Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дню Победы посвящается

НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ…

Ту-95Третьего марта 1111 года впервые в русских летописях упомянуто о богослужении перед боем, а именно перед битвой св.царя Владимира Мономаха с половцами. И в наши дни сотрудничество с Русской Православной Церковью обретает всё больше сторонников в воинской среде. Ведь именно в воинском служении наиболее явно воплощается евангельская заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Церковь и Армия видят, как среди молодёжи происходит охлаждение любви к Родине, искажаются нравственные идеалы, и решили вместе этому противостоять. Встречи на Рождественских чтениях в Москве дают нам возможность заглянуть в отдельные епархии, стать соучастниками многих славных событий.

АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ НЕ НУЖНО МЕСТО В КАБИНЕ САМОЛЁТА

Дружба Церкви и Дальней авиации (ДА) зарождалась на заре появления самой авиации: во время Первой мировой войны был освящён самолёт «Илья Муромец». А в 1995 году командование ДА выступило с предложением создать храм на территории гарнизона в Новгородской области. На обсуждение был приглашён архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). Тогда же ему было передано прошение об освящении боевых самолётов. Владыка обратился в Московский Синод для разрешения этого вопроса, и вскоре появился утверждённый и благословлённый Патриархом Алексием II «Чин освящения боевого самолёта». Так владыка Лев стал родоначальником традиции освящения военных самолётов. И хотя на аэродроме застыла целая рота молодых священников, архиепископ лично выполнил эту нелёгкую миссию: ведь размах крыла стратегического бомбардировщика Ту-95МС — 50 метров. И теперь экипаж ракетоносца «Великий Новгород» может смело уповать на Небеса. По освящении обретается связь с небом, и, как шутят лётчики, «экипаж приобретает ещё одного члена экипажа — Ангела-Хранителя, — который не просит места в кабине». С тех пор были освящены самолёты во многих гарнизонах ДА.

В июне 2004 года между РПЦ и военно-воздушными силами был подписан договор, и в большинстве гарнизонов ДА началось строительство часовен и храмов. Даже в условиях вечной мерзлоты за Полярным кругом построен храм в честь пророка Божия Илии. Теперь и местные жители, и служащие авиагарнизона имеют возможность креститься, исповедоваться и причащаться. Но ещё раньше — 21 августа 2002 года — в штабе ДА Патриархом Алексием II была освящена часовня в честь св.пророка Илии. На её строительство лётчики и священники по крупицам собирали средства.

ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ МЫ НЕ ХОТИМ НИ ПЯДИ…

Будучи президентом России, В.Путин решил, что крупнейшая мировая держава не может обойтись без стратегической авиации: «С 1992 года Российская Федерация в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённых районах боевого дежурства. К сожалению, нашему примеру последовали не все. Это создаёт определённые проблемы для обезпечения безопасности РФ. В этой связи мною принято решение возобновить полёты стратегической российской авиации на постоянной основе».

— Для выполнения поставленной задачи действующих пилотов хватит, — доложило командование ДА. — Лётчики и техники могут работать круглосуточно. А вооружение у нас на уровне. Ту-160 — самый большой в мире боевой самолёт, дальность полёта сверхзвукового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла достигает 13 000 км, его основное оружие — 12 крылатых ракет с ядерными зарядами. По ударной мощи он превосходит все существующие аналоги.
Ту-95 — один из лучших стратегов: его турбовинтовые двигатели — лучшие в мире — позволяют при условии дозаправки находиться в небе сколь угодно долго.

17 августа 2007 года с семи российских аэродромов были подняты 14 стратегических ракетоносцев и дозаправщики. Они находились в воздухе 20 часов. Отныне патрулирование воздушного пространства стало регулярным в зонах судоходства и экономической деятельности РФ, и, напоминаем, самолёты ДА могут поражать цели на земле и воде при любой погоде, в любое время года.

МЫ МОЖЕМ СМЕЛО УПОВАТЬ НА НЕБЕСА

В июне 2007 года прошли V Всероссийские сборы военного духовенства на авиабазе ДА «Сальцы» под Великим Новгородом.

Дальняя авиация в лице командующего П.Андросова получила особое благословение от РПЦ — владыка Лев передал ковчежец с частичками мощей святых. Мощь ВВС отныне охраняют мощи Новгородских святых. «Теперь в армии никто и не вспоминает, как руководство ВВС прислушивалось к прогнозам печально известного Григория Грабового, — говорит Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров). — В планах даже учитывались его предсказания. Православное священство открывает духовные взоры военнослужащих на подобную ересь и привлекает их к благости Русской Церкви. Вот в часовне штаба ДА есть мощи св.Феодора Ушакова и блгв.Александра Невского. Иконы этих святых побывали в учебных полётах. Когда есть такие святыни, а духовная дружба связывает Армию с РПЦ, никто о Грабовом и не вспомнит. И я призываю священников терпеливо, не торопясь учить жить по заповедям Божиим наших офицеров и рядовых. И понимая их трудности, уважая их служение, — быть рядом, подставлять своё плечо, молиться за них самим и научить их молиться».

