Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

«СЛАВНЕЙШАЯ БЕЗ СРАВНЕНИЯ СЕРАФИМ»

Святое Предание через века доносит до нас чудесное событие, как маленькая Приснодева — трёх с половиной лет от роду — без посторонней помощи взошла на ступени Иерусалимского храма, где Её встретил первосвященник Захария. Что же значит этот праздник для нас, христиан XXI века, что мы празднуем? Размышляет благочинный Красносельского благочиния, настоятель храма Прмч. Андрея Критского, протоиерей Валерий ШВЕЦОВ.
— В тот благословенный день приспело время исполниться тайне, предопределённой Богом: Святая Отроковица входит во Святая Святых, чем полагает начало приведения к Богу рода человеческого, отступившего от Господа по множеству своих прегрешений.
— Читала, что ещё у древних христиан существовал праздник посвящения Девы Марии Господу.
— Надо помнить, что если ветхозаветная семья не имела потомства — это было великое горе и поношение. Горе — поскольку в любой семье мог родиться обещанный Богом мессия, Спаситель мира. А поношение — ибо считалось: если у ветхозаветной четы нет детей, значит, они грешники и нет на них благословения Господня. А потому, когда свв. Иоакиму и Анне было обещано, что утешение близко, что родится девочка, в которой благословятся все народы, они дали обет отдать дитя на служение Богу. Богоотцы Иоаким и Анна не могли поступить иначе, это был их добровольный дар Отцу Небесному, религиозное вдохновение, внушённое свыше. Они понимали, что это дитя — святое, Божие, и вернули безценный сосуд неосквернённым.
— Свв.Иоаким и Анна знали, что их дочь — будущая Матерь Божия?
— Мы можем лишь предполагать, что у них было некое предощущение. Ибо, коли в христианстве считается, что с Рождества Богородицы началось прикосновение благодати Божией к человечеству и люди духовно почувствовали близость Бога к себе, следовательно, свв. Иоаким и Анна пережили это чувство полнее, глубже, чем другие, через рождение в их семье Приснодевы. Им были даны особая радость и благодать, особая близость ко Господу.
— В том, что до введения во храм Богородица не касалась ножками земли, заложен особенный смысл? И как Она поднялась по ступеням, не умея ходить? Или Её несли невидимые людям Ангелы?
— Приснодеву сугубо хранили до момента введения во храм: Она жила в отдельной комнате, где бегала и играла, как все дети, но на улице Её ножки не касались земли, что символизировало Её устремлённость к Небу. Я это так понимаю. Как птичка скачет с камешка на камешек, так и Она вскакивала на ступеньки храма, что также, видимо, имеет чудесную природу. Кстати, я видел, как о.Николай Гурьянов тоже двигался, будто не касаясь земли. В свои 80 с лишним лет он, бывало, бежит-бежит так легко, словно его несут невидимые силы, так что мне было его не догнать…
Богоотцы примером своей непорочной жизни учили Её любви к Богу, молитвам, готовили к вхождению во храм. Воспитание шло от духа к духу. Это надо помнить нам, христианам XXI века, ибо если родители — свечи потухшие, то как загорятся верою наши дети? А когда родители горят духовной любовью ко Господу, то и чада их возгораются. Этот праздник напоминает, что в деле воспитания детей нам следует идти по стопам свв. Иоакима и Анны.
 — Крыльцо иерусалимского храма насчитывало 15 ступеней. Это число что-то значит?
 — Пятнадцать ступеней крыльца — по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели — на каждой ступени по одному псалму — при входе в храм. Для нас, христиан, эти ступени означают преодоление грехов. Преодолев какой-то грех, мы поднимаемся на ступеньку выше в своём совершенствовании, приближаемся к Богу. Теперь давайте задумаемся: что мы празднуем в этот день? В череде православных праздников есть Рождество Христово и Воскресение Христово, и здесь решающее значение имеет сам факт свершившегося. Это события с последствиями на все века земного существования человечества, и подготавливались они веками, и имеют непреходящее значение. А есть праздники, смысл которых не в самом факте случившегося, а в их глубоком внутреннем содержании. