Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ, ЧУДНЫЙ ХРАМ!

«Ангелом-хранителем Петра был святой, прошедший муки адские. Гордо носит Петербургский храм имя Исаакия Далматского». Можно ли представить себе Петербург без Исаакиевского собора? Нет, он  является столь же неотъемлемой частью нашего города, как собор Св.Петра  является частью Рима, собор Св.Павла — частью Лондона, а Нотр-Дам — Парижа. О создании Исаакия и его нелёгкой судьбе — а храмы, как и люди, имеют свою судьбу — рассказывает сотрудник Музея-памятника «Исаакиевский собор» Юлия Николаевна Покровская.
Первый Исаакиевсий собор был сооружён в 1768-1802 годах по проекту архитектора А.Ринальди. Но уже в 1809 году был объявлен конкурс на создание проекта переделки Исаакия: требовалось перестроить здание, «теряющееся», по мнению царя Александра I, на большой площади. В конкурсе приняли участие именитые архитекторы того времени — А.Захаров, А.Воронихин, В.Стасов, Д.Кваренги, Ч.Камерон… Тщетно: ни один проект не по сердцу императору. В это время «в Петербург приехал некто из Парижа… Архитектор. И хоть молод был на вид и совсем не знаменит, но такой проект представил, что сомнений не оставил: в Петербурге главный храм он построит — Монферран». Но быстро стихи складываются, да не скоро дело делается. Председатель Комитета по делам строений и гидравлических работ инженер А.Бетанкур и впрямь предложил перестройку Исаакия молодому Огюсту Рикару де Монферрану. А тот представил… 24 миниатюрных рисунка, в которых можно было найти китайский, индийский, готический, византийский, греческий стили и стиль эпохи Возрождения. Рисунки были представлены государю и так понравились Александру I, что последовал указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Работа началась.
Сорок лет, несмотря на отдельные ошибки и неудачи, на неизбежные козни завистников, Монферран оставался безсменным руководителем строительства. Рабочие любили талантливого, но душевного и простого в обращении архитектора, так похожего своей курносостью и голубоглазостью на русского мужика, и величали его на русский лад Августом Августовичем. А Монферран не переставал удивляться силе и умению русских рабочих, их способности трудиться дружно и слаженно. «Добывание гранитов, — писал он после посещения каменоломен, — труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют. Работы, возбуждающие наше удивление произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется…» Не раз за время строительства собора Монферран пользовался смекалкой русских людей. Так, выходец из Вологодской губернии Суханов придумал ручной способ выломки гранитных монолитов в Пютерлаксе (близ Выборга) для колонн. На скале чертили контуры заготовки, по ним сверлили отверстия, в которые вставляли железные клинья. Потом рабочие вставали так, чтобы перед каждым было по три таких клина, по которым они били кувалдами до появления трещины. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами и канатами и выламывали куски гранита. А что вы скажете о русском способе подрезки свай на одном уровне? Монферран по подсказке рабочих остановил работу насосов, но как только вода достигла нужной высоты, её откачали. Сваи обрезали по отметке, оставленной водой. Как говорится, «дёшево и сердито».
Но и гений Монферрана не дремал. Одной из сложнейших технических задач, которую он блестяще решил, была конструкция купола собора. Купол Исаакия — это три связанных между собой металлических свода: сферический, конический и параболический. Первый из них можно увидеть, если вы. войдя в собор, поднимете голову и посмотрите в центр главного купола. На этом своде расположилась чудная роспись Карла Брюллова. Коническая часть купола — это опора светового фонарика с восьмиконечным крестом. А снаружи мы видим параболический свод купола, покрытый позолоченными медными листами.
О русском методе золочения также стоит сказать несколько слов. Золочение главного купола, куполов колоколенок и крестов велось с 1835 по 1843 год огневым способом: листы меди покрывались расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. И хотя работы проводились на открытом воздухе, немало рабочих отравились ядовитыми парами ртути. Зато такой способ — долгожитель, до сих пор не требуется нового золочения!
Интересен и процесс отливки колоколов. В специальной яме устраивались кирпичный болван и глиняная форма. Рядышком, в печи, плавилась медь, в которую добавляли олово, чугун и серебро за несколько минут до отливки. Расплавленный металл стекал по желобам и заполнял форму. А чтобы успеху отливки не повредила «нечистая сила», перед литьём русские мастера нарочно распускали всякие неправдоподобные слухи. Чем нелепее слух, тем лучше звон колокола, верили они.
 Кстати, заметили, что в отличие от других православных церквей в Исаакиевском соборе нет специальной колокольни? Колокола подвешивались в четырёх небольших колоколенках, расположенных по углам здания. Это создавало особый звуковой эффект, когда, представьте только, двенадцать звонарей приводили в движение языки колоколов. Один современник писал: «Звон собора сильный, но приятный, и трезвон производится музыкально». Неудивительно: колокола собора были отлиты под руководством знаменитого валдайского мастера Ивана Стуколкина «по Высочайшему повелению из старинных сибирских пятаков». Другой секрет чудного звона Исаакиевских колоколов — высокий процент серебра.
Много ещё можно рассказывать о строительстве Исаакиевского собора. Но хочется рассказать о трагических днях в его судьбе — о том, как удалось сохранить чудо-собор, над которым трудились французский архитектор и около 400 тысяч русских рабочих, в годы Второй мировой войны. Немцы, не стесняясь, расстреливали город. Конечно, выстоять собору во многом помогли стены, которые Монферран распорядился сложить из кирпича толщиной от двух с половиной до пяти метров. А вместе с мраморной облицовкой это в четыре раза толще стен гражданских сооружений. Также для укрепления стен в кирпичную кладку вводили железные связи, выкованные русскими кузнецами. Но немало потрудились и сотрудники храма-музея: чтобы защитить Исаакий от авианалётов и артобстрелов, купол собора закрасили неброской серой масляной краской (ведь высота собора 101,5 м), чтобы скрыть сияние золотых куполов. Укрыли наружную скульптуру, окна замуровали кирпичом. Помещения Исаакия также стали складом для хранения музейных ценностей из многих храмов и музеев блокадного города — было создано объединённое хозяйство музеев. Около собора стояли аэростаты воздушного заграждения, зенитные батареи, со стороны Невы его охраняли военные корабли. Собор выстоял, но… 16 долгих лет после войны продолжались реставрационные работы. И только купол не нуждался в золочении.
Мы организуем экскурсии не только по самому собору, но и в его подвалы, где всё напоминает о военных годах. На одной из стен золотом выписаны имена тех, кто отстоял собор в годы войны. «Их не сломила блокада, война. Музейщики долг свой исполнили. Вы прочитаете их имена на выставке «Чтобы помнили».
Приходите: музей, храм Св.Исаакия Далматского ждёт вас. Приходите и увидите всё своими глазами.
Адрес: СПб, Исаакиевская пл., д.4. Тел.(812)570-19-12.

Пересказала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая