Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВЛАСТЬ КРОТКИХ

Проповедь, сказанная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ 3 апреля сего года на литургии в храме Казанской иконы Божией Матери посёлка Вырица

Ваше Высокопреосвященство митрополит Владимир, дорогие отцы, братья и сёстры! Для меня большая радость в этот памятный день у могилы преподобного и богоносного отца нашего Серафима Вырицкого помолиться вместе с вами.

У моей семьи, у моих родителей была особая духовная связь с этим святым: в Вырицу они приезжали часто — всегда, когда им требовалась помощь духовно опытного человека; и после таких поездок в жизни моей семьи происходили события важные, судьбоносные, и происходили они именно по молитвам прп. Серафима. Иногда он благословлял моих родных поступать так, а не иначе, даже несмотря на то, что логика жизни и весь уклад окружающего мира требовали совсем иного. В таких случаях поступки моих родителей, продиктованные глубокой верой и почитанием прп. Серафима, казались странными для окружающих, но на деле выходило, что последствия таких странных поступков были благими и спасительными. Поэтому память о св. прп. Серафиме всегда бережно хранилась в нашей семье; и я радовался великой радостью, когда благодатный старец был причислен к лику святых, и теперь молюсь ему в особенно трудные моменты своей жизни.

После избрания меня местоблюстителем Патриаршего престола, в преддверии Поместного собора, когда от меня требовались особые силы для выполнения столь ответственного послушания, я тоже постоянно молился прп. Серафиму. Знаю, что он слышал эту молитву и поддерживал меня в те трудные минуты. Естественно, что избрание Патриарха сопровождалось некими столкновениями, спорами, борьбой мнений, и в борьбу эту порой привносились человеческие страсти. Всё это очень понятно: даже в самое важное и святое дело человек привносит самого себя, привносит то добро и зло, которое живёт в его душе. Потому-то и избрание Патриарха сопровождалось не только молитвой, но и проявлениями человеческих слабостей и духовных недугов. И вот в тот момент, когда казалось, что страсти уже берут верх над разумом и верой, одной благочестивой женщине был сон, в котором она увидела прп. Серафима Вырицкого. Преподобный наказал этой женщине передать мне, тогда местоблюстителю, очень важные слова. Он сказал:

— Передайте Кириллу! Пусть он отвечает всем, кто слишком страстно относится к делу избрания Патриарха: «Всё свершится не так, как ты хочешь, но как хочет Бог».

Оградясь этими словами прп. Серафима, я и подготавливал Поместный Собор Русской Православной Церкви в полной уверенности, что в мире и единомыслии Собор изберёт достойнейшего — того, кому можно будет вручить попечение о нашей Русской Православной Церкви. И потому, конечно, первым моим сердечным движением после избрания было желание побывать здесь, у могилы св. прп. Серафима, помолиться и поблагодарить его за всё: за духовную поддержку, которую он оказывал благочестивым моим родителям, и за тот мудрый совет, который он преподал мне в самый, может быть, ответственный момент моей жизни.

…Сегодня в апостольском чтении вы слышали удивительные слова апостола Павла: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Когда мы встречаем кротких людей, то явственно видим: образ кроткого человека никак не соответствует идеалам, которые воспитывает современное общество. Такими идеалами являются сила, успех, хорошая карьера, способность добиваться поставленной цели. Людей, которые следуют этим путём, называют удачниками, и среди таких удачников кротких людей не бывает. Когда же нам говорят о кротком человеке, мы представляем себе существо слабое, ненадёжное, вызывающее снисхождение и жалость.

В человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. И чаще всего люди определяют степень своего развития, жизненной удачи по тому, какое положение в обществе они занимают. Поэтому стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, предрасположенной к развитию и совершенствованию. Иногда в жизни это стремление приобретает совершенно болезненное выражение.

А апостол говорит нам о кротости… И возникает вопрос: как можно грехи исправлять духом кротости? Ведь грех — это то, что присуще и сильным, даже самым сильным людям. Как же сильный человек услышит голос кроткого?

Но в странных по виду этих апостольских словах — величайшая мудрость. И мудрость эта должна в первую очередь быть воспринята теми, кто исправляет человеческие грехи,  — пастырями церкви. Ведь к нам приходят верующие, они исповедуют свои грехи, и нам нужно исправлять этих людей. И как часто мы слышим от того или иного священника грозное обличение наших грехов, сталкиваемся с совершенно непримиримым, жёстким учительством!.. Иногда это учительство таково, что оно даже порабощает человеческую волю.

