Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Пучина милосердия и щедрот

Святая Церковь отмечает много праздников, посвящённых Богородице, одни — в честь событий земной жизни Пречистой, другие связаны с почитанием священных вещей, например, 2 июля — Положение ризы Божией Матери. Но Успение Богородицы стоит наособицу. В чём его сокровенный смысл для современного христианина? Что мы празднуем? На эти и другие вопросы отвечает клирик Благовещенского храма о. Евгений СТРУГОВЩИКОВ.
Успение всегда почиталось особенным образом на Руси, потому что Успение Пречистой является для христиан таким символом, знаком и светочем, который показывает, чем должна быть для нас смерть. Сама кончина воспринимается христианами как великий переход в жизнь вечную, как ступенька, которая вводит нас в новое состояние. Взгляните на икону «Успение Богородицы»: как там изображается это событие? — Христос приходит и забирает Матерь Свою. Это не смерть в обыденном понимании этого слова, не конец, это именно Успение — сон, переходное состояние. Заметьте, раньше человека хоронили непременно в белом. Почему? По той же причине, почему и венчали в белом, почему и священников рукополагают в белом — белый цвет символизирует возвращение человека в исконную чистоту, в начальное состояние, в состояние перехода. Белый цвет — цвет рубежа: прошлая жизнь заканчивается, впереди — всё новое.
И для нас, современных людей, праздник Успения — показатель того, чем является наша собственная кончина. Ничего не изменилось за два тысячелетия. Как говаривал один деревенский священник, отвечая на вопрос, как дела: «Готовлюсь к смерти». Вся жизнь христиан — подготовка к достойной смерти. Вот есть у нас святая — блж. Ксения Петербуржская, чьё имя означает «странница». В определённом смысле все мы — и мужчины, и женщины — «ксении», т.е. странники, ищущие путь к Божественному вечному Царству Воскресения из мертвых. Потому-то Успение Божией Матери — центральное событие в череде Богородичных праздников. Потому-то успение — ключевой момент в жизни любого человека. Наша кончина решает всё, это момент суда и истины, это откровение — кем мы стали, кем сделали себя в течение жизни земной, во что себя преобразили, реализовали ли Божий замысел о нас...
— Однако слово «успение» мы связываем именно с Богородицей, мы не говорим, например, «успение такого-то святого». Возможно, это от того, что Богородица телом было взята на Небо? Ведь когда апостолы, давая возможность попрощаться с Пречистой опоздавшему на погребение ап. Фоме, отвалили камень гробницы, Её тела там не было. Богородица окончила земной путь легко и безболезненно, как бы уснула на несколько дней…
 — Интересный вопрос… Думаю, если ссылаться на Св. Отцов, можно сказать и так. Ведь что значит «успение»? Это дверь, через которую мы проходим из этого мира в Царство Божие. А потому кончина любого человека может рассматриваться как успение. И наше успение всегда будет совершаться по образу Успения Богородицы. Даже для грешников, которые после Суда окажутся в аду, смерть — это тоже успение. Мы все проходим одни те же врата, просто у всех будет разное восприятие того, что их ждёт там…
Да, после кончины простых людей в мир иной берутся их души. Но мы знаем, что живыми были взяты на Небо пророк Илия, св. Енох и — помните ли кончину Иоанна Богослова? Он давал распоряжение ученикам, как его похоронить, а через несколько дней им надлежало прийти и извлечь его тело. Когда ученики пришли в назначенный срок, тела Иоанна в могиле не было. И хотя у Димитрия Ростовского не говорится о воскресении Иоанна Богослова, тем не менее, в Предании такой интересный момент присутствует. Но Пресвятая Богородица, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим…», в силу святости Своей жизни находится в исключительном положении, Она — лучшее, что выпестовало человечество за века своего существования, поэтому, говоря об Её переходе в мир иной, мы, чтобы выделить значение Пречистой, называем этот переход Успением. Воскресение Богородицы — событие исключительное в человеческой истории. Мы сейчас не говорим о Воскресении Христовом, ибо Воскресение Христово — это мерило всего, в котором всё сходится.
— Пред Успением Богородица молила Господа: «Приими дух Мой с миром и огради Меня от сил тёмных», т. е. просила, чтобы в час исхода Её души не видеть Ей князя тьмы и бесов адских. И мы на вечерне молим: «Пресвятая Богородица, буде ми предстательницей всей жизни и в час смертный избави от бесов и по смерти упокой». Но почему мы молим об этом Пречистую, а не Сына Божиего?
 — На самом деле у нас есть множество молитв, которые можно назвать защитительными, обращённых непосредственно к Богу. В частности, псалмы Давида. Другое дело, что бытует в нашем литургическом предании интересная особенность: если святой, праведник испытал какие-то переживания, тяготы, недуги и получил от Господа благоприятное разрешение сих проблем или исцеление,  то, если с нами случается та же беда, мы просим покровительства, небесного молитвенного предстательства у этого святого. Мы уверены, что он, являясь как бы сродником того же переживания или болезни, постигших нас, скорее услышит нашу боль и поспешит на помощь. Неудивительно, что Богородицу мы молим о том, чего Она Сама избежала по молитвам к Сыну Своему.