Лётчики приветствуют появление в своих рядах священников. «В какой карман лучше класть Библию? Можно ли из гильзы от танкового снаряда сделать походный колокол? Как бороться с дедовщиной освящённой водой?» — на эти вопросы без труда ответит армейский батюшка. И хотя в строю каждой десятой российской части стоит священник, по сути их пока рано называть полковыми капелланами. Но есть и боевые батюшки — те, на рясах у которых не только наперсные кресты, но и боевые награды.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступает за пастырскую службу в Вооружённых силах России. Правда, по словам Патриарха, ни армия, ни Церковь к отправке священнослужителей в армию пока не готовы.


КТО-ТО В СТРАНЕ ДОЛЖЕН БОДРСТВОВАТЬ

 Историк, преподаватель Академии Генерального штаба, полковник в отставке В.С.Сухоруков: — Император Николай I говорил: «В моей империи должны бодрствовать: священник, доктор и я». Под словами «и я» царь подразумевал армию и себя, поскольку государь есть первый офицер Русской армии. Но заметьте, священнику отведено первое место!

За всю историю существования Русской армии и Флота, начиная с иноков Осляби и Пересвета, духовные пастыри показывали пример достойного служения Отечеству. Со дня утверждения ордена Св. Георгия Победоносца в 1769 году по 1917 год отцами Церкви совершено немало подвигов. 400 человек были награждены наперсными крестами на георгиевской ленте! Самое большое количество крестов было получено в Первую мировую войну — 204. А награждались ими люди за отличие под огнём противника.

 Вспомним имена некоторых из них. При штурме Измаила, когда в Полоцком пехотном полку погиб командир и атака захлебнулась, впереди полковой колонны встал о.Трофим Кучинский и с крестом в руке повёл солдат на штурм. Полк задачу выполнил. За отвагу о.Трофим получил золотой наперсный крест на георгиевской ленте. А в апреле 1904 года, во время Русско-японской войны, священник Ярослав Ваховский после гибели командира, с крестом в руках, в полном облачении, поднял остатки полка, которые отбили вражескую атаку и дали возможность остальным частям выйти из окружения. Израненный батюшка попал в плен. Японцы, узнав о его подвиге, с почестями вернули его на Родину.

Генерал А.А.Брусилов, вспоминая о тяжёлых днях Русской армии 1915 года, писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастёрок мелькали чёрные фигуры. Полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением. Они навсегда остались там, в Галиции, не разлучившись со своей паствой». О.Евтихий Тулупов за мужество в Первой мировой войне был награждён орденом Св.Анны III степени с мечами и бантом и представлен к ордену Св.Георгия. Всего было награждено 20 священников. И в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов священники принимали участие в боях. Многие были награждены боевыми орденами и медалями. Героические усилия предпринимает Церковь в настоящее время в деле возрождения нравственных традиций и патриотизма.

Ещё хочу напомнить: мы должны быть бдительны в отношениях с нашим идеологическим противником. Надо совместными усилиями поддерживать в армии духовную безопасность. Потому что

Всё испытав, мы знаем с вами,

Что в дни психических атак

Сердца, не занятые нами, —

Немедленно займёт наш враг.

Займёт, сводя всё те же счёты,

Занять всё так же нам грозя

Сердца и головы — высоты,

Которых отдавать нельзя.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — В ПОМОЩЬ СВЯЩЕННИКАМ

 Председатель Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами Тамбовской епархии, полковой священник Игорь Груданов:

— Мне довелось служить в Тамбовском авиационном инженерном институте, и я столкнулся с проблемой, каким образом сочетать информацию и молитву, знания и веру? Я обратился к истории военного духовенства. Последний протопресвитер военного ведомства особое внимание уделял отбору кандидатов для военного духовенства. Это были священники, окончившие Духовную Академию по первому разряду. Также он присутствовал на богослужении молодых батюшек, слушал их проповеди. И, учитывая готовность и рвение каждого служить Господу, учитывая даже их внешний облик, протопресвитер решал, достоин ли тот быть военным священником.

Служение военного священника обширно. Он должен знать не только историю войскового священничества, но также знать потребности современных войск, владеть компьютерными информационными технологиями. Зачем? А вот, например, недавно, готовя воздушный крестный ход с участием Тамбовской авиабазы ДА, использовали специально разработанную систему «Автоматизация деятельности войскового священника». С её помощью удалось учесть всё — даже с какой стороны должен стоять экипаж воздушного судна при его освящении и что необходимо делать в конце крестного хода. И 6 декабря 2007 года по благословению митрополита Тамбовского и Мичуринского Феодосия (Васнева) на самолёте Ту-134 был проведён воздушный крестный ход.