А при чём же здесь кротость? Да ни при чём. Нет в таком учительстве кротости.

А значит, и не будет исправления грехов.

Исправить человеческие грехи можно только тем духом, в котором дышит любовь ко грешнику. А почему так? Да потому, что кроткий человек, поучая другого, в первую очередь помнит о своих грехах. А если, помня о своих грехах, ты слышишь о чужом грехе — ну разве хватит у тебя силы обличать этого несчастного? Подлинное пастырство, учительство и исправление грехов возможно только тогда, когда священно-служитель, через собственное сердце пропуская воздыхание кающегося грешника, отвечает ему, памятуя о своих грехах, — такое слово никогда не будет словом властным, сильным, поражающим волю.

Это слово будет всегда исполнено смирением и любовью. Человек устроен так, что когда ему говорят что-то противоречащее сложившимся у него привычкам, убеждениям, то, даже соглашаясь с этими словами, человек чувствует в сердце особое неспокойствие, внутренний разлад. Я скажу, что всякое обличение — даже самое справедливое — ранит человека и лишает его покоя. И в ответ на такие слова кающийся грешник всегда будет искать самооправдание и всегда почувствует некое желание воспротивиться столь грозному и строгому учительству. Пусть это грозное и строгое учительство очень мудро, пусть умом человек будет с ним согласен, но в глубине сердца ему будет очень трудно принять такое.

То, что справедливо в отношении пастырства, то справедливо и в наших, человеческих отношениях: ведь мы сталкиваемся с человеческой неправдой, с грехами, с раздорами, в первую очередь в наших семьях, среди родных и близких нам людей. Нам очень хочется исправить мужа — или жену… Детей — или даже престарелых родителей… Нам непременно хочется что-то подправить в их жизни. И нередко это желание справедливо: есть, есть нужда в исправлении! Нужно проявить власть!

…Почему один человек может господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение.

Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям. Потому что богатство — это всегда власть, в том или ином размере. Если человек имеет средства, которые по своему объёму превышают необходимые затраты на жизнь такого человека, то это означает, что ему вручается Богом особая ответственность за других. Добрые дела, благодеяния — это не прихоть богатого человека, а требование к нему, если он желает, чтобы богатство не обернулось погибелью души. Точно так же и для людей, обладающих политической властью,  требование служить другим заключает в себе единственное правильное и Богом определённое понимание власти.

То, что мы говорим о власти и богатстве, имеет непосредственное отношение и к власти церковной. В Церкви тем более всякая власть должна сопровождаться служением, и чем выше поднимается человек по ступеням церковной власти, тем более жертвенным и самозабвенным должно быть его служение. Только этим может оправдаться тот, кому Бог вручает власть над другими. Вот почему Спаситель, отвечая на странное вопрошение Иакова и Иоанна, говорит им: «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит» (Мр. 10:40). В противном случае это было бы нарушением Богом учреждённого порядка, разрушение которого приводит к уничтожению человеческой жизни.

Так будем же помнить великие слова апостола: «Исправляйте таковых духом кротости». Ибо нет другого способа властвовать, деятельно воздействовать на душу другого человека, как только любовью и кротостью передавая ему свои мысли, свои пожелания и разделяя с ним свою молитву.

Почему отец Серафим Вырицкий стал святым человеком? Почему к нему приходили сотни и тысячи? Почему с такой лёгкостью люди молятся у его могилы? Потому, что он исправлял людей духом кротости, — не силой, не властью, а духом кротости.

Жизнь, конечно, многообразна. Иногда мы сталкиваемся с такой несправедливостью, которую духом кротости не исправишь, — тут открывается некая иная сфера человеческой жизни, на которую не распространяются слова апостола Павла. Только на сферу духовной жизни распространяются эти слова, на наши отношения с ближними, над которыми мы не имеем власти и которых можно исправить только духом кротости.

Слова апостола Павла относятся также и к пастырям Церкви, осуществляющим своё учительство и исцеляющим людей от их духовных недугов. Пусть память о св. прп. Серафиме Вырицком поможет всем нам — и пастырям, и верующим людям — в общении с ближними, особенно когда это общение связано с исправлением грехов, всегда духом кротости творить благое.

Соб. инф.

следующая