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для нас важно, что уже в младенчестве Богородица вступила в глубину Богообщения, — глубину молитвы, безмолвия, созерцания, духовной чистоты и радости. Она тем самым указала нам путь от земли на Небо, показала путь совершенствования, ибо человек должен работать над собой всю жизнь, не только оставляя падший образ ветхозаветного прародителя, но должен восходить еже по подобию, отдать сердце своё Отцу Небесному, уподобиться Богу, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Это и есть христианский путь: совершенствование души, приобретение богочеловеческих добродетелей, взыскание Царствия Небесного. Это сделали ученики Христа — апостолы — в зрелом возрасте, а Богородица — в 3,5 года, поэтому Она «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Вхождение Богородицы в Святая Святых означает, что в ветхозаветный храм вошёл священный кивот Нового Завета, вошёл одушевлённый храм Спаса — Та, Которая примет в Себя Спасителя. Вот что мы празднуем!
Кстати, западные богословы сомневаются, что было вхождение Богородицы в Святая Святых, им кажется, что такое событие было исторически невозможно в те времена. В Святая Святых имел право входить только первосвященник и только один раз в год.
— Святое Предание в подробностях доносит, как это происходило!
— Да. И мы верим в это, ибо вера наша велика. Ведь сказал как-то митрополит Вениамин (Федченков), что если бы он прочитал, что не кит проглотил пророка Иону, а Иона кита, — он бы и в это поверил, ибо Святое Писание — это Слово Божие.
— Мало знаем мы о земной жизни Богородицы, а Её жизнь в Иерусалимском храме и вовсе сокровенна. Известно лишь, что Приснодева осталась в помещении, где воспитывались другие девочки, посвященные Богу. Значит, Её никак не выделяли среди других?
— Уже одно то, что первосвященник ввёл маленькую Деву Марию в Святая Святых — событие необычнейшее, которое не имело никаких оснований в ветхозаветной религиозности. А то, что Приснодева получила разрешение молиться в Святилище, — вообще трудно понять. Мне кажется, это связано с личностью первосвященника. Захария жил не просто обрядом, он действительно был глубоко верующим человеком и ожидал мессию. Поэтому Господь и избрал его орудием, дав ему дерзновение ввести маленькую Богородицу в Святилище, чтобы исполнить Свой замысел о Матери Божией.
Другим девицам, приводимым на служение Богу, воспрещалось приближаться к Святилищу: им отводилось место между алтарём и церковью, где впоследствии был убит Захария. Пребывание Богородицы в Святая Святых было освящено Духом Святым. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении Ангелов Пречистой с небесною пищей. И Захария слышал, как Она беседует с Ангелами. В остальном жизнь Приснодевы не отличалась от жизни других отроковиц, воспитывающихся под кровом храма: Она вставала с зарёй и молилась, читала Священное Писание и рукодельничала — пряла лён и шерсть, вышивала шелками священные одежды.
— Что удивляет: свв. Иоаким и Анна, вымолившие себе у Бога чадо в престарелом возрасте, не плакали о разлуке с Ней — предметом своей радости и утешения, — но спокойно вернулись домой.
— Для настоящей любви нет расстояний и преград: они всё равно были едины с Ней в духовном и сердечном измерении. Не надо забывать и то, что свв. Иоаким и Анна были людьми высокодуховными — не нам чета — и познали такие высоты любви и радости общения и с Богом, и с душами друг друга, что стали одним целым. А где двое становятся одним, там Царство Божие приходит в силе своей и благодати. Они уже зрели грядущий мир и приход Христа через свою девочку. Для ветхозаветного человека ожидание мессии было главным чаянием и радостью в жизни. Прав.Симеон Богоприимец долгие годы ждал прихода мессии, и душа его в этом ожидании созревала — она не тосковала, но, освобождаясь от всего суетного, готовилась к встрече с Богом. 300 лет на это ушло! Так же созревали и души прав.родителей Богородицы. Кроме человеческой привязанности к Ней их жизнь была заполнена ожиданием и подготовкой к встрече с Богом. Все трое — Богоотцы Иоаким и Анна и Богородица — смотрели в сторону Христа, это было движение ко Христу всей семьёй  как малой церковью.
Адрес: 198218 СПб, пос.Сергиево (быв.Володарский), пр.Ленина, 22. Тел.: 738-98-14; 738-98-68.


Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая