Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Продолжая разговор о псевдоправославной литературе, которая во множестве расходится сейчас по стране, мы беседуем с о. Александром БУДНИКОВЫМ, председателем Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятелем храма во имя св. пророка Илии на Пороховых.
— Отец Александр, а не пора ли государство подключить к борьбе за чистоту Православия? Не пора ли через суд призывать к ответу тех, кто клеветническим образом присваивает своим книгам архиерейское благословение?
— А кто же будет привлекать?
— Да хотя бы тот архиерей, от чьего имени было якобы дано благословение.
— А если там значится имя покойного владыки? Допустим, митрополита Иоанна (Снычёва)? Возможно, владыка Иоанн действительно благословил автора начать работу над книгой: «Работайте, мол, а я потом почитаю то, что у вас получится, и тогда уже будем говорить, давать вам благословение на издание этого труда или нет». А прочитать-то готовую книгу уже не успел: скончался. И вот теперь автор благословение на начало работы выдаёт за благословение на издание. А я больше чем уверен: познакомься владыка Иоанн с тем, что вышло из-под пера этого сочинителя, ни за что бы не стал его благословлять.
— В таком случае скажите Ваше мнение: не пора ли в Церкви ввести некий карательный орган для того, чтобы отслеживать всевозможное печатное самочиние?
— Да как же их отслеживать? Издательства-то частные, Церкви не принадлежащие, порою вообще никакого отношения к Церкви не имеющие. Они просто издают всё, что пользуется спросом: могут издать какого-нибудь «Отрока Славика Чебаркульского», потом сразу же эротический альбом, потом «Майн Кампф»… Кстати, вы знаете, что есть некая группа деятелей, которая уже написала икону Адольфа Гитлера? Вот ведь дожили до чего… Я вам так скажу: нестроения в государстве и нестроения в Церкви — явления одного порядка, одного корня. Для меня нет никакой разницы между дикими самочинными сочинениями вроде книг об «апостоле Самуиле», «отроке Вячеславе», о «науке телегонии» — и такими уродливыми порождениями нашего телевидения, как программа «Дом-2» и безчинства Ксении Собчак. Всё это плоды политики тех сил, которые у нас принято называть деструктивными. Всё это хорошо продумано, тщательно подготовлено врагами России и теперь сознательно, целенаправленно внедряется в умы и души наших сограждан. И я не могу с Вами не согласиться: борьба нужна, но возможностей для неё не так много. Вы знаете, что у нас в Патриархии есть Издательский отдел: там всё, изданное в Церкви, проверяется, процеживается — там уже не допустят ереси. Но мы-то имеем дело с частными издательствами!.. Вспомните выставку «Православная Русь»… Из каких только уголков России туда не приезжают! — как тут уследить за всеми русскими городами, за всеми издательствами?.. Посмотришь на прилавок — вот, вроде бы достойная, вполне православная литература, — но рядом лежит такое!.. Как тут быть?
— Но ведь у Церкви должен же быть опыт борьбы с подобными явлениями. Как она поступала в прежние времена?
— Раньше, до революции, в Церкви была единая Синодальная типография и был Цензурный комитет — весьма солидное учреждение; ведь тогда тоже издавалось немало литературы, но вся это было под контролем. И плюс к тому — государство: государство-то было заодно с Церковью!. А сейчас? Единственный выход: взывать к разуму настоятелей. Сколько раз мы говорили: «Отцы! Внимательно следите за тем, что именно продаётся в ваших церковных лавках!». Но у батюшек забот и без того много. Приезжает к нему современный книгоноша, привозит целый фургон всякой литературы: «Берите, отец Иван, — книжки всё хорошие, интересные, православные». Отец Иван посмотрит одним глазом: «Ну, что тут? Благословение вроде бы на всех книгах имеется… Значит, берём!» — и занялся более важными, с его точки зрения, делами. А прихожане как рассуждают: «Раз книга куплена в нашем родном храме, значит, она не может быть плохой!» Но тут надо заметить: если настоятель — добросовестный человек, то мы можем его убедить внимательнее относиться к выбору книг. А как быть, если настоятель сам придерживается того же мнения, что изложено в подобных книжках? Таких ведь тоже немало. Приходится признать: в начале 1990-х, когда священников катастрофически не хватало, в некоторых епархиях рукополагали людей без должной проверки, порою даже не вполне здоровых психически. Что теперь с ними делать? А между тем именно они и являются главными потребителями и пропагандистами псевдоправославной литературы: человека, подверженного прелести, тянет ко всему, имеющему нездоровый, бредовый уклон. Уверен, что вскоре священноначалию придётся отправлять этих людей за штат. Нельзя давать им широкую возможность влиять на умы прихожан — в противном случае секты и расколы будут множиться. Надо понимать, что сегодня нервы у народа на пределе: неустроенность, неуверенность в будущем, постоянный страх за своё благополучие, за своё здоровье, за саму жизнь — создают у массы населения тяжёлый стресс. А человек, подверженный стрессу, не способен здраво рассуждать, и любой сумасшедший возьмёт над ним власть — возникнет своего рода эпидемия безумия. Внушать же что-то больному человеку, взывать к его рассудку — дело безполезное. Посмотрите на поклонников «святого старца Григория Распутина» и тому подобных «святых»: эти люди не пробиваемы простой человеческой логикой, доводами разума — они сродни зацикленным на своей идее, зомбированным иеговистам. С ними душеспасительные беседы не помогут: пришло время для административно-канонических мер. Русский народ в целом остаётся верен вере отцов, но отличить подлинное Православие от подделки под него, понять разницу между святоотеческим учением и безстыдными кликушескими вымыслами — ещё не может: знаний маловато, опыт церковной жизни всё ещё очень мал. Нужно просвещать народ, просвещать терпеливо и настойчиво, а волков, пытающихся стать пастырями, решительно отгонять от нашего словесного стада.
Вопросы задавал
Павел ГОРЕЛОВ