Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БЕСпредел

«ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО» — УГРОЗА ПРАВОСЛАВИЮ

«На Великом Соборе Православной Церкви нужно решить,  допустимо ли рукоположение женщин в сан священника», — заявил митрополит Претории и Иоганнесбурга Серафим (Александрийская Патриархия).
Дискуссия о допустимости женского священства, давно принятого во многих протестантских деноминациях, началась в Элладской Церкви после того, как семь девушек подали документы на поступление в церковную гимназию на севере Греции. Лазейку для этого демонстративного шага создал циркуляр Министерства образования страны, требующий создать равные условия для абитуриентов обоего пола. Святейший Синод резко отреагировал на это решение, и Министерство от своих требований отказалось. Но митрополит Серафим заявил, что настало время Православной Церкви вынести решение о женском священстве, и предложил сделать это на Великом Соборе Православной Церкви. «Существуют ли богословские причины, препятствующие допущению женщин к сану священника? До созыва Собора нам нужен диалог по существу этого вопроса, чтобы Собор вынес окончательное решение», — сказал он.
В Александрийской Патриархии подчеркнули, что владыка Серафим высказал свою личную точку зрения, которую Александрийская Церковь не разделяет. Является ли подобное мнение единичным или внутри Православной Церкви на Западе существуют течения, готовые рассматривать вопрос женского священства? Что ждёт православное христианство, если возникают попытки поставить на повестку дня проблемы, давно решённые соборным разумом Вселенской Православной Церкви? На эти вопросы отвечает профессор МДАиС доктор богословия Алексей Ильич ОСИПОВ.
— Православие стоит на строгих позициях традиции своей истории и не принимает идеи женского священства. Есть попытки восстановить диаконическое служение женщин, в частности, литургическое служение диаконис. Но, в отличие от западных конфессий, алтари у нас закрыты, и присутствие там диаконис не принесёт пользу Церкви. Заявление митрополита Серафима — вызов православному сознанию и общецерковной позиции. Православная Церковь по поводу женского священства неоднократно отрицательно высказывалась в официальных заявлениях и в церковных документах.
— Александрийская Церковь отметила, что это частное заявление иерарха, однако оно не было немедленно и резко осуждено…
— Может быть, соответствующая реакция ещё не подоспела. Но поскольку отрицательное влияние западного христианства на Православие усиливается, эта тенденция и в дальнейшем будет пытаться пробивать себе дорогу. Западное христианство носит обмирщённый характер. Религия там приспосабливается к языческим страстям, которые назвал один из древних Отцов авва Дорофей: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Это становится очевидным при взгляде на современное монашество. Издревле монашество было закрытым институтом, ибо для достижения своей цели требуется отречение от мирской суеты, чтобы целиком посвятить себя духовному подвигу. Ныне видим другое. Монашество включилось в решение вопросов мирской жизни: культурных, образовательных, социальных, экономических, политических… Монахи с молодыми девушками участвуют в рок-концертах, лагерях, походах, уходя от главного — от умного делания, т.е. молитвенного подвига.
— Каковы механизмы противодействия отрицательному воздействию западного христианства? Это вопрос церковной политики?
— Средства одни — внутренние, духовные. Но духовная сторона христианства сходит на нет. Православие понимается как организованная социальная деятельность или сводится к обрядовой стороне: какую в каком случае молитву прочитать, к какой иконе приложиться, от какой болезни какому святому молиться…
— Философ Ю.Самарин говорит, что «католицизм есть иудаизм в христианстве». Присутствует ли иудаизм в современном Православии?
— Речь идёт об обмирщении, т.е. наше внимание с искания Царства Божия и правды его переключают на погоню за земным благоденствием. Попытка исправить христианство на языческий манер не нова. Свт.Иоанн Златоуст ещё в IV веке обличал «иудействующих христиан». «Иудействующих» не в том смысле, что они принимают иудаизм, но в том, что живут, забыв о смысле христианства, о вечности.
— Христианский мир уже прошёл некую «точку невозврата»? Пагубные явления в Церкви приняли уже необратимый характер?
— Корабль, т.е. общее состояние христианства в мире, тонет. Остановить обмирщение уже невозможно. В настоящее время требуется другое: спасаться самим и помогать тем, кто просит о помощи, кто ещё способен понять и принять Евангелие. Думать о спасении всего церковного корабля наивно.

Александр Жучковский,
Русская линия

предыдущая    следующая