Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Никто не забыт

…А ПАВШИЕ ВСЁ ЕЩЁ ЖДУТ

— …Так что же такое Родина?.. Не раз и не два задавался я этим вопросом, искал ответа в умных книгах, у достойных людей, и теперь могу сказать так: Родина для меня — это в первую очередь люди, наши соотечественники, живущие ныне и давно ушедшие, все, кто своим трудом, своей кровью, своею молитвою вписал свою строчку в историю России.
Эти слова были сказаны настоятелем Князь-Владимирского собора о. Владимиром Сорокиным на встрече петербургских священников и людей, занимающихся поиском и захоронением останков русских солдат, павших в годы Великой Отечественной войны. Круглый стол православных батюшек и поисковиков носил название «Забвенью вопреки». В нём принимали участие синодальный Отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами, представители правительства Ленобласти, члены различных поисковых организаций.
Почему же возникло это желание провести круглый стол именно в таком составе? Как отмечали выступающие, причина тому такая: 20 лет назад, когда первые поисковики, молодые, у которых вместо опыта работы был один лишь голый энтузиазм, отправились на поиски останков советских солдат, у них была одна задача: найти, собрать, похоронить. Шли годы. Поисковики набирали опыт, вживались в материал, стали чувствовать себя соратниками бойцов Великой Отечественной… И тогда появилось желание побольше узнать о тех, чьи тела они предавали земле. Люди начали работать в архивах, прослеживать боевые пути воинских частей, искать имена, даты… Следующий этап наступил тогда, когда за ничего не говорящими именами солдат начали вставать людские души, людские судьбы: тогда поисковики стали переписываться с родственниками погибших, приводить детей на могилы родителей. И наконец сейчас, в годы русского воцерковления, всем стало ясно: просто зарыть в землю останки — мало. Надо проводить павшего героя с любовью, с почтением, с верой, — а в полной мере сделать это возможно лишь по церковному обряду. Перезахоронение останков — дело несуетное, это священный акт, и присутствие священника воспринимается бойцами отрядов как вещь необходимая и желательная.
Представители поисковых организаций отмечали, что у них не раз была возможность убедиться: наши солдаты в массе своей были людьми верующими. Результаты раскопок показывают, что люди зашивали в своё обмундирование кресты, ладанки, мощевики и с ними шли в бой. В кабинах сбитых самолётов нередко можно видеть иконы, в том числе и самодельные, нарисованные карандашом, — тщательно, с любовью. Иконы находят и в засыпанных землёй блиндажах, и среди солдатских останков. Порой солдаты носили на груди очень большие кресты и даже складни, порой — совсем маленькие, такие, которые легко спрятать в одежде. Порою иконы маскировались под монеты: у нательного образка спиливалось ушко и хранился он в кошельке… Какие же святые почитались у наших воинов? Конечно, это Георгий Победоносец и Святитель Николай; часто встречаются образки покровителей православных семейств — свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, а также женские образы св. вмц. Варвары, св. вмц. Екатерины. Это те иконки, которые давали бойцам их матери, жёны, сёстры… Случается найти образки и кресты, которые носили солдаты времён Первой мировой: это значит, что отец или дед благословил солдата тем самым образом, который спасал его самого в боях на Германской войне…
Поисковики благодарили священников за помощь в работе, но при этом отмечали, что хотелось бы эту помощь сделать постоянной, чтобы в каждом благочинии был батюшка, отвечающий за содействие поисковым организациям. Кроме того, как известно, многие братские захоронения в Ленобласти переполнены, и поисковикам хотелось бы, чтобы останки павших воинов находили упокоение внутри церковной ограды: это облегчило бы уход за могилой, да и душам самих бойцов было бы легче…
Трудно сказать, насколько выполнимо сейчас это пожелание поисковиков, но, отвечая на него, о. Владимир Сорокин отметил, что долг каждого священника Русской Православной Церкви — молиться за тех, кто отдал свою жизнь на благо Отчизны.
— Мы, — сказал о. Владимир, — создали у себя в Князь-Владимирском соборе Всероссийский Помянник, чтобы записывать туда всех граждан России, которые своим трудом, своей жизнью, своими подвигами способствовали славе нашей Родины. Сейчас в Помянник занесены имена 900 тысяч блокадников, 50 тысяч пострадавших за веру, 2,5 миллиона репрессированных, 1,5 миллиона тех, кто погиб на полях сражений. Сведения эти мы получили от наших поисковиков, я очень благодарен им. У нас есть более тысячи имён тех, кто был награждён Георгиевским крестом… Каждый храм должен стать хранилищем исторической памяти народа. Храм — это то место, где каждый день совершается поминовение всех, за веру и Отечество живот свой положивших. Россия — это все русские люди: и те, кто живёт сейчас, и те, кто уже ушёл; только объединившись в молитве со своими отцами, мы сможем возродить и укрепить нашу Родину.


Павел ГОРЕЛОВ

предыдущая    следующая