января. Это Богоявление растянулось для ленинградцев на целый год: началось в сочельник 1943-го и кончилось отданием праздника в 1944 году. Ни один город на свете не может похвастаться ничем подобным.
Можем ли мы не принять во внимание такое сугубое указание на помощь Всевышнего? Помощь солдатам — тем, кто защищал Русскую землю от врага, тем, кто, воюя, делал дело Божие…
И нельзя не замечать других подобных свидетельств, явленных в дни Великой Отечественной войны. Вспомним каждое: 22 июня 1941 года, день Всех Русских Святых, — начало войны. Рождество Христово 1942 года — немцы отброшены от Москвы. 21 ноября 1942 года, Собор Архистратига Михаила, — полное окружение 6-й армии фельдмаршала Паулюса. 12 июля 1943 года, память святых апостолов Петра и Павла, — перелом в ходе Курской битвы, который наступил в результате крупнейшего в истории встречного танкового боя в районе деревни Прохоровка. Крещение Господне, 19 января 1943-го и 27 января 1944 года, — уже отмеченное нами снятие блокады Ленинграда. 6 мая, Георгий Победоносец, Пасхальные дни, — победа над Германией. Господь даровал России и испытание, и славу; Он дал русским возможность смыть кровью свои недавние грехи и причаститься великой радости, получить новые силы для мирной жизни. Будем же и в наши дни великого испытания русского духа верить: от Бога суд — от Него и победа.


о. Алексий УСПЕНСКИЙ,
клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала

предыдущая    следующая