Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

27 марта — чествование Феодоровской иконы Божией Матери

ВОСКРЁШЕННАЯ СТАРИНА

Божьей ли волей, царской ли прихотью объясняется желание Николая  II соорудить в своей летней резиденции — Царском Селе — комплекс построек в древнерусском стиле, но эта благословенная идея возникла после 1905 года, когда царская семья стала постоянно жить в Александровском дворце. Вскоре и случай представился начать строительство: в 1908 году командование Собственного Его Императорского Величества конвоя обратилось с просьбой о строительстве полковой церкви; было решено сначала соорудить временный походный храм во имя прп.Серафима Саровского в старом русском стиле, а затем приступить к строительству большого собора. Позднее эту временную церковь перенесли в нижний этаж Феодоровского Государева собора и устроили в виде Пещерного храма с сохранением престола прп.Серафима.

20 августа 1909 года состоялась закладка Феодоровского собора на том самом месте, кое указал сам Николай II, отмерив шагами расстояние от Александровского парка до поляны, прилегающей к нему. Образцом для собора архитектору В.Покровскому послужил Благовещенский собор Московского Кремля, являвшийся любимой домовой церковью первых царей дома Романовых. Феодоровский собор стал домовой церковью последних Романовых. Николай II вникал во всё, что касалось строительства и отделки храма. В его дневнике есть запись: «1914.
1 марта. Суббота. В 6.30 поехал с детьми ко всенощной. После обеда рассматривал рисунки образцов и цветов стенописи из ростовских и ярославских церквей для выбора в наш полковой Феодоровский собор».

Верхняя церковь включала главный престол во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Здесь и находилась главная храмовая икона, считавшаяся покровительницей дома Романовых. А называется икона Феодоровской потому, что хранилась с 1164 года в Городецком монастыре, в церкви св.Феодора Стратилата. Со времени её переноса в 1239 году в Кострому стала называться Костромской. А знаменит образ тем, что пред ним Михаил Фёдорович Романов дал согласие на вступление на Русский престол. В 1910 году в Костромскую городскую управу пришло распоряжение из Царского Села о создании копии с чудотворного образа Феодоровской Божией Матери «с тем, чтобы икону эту поднести Государю императору для помещения её в храм, воздвигаемый на средства Его Императорского Величества в г.Царское Село». Кстати, все иконы и утварь верхнего храма были изготовлены по старинным образцам. Нижний же храм украшали подлинные древнерусские иконы.

Хорошо молиться в Феодоровском соборе после его восстановления, на душе — мир и тишина. А вот что писал в своих дневниках Николай II: «1915 год. 8 июля. Среда. В 12.30 мы поехали на молебствие о даровании победы у Феодоровского собора, куда сошлись крестные ходы со всего Царского Села. Проводил с детьми духовную процессию до ворот в парке». И годом позже: «1916 год. 4 декабря. Воскресенье. В 10.30 поехали к обедне. Так хорошо молиться в Феодоровском соборе с казаками и солдатами».

Спустя 80 лет казаки и солдаты вновь появились здесь, но не в храме, а в Феодоровском городке — том самом, который после завершения строительства собора (отстроен в 1909-1917 гг.) был задуман Николаем II как комплекс домов для церковных служителей. Причём царь требовал, чтобы здания шатрами и башнями напоминали постройки Древней Руси. Так появился дом священников (Белокаменная палата), дом для дьяконов (Розовая палата), дом для причетников (Жёлтая палата), дом для низших служащих (пристройка у северной стены), Трапезная. 12 февраля 1917 года Николай II записал: «Осмотрел дом с Трапезною, который построен заботами Ломана в старом русском стиле — очень красиво».

Здесь-то, в небольшой келейке, на первом этаже Трапезной, и расположилась редакция газеты «Софийский Собор», которую выпускал в конце 90-х годов благочинный Царскосельского округа о.Геннадий Зверев. Засиживаясь над статьями допоздна, мы, корреспонденты, бывало, оставались здесь с ночёвкой. И вот однажды поутру нас разбудили человеческие крики, как от боли, и свист бичей. Что за напасть? Мы выскочили на крыльцо. Во дворе стояли виселицы, а с десяток оголённых до пояса людей, синевато-красных от грима и настоящего мороза, старательно орали под взмахами кнутов, мечтая о чашке горячего чая. Вот оно что! На подворье — а лучших декораций и не придумать — снимался эпизод фильма «Русский бунт» по повести Пушкина «Капитанская дочка».

Архитектурный комплекс зданий Феодоровского городка отразил творческие искания русских зодчих начала XX века и поиски духовных идеалов того времени. Возрождение древних традиций Святой Руси вдохновляло и должно было способствовать воскресению духовной жизни в России — в них царю виделись надёжность и устойчивость, — подъёму национального самосознания и укреплению единства между Церковью, царём и народом. Но началась Первая мировая война, и Феодоровский городок был превращён в лазарет, где царица с дочерьми ухаживала за ранеными. Вместо ожидаемой русской сказки пришли боль, страдания и смерть.

Последняя запись в царском дневнике: «12 февраля 1917 г. осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь всем работникам в русском деле. Николай». Через две недели после этого посещения произошла Февральская, а вскоре Октябрьская революции. Царь с женой и детьми был отправлен в Сибирь. В 1918 году их зверски убили под Екатеринбургом.

В 1933 году собор был закрыт, его иконы и утварь переданы в Русский музей и Казанский собор, где многие находятся и по сию пору. Феодоровский городок передали Аграрному институту. Лишь в марте 1992 года вновь открыл свои двери для верующих Феодоровский Государев собор. Общину и добровольных помощников в восстановлении храма вдохновляло чудо, явленное верующим: к началу богослужений была чудесным образом обретена утраченная было икона Феодоровской  Божией Матери. Многие царскосёлы хорошо помнят, как восьмилетний мальчик нашёл её неподалёку от храма. Ныне в соборе постоянно проводятся бого-служения. Совершаются службы в память об убиенном императоре Николае II и царской семье. О последнем императоре напоминает и бронзовый бюст, установленный рядом с собором в 1993 году.

 Адрес: 196607, СПб, г.Пушкин, Академический пр., 34. Тел. 466-61-69. Настоятель — епископ Петергофский Маркелл (Ветров).

Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая