Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Былинки Александра Ракова

«ДЕНЬ ПРОДОЛЖАЛСЯ, ДЛИЛСЯ И НЕ КОНЧАЛСЯ»

Я упомянул слово «время», над смыслом которого думаю не один год. «Время бежит», «прошло время», «время промчалось», «время тянулось медленно», «время остановилось», «время ушло в прошлое», «время не ждёт», «время торопит», «убить время» и так далее и тому подобное.
В философии понятие времени «есть одна из основных объективных форм, наряду с пространством, существования безконечно развивающейся материи». Не стану спорить с учёными. Но когда спелеологи — исследователи пещер проводили эксперимент, опускаясь в одиночку на глубину и оставаясь в полнейшей темноте без часов и других измерительных приборов на 30 и более дней, по выходе на поверхность они не могли определить, сколько времени провели внизу: разные люди указывали разное время, причём ошибались с огромной разницей как в ту, так и в другую сторону. Мне кажется, понятие «время» придумано людьми для облегчения жизни: время – человеческая условность; в детстве день длится безконечно долго.
«Скажи мне, что такое время?» — «Взгляни на этот лёгкий дым: оно сгущается над теми, кто был не слишком вежлив с ним. Теперь взгляни на этот пепел: уже не быть ему костром. Слепец, ты даже не заметил, как тосковало пламя в нём». Бодрись, мой дух, порывом поздним, ты столь немногим дорожил, лети, лети к холодным звёздам и кайся, что недолюбил. Александр Павлов
Вы никогда не сможете даже приблизительно определить час, день, год, если в этом вам не помогут внешние факты: восход и заход солнца, наступление зимы и другие постоянно чередующиеся факты. Да, человечество взяло за основу полный оборот Земли вокруг Солнца, поделило этот промежуток на сутки, сутки разделило на 24 часа, часы на минуты и секунды. Но разве это объясняет, что такое время?
Дня не хватает, дни теперь всё короче.
Долгие ночи, в окнах горят огни.
А прежде нам всё никак не хватало ночи.
А прежде — какие длинные были дни!
А прежде, я помню, день безконечно длился –
солнце палило, путь мой вдали пылился,
гром вдали погромыхивал, дождик лился,
пот с меня градом лился, я с ног валился,
падал в траву, как мёртвый, не шевелился,
а день не кончался, день продолжался, длился —
день продолжался, длился и не кончался,
я шёл куда-то, куда-то мчался,
с кем-то встречался, в чьё-то окно стучался,
с кем-то всерьёз и надолго я разлучался,
и засыпал, и пол подо мной качался,
а день продолжался, длился и не кончался…
Юрий Левитанский †1996
По-моему твёрдому убеждению, никуда время не «идёт» — это мы проходим свой короткий отрезок жизни сквозь непознанное что-то, не в силах ни познать, ни определить Божьего Промысла. «Это не время проходит. Это проходим мы», — писал Р. Рождественский. И потом, афонские монахи утверждают, что время действительно ускорилось: для огромной лампады у чудотворной Иверской иконы Божией Матери они употребляли десятилетиями одно и то же количество масла; теперь масла стало оставаться всё больше и больше. Есть и другие косвенные доказательства ускорения времени. Не могу не привести большую, но весьма глубокую цитату из творений прп. Ефрема Сирина: †«Дни текут и улетают, часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе, ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не останется неподвижной и жизнь рожденного от жены. Бог определил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей, и каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою, часы подламывают здание ее, и ты спешишь к концу своему, потому что ты — пар. Дни и часы, как тати и хищники, скрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе с днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя. Жизнь, которой живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с ней уходит, и в быстром полете времени часы уходят, исчезают и обращаются в ничто! Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь: нет ей возможности остановиться и стать на одном месте!»