Увы, с утра разгулялась непогода — сильный ветер, обледенение… Но едва начался крестный ход, выглянуло солнце — даже командир полка был изумлён. А когда самолёт приземлился, погода вновь испортилась. Лётчики убедились, что кроме знаний и навыков нужна молитва и Божие водительство.

Но войсковой священник должен не только проводить богослужения, крестные ходы, беседы… Он должен печься о духовной безопасности вверенных ему Господом чад — ограждать их от влияния сектантов и сатанистов, не оставлять наедине с бедой воинов-инвалидов и семьи погибших солдат и офицеров, участвовать в торжественных мероприятиях полка, помогать в выполнении заданий, стоящих перед частью.

НО МЫ ИДЁМ СВОИМ ПУТЁМ

Не только в России, но и в США и во многих европейских странах есть опыт взаимодействия армии с религиозными организациями. Модель США, дающая всем религиозным объединениям равные права и свободы, считается демократической. Поэтому в докладах госдепартамента США нередки претензии в адрес России, Китая, Ирана, Германии, Бельгии, Франции… ибо в этих странах сложились особые отношения армии с одной религией — религией государствообразующей нации. А это с точки зрения внешнеполитического ведомства США дискриминация по отношению к другим религиозным организациям. Но, по мнению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), предпочтение, выказываемое государством определённым религиозным общинам, не означает дискриминации религиозных меньшинств. Американское же правительство в первую очередь безпокоится о судьбе ряда протестантских деноминаций, не пользующихся в России преимуществами, которые имеет РПЦ, но являющихся в США мощными факторами влияния на власть. В США свобода совести вырождается в свободу только для солидных конфессий, имеющих влияние даже в конгрессе.

Различные формы деятельности военного духовенства есть почти во всех странах. На территории СНГ некоторые государства уже возродили институт штатного военного духовенства. Кстати, опыт деятельности капелланов зарубежных стран, наличие различных вер в Вооружённых силах не являются помехой в организации военно-церковной службы, даже наоборот. Служба капелланов помогает сгладить и предотвратить межрелигиозные противоречия. Но везде главную роль в выборе религии играют национальные традиции. В большинстве исламских государств, например, военные муллы имеют статус офицера и служат в каждом взводе. Для военнослужащих обязательны их занятия — 10 часов в неделю, ежедневный пятиразовый намаз и получасовая пятничная молитва. В европейских странах, согласно стандартам стран НАТО, капеллан есть в каждом батальоне. Он — действующий офицер, помощник командира части по религиозным вопросам и может, как в Великобритании, носить оружие. Но накопленный в этих вопросах опыт зарубежья нельзя слепо переносить в Вооружённые силы России.

 Во-первых, ни одно из перечисленных государств не имеет большинства православного населения. В США и в Германии это протестанты, в Южной Корее — буддисты, в Польше — католики. Во-вторых, условия формирования религиозных традиций в других странах иные. Например, население США и Канады сложилось из потомков людей, оставивших Родину и забывших свои национальные традиции. В-третьих, в каждой стране имеются исторические и геополитические особенности, повлиявшие на формирование Вооружённых сил и на создание системы государственно-конфессиональных отношений в армии. В-четвёртых, особенности служения военных капелланов на Западе не соответствуют православному миропониманию. В первую очередь — строгим запретом на миссионерскую деятельность в армии, где большинство — неверующие.

 Минобороны РФ, слава Богу, само решает, с кем ему дружить, и опору ищет в первую очередь в РПЦ. Тем более что у нас есть богатый дореволюционный опыт такой дружбы.                     

«ВЕРНЫЙ В МАЛОМ И ВО МНОГОМ ВЕРЕН»

 Заместитель главного редактора молодёжного православного журнала «Наследник» А.Ермаков: — Многие миряне и отдельные священники заявляют, что дела земные не должны глубоко захватывать сердце христианина, которое целиком отдано Небесному Отечеству и Богу. Договариваются даже до того, что не обязательно защищать Родину — земное Отечество, ибо оно временное, а главное, для чего мы живём, — спасение души и снискание Царствия Небесного, ибо истинное наше Отечество только на Небесах. Как гражданин России и как верующий человек, призываю противостать этой позиции, пока она не получила широкого распространения. Только-только государство, Армия и Церковь нашли друг друга, как появляются люди, кои, быть может, по неразумию, а может, и по злому умыслу хотят их разлучить. Да не будет этого! Не дадим загубить возрождающийся патриотизм, любовь к земле отчей. Да, Небесное Отечество — истинное Отечество человечества, и к нему надо стремиться, но и Родину нашу земную должно защищать, как сын защищает мать. А Россия-матушка — наша общая Мать, и нельзя отдавать её на поругание. Предадим Землю Русскую — земное Отечество, данное нам Господом, — недостойны будем и Отечества Небесного. Ибо сказано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

 Записала Ирина РУБЦОВА

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат и всё сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Михаил Львов

предыдущая    следующая