— Обстоятельства Успения Божией Матери дошли до нас благодаря описанию церковного историка Никифора Каллиста, который опирался на церковные предания и сочинения сщмч. Дионисия Ареопагита (I в.) и епископа Сардисского Мелитона (II в.). Т. е. все свидетельства довольно позднего времени. Почему никто из евангелистов, апостолов не оставил воспоминаний об Успении Богородицы?
 — Да, это давно заметили. И у Св. Отцов Церкви, которые оставили толкование на Св. Евангелие, и у богословов нового времени много замечаний относительно того, что в Евангелии очень мало места посвящено Пресвятой Богородице. Объясняют это по-разному. Как мне представляется, это происходит потому, что слишком ярким ещё было сияние Христа Спасителя – когда присутствует Сам Господь, всё остальное меркнет. Помните, как спросили у Иисуса – мол, почему не постятся Его ученики? Христос ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:15).    И вот это присутствие Христа Спасителя ощущалось среди апостолов довольно долго, Его Свет сопровождал их в течение всей жизни. Пришествие Избавителя на землю было главным событием в истории человечества, исполнением всей священной истории. И лишь когда Церковь Христова начала своё историческое шествие, когда истекли времена апостольского века, только тогда человечество начинает осмыслять случившееся и выносить суждения о том, что произошло. Кстати, во времена земной жизни Спасителя никто вообще не написал ни строчки. Зачем, когда живой Бог — вот Он, рядом? А когда апостолы, наконец, стали писать свои Евангелия, они в первую очередь писали о вочеловечевшимся Господе, ибо Он — исполнение всех чаяний людских. И только спустя десятилетия богословы начинают осмыслять значение Самой Богородицы. Кстати, ещё при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном был приведён пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело моё немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Её благодати изнемогло моё сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счёл Её истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
— Никифор Каллист писал, что многие не верящие в учение Христа покушались на жизнь Пречистой. Но, по логике, они должны были также не верить и в то, что Она — Матерь Божия, а ненавистное им Христово учение окружить стеной молчания, будто не было ничего. Чем им так мешала Богородица? Почему пытались Её убить?  
— По той же причине, по какой они распяли Христа Спасителя. Вспомните слова Христа: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше; но все то сделают вам за имя Мое…» (Ин.15:20). А замолчать учение Христа было невозможно, оно не умерло, а ученики Его сплотились вокруг Богородицы, ставшей центром притяжения всех христиан и выражающей здесь, на земле, присутствие Бога. В христианстве присутствует живой Христос, живой Бог, Которого греховный мир сей страшится и ненавидит. Значит, ненавидит и Ту, через Кого Господь пришёл на землю во плоти. Но Господь не допустил погибели Богородицы от рук убийц. Святое предание доносит до нас и тот факт, что даже во время погребения Божией Матери, когда шла похоронная процессия, иудейский первосвященник Афония в злобе пытался опрокинуть гроб с телом Пречистой, но невидимые Силы отсекли ему руки. И в современной истории мы знаем немало случаев, когда наказание настигло тех, кто взрывал храмы, рубил иконы, богохульствовал.
Как я уже говорил, невозможно было замолчать приход на землю Сына Божия, но каждый, кто узнавал эту Благую весть, вставал перед выбором — принять Господа в сердце своё или нет, выбрать за кем следовать — за Господом, соблюдая заповеди Его, или… Вот когда мы читаем страстное Евангелие, перед нами проходит вереница апостолов, и все они ведут себя по-разному: Иуда, предавший Учителя, Иоанн, который не убоялся и у Креста с распятым Спасителем стоял, и Пётр — он трижды отрёкся от Христа, но потом раскаялся, а ещё были просто зеваки и фарисеи. Это же срез всего человечества! С кем мы? Кто мы? Выбирает каждый сам.
Христианство — явление удивительное среди прочих религий. Как говорили Св. Отцы, в христианстве нет учения — в христианстве есть личность Господа Иисуса Христа, Богочеловека. Ведь Иисус Христос Сам не написал ни строчки, в отличие от Магомета, например, или Будды… Кроме разве что тех нескольких слов, начертанных на земле, коими Он обличил фарисеев в их грехах. Помните? Фарисеи сказали Иисусу: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями»... Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле…» (Ин.8:4-8). Так что же в христианстве главное?  Сам Господь Иисус Христос! Его великая жертва по имя спасения человечества от власти смерти и сатаны.
А Богородица — наша скорая Небесная Заступница и предстательница пред Господом. Поэтому завершить беседу хочу словами из дневника прав. Иоанна Кронштадтского: «Величайшая для тебя потеря, если ты не научился, не уверился, не привык с упованием, со смирением и благим дерзновением прибегать во всех скорбех и радостях к Матери Жизни, к этой пучине милосердия и щедрот».
Адрес: 197183, СПб, Приморский пр., 79. Тел. 430-60-50


Вопросы задавала
Ирина РУБЦОВА

следующая