А учёные определили новый феномен современной цивилизации — сокращение настоящего, когда оно быстро устаревает из-за огромного количества изменений и становится «вчерашним днём»: «Сокращение настоящего» — это и есть растущая нехватка времени из-за увеличения скорости исторического, событийного времени, стремительное увеличение массивов информации, которую невозможно воспринять в целом даже в отдельной области. И человек стремится наверстать это ускорением темпа жизни. Как следствие, целостная картина мира разрушается, происходит фрагментация смыслов», — утверждает д.ф.н. Е.В. Петрухина, профессор филфака МГУ.
Нам до конца безсмертья не понять, нам до конца в безсмертье не поверить. Скажите мне не надо лицемерить, - из праха вечность можно ли поднять? И всё-таки живём и верим мы, что впереди и смерть, и воскресенье. По вере мы воистину вольны, как возрождение земли весенней. И потому усталость нам дана, и потому дано нам и смиренье, чтоб на земле изжить себя сполна и восхотеть в иное измеренье. В сомнениях, наверно, и уйду, не проронив ни слова и ни звука… Стою один в заброшенном саду. Любимая, как пережить разлуку?.. Борис Споров
Если пытаться заглянуть ещё дальше, то утверждается, что в вечности вообще нет времени. Своим скудным умом я всё же попытался хотя бы приблизиться к понятиям «время» и «вечность». В Догматическом богословии, написанным архимандритами Алипием (Кастальским) и Исаией (Беловым), сказано: «Время, в которое мы живём, имеет начало и конец. В жизни мира настанет мгновение, когда времени уже не будет (Откр. 10:6). Это случится в те особые 45 дней после низвержения сатаны в озеро серное, где уже будет пребывать антихрист и лжепророк (Дан. 12:11, 12). Это будет время серой мглы, когда солнца, луны и звёзд уже не будет. На небе будет сияющее изображение Креста Господня, который будет виден отовсюду. Не будет времени в обычном понимании; дни будут отсчитываться по церковному календарю, так как вовне перемен дня и ночи не будет, и никто не сможет узнать дня и часа пришествия Господа». («Знамения пришествия антихриста». По благословению архиепископа Иваново-Вознесенского  и Кинешемского Амвросия, «Новая мысль», 2005,с. 415)
Св. Иоанн Дамаскин (†776) пишет, что «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами — тогда будет один невечерний день». Вечность входит в условия нашего времени. Не случайно святые отцы избегают резко противопоставлять время и вечность. Время можно рассматривать как последовательность мгновений, каждое из которых причастно вечности. Вечность — остановившееся время, а время — это движущаяся вечность. Пережить вечность мы можем в молитве, когда человек, забыв всё вещественное, предстоит в молитве Богу, то время для него как бы не существует». Интересные и глубокие мысли высказывает в «Догматическом богословии» Владимир Николаевич Лосский (1903 - 1958) в разделе «Творение: время и вечность», но я не стану утомлять читателей.
Не скажу, что понял до конца, но в голове что-то забрезжило. И выражение «текущий момент» обрело некоторый смысл. А у вас?   
Преодолеем ли испуг
Перед безкрайностью Вселенной?
Сверкает мысль во тьме нетленной:
Мы вышли в изначальный круг.
Другая жизнь, другой закон
Соприкоснулись с нашим телом…
На что надеется тайком
Наш ум за видимым пределом?
Какое время там течёт,
Какое встретим измеренье?
Ответ, быть может, в нас живёт,
В самих себя, в своих сомненьях.
И, может быть, придут ко мне
Из глубины души впервые
Слова, стоящие на дне,
Как будто рыбы золотые.
Олег Смирнов
† «КОГДА МЕНЯ НЕ СПРАШИВАЮТ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ, Я ЗНАЮ, ЧТО ОНО; А КОГДА Я ХОЧУ ЕГО ОБЪЯСНИТЬ, Я УЖЕ НЕ ЗНАЮ ЕГО БОЛЕЕ». Блаженный Августин (353 — 430).

предыдущая    следующая