Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По ту сторону

«В ТЕМНИЦЕ БЫЛ, И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ»

Да, зона заключения — это иной мир, своего рода государство в государстве со своей «уголовной конституцией». Об этом мире мы почти ничего не знаем, не хотим знать, боимся знать, зачастую презираем. Люди, попавшие в тюрьму, как бы заочно прокляты, отвергнуты нами. Но Христос сказал: «Приидите, благословенные Отца Моего…: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть… в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34-36). До революции Россия жила по этим заповедям. О том, что происходит по ту сторону ныне, рассказывает помощник председателя Отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями СПб епархии Константин Евгеньевич ТУМАНОВ.

 — Увы, преступность возросла: на сегодняшний день заключение отбывают 883 000 человек, из них 52 000 — женщины. Но число заключённых зависит не от уровня преступности в стране, а от уголовной политики государства по отношению к населению. Нынче эта политика носит инквизиционно-карательный характер. Наше государство считает нужным за украденный сотовый телефон или мешок картошки людей сажать и содержать годами. Но тюрьма не является местом для исправления, напротив, это хорошая школа преступности: посадили мелкого воришку, а вышел вор-профессионал, прошедший науку у многоопытных зеков. Человек в тюрьме безправен, озлоблен, и за отсутствием честной, нормальной работы в его мозгу постоянно кипит работа преступная. При этом содержание заключённого обходится в 20 000 евро в год

 — Не каждый работяга получает столько, трудясь в поте лица…

 — Не все деньги идут на питание и одежду заключённого, на эти 20 000 евро содержится здания тюрем, судов, начисляется зарплата охранникам, следователям, прокурорам… А вот на питание матери с грудным ребёнком, которые содержатся в следственном изоляторе, наше доброе государство отчисляет 30 рублей в день…

Не милуй, Господи, меня!

— Много сидит осуждённых безвинно или по пустякам? Очень уж ковырнули душу слова из письма зека: «Прошу: не плюйте на тюрьму. Здесь не все подонки. Мы не молим Господа о милости, не заслужили. Просим вас: «Поставьте за нас безымянную свечу». А если будет минутка, откройте 50-й псалом за узника Георгия…»

— Безвинных осуждённых не бывает. Но возможно, что сидит человек не за то, что совершил. Вот как ответил свт.Николай Сербский одному заключённому, жаловавшемуся на несправедливость: «Говоришь, что не виноват в том, за что осуждён. В драке погиб человек. Убийцы разбежались, а ты случайно оказался около мертвеца, когда подоспела охрана. Но, прочитав второе письмо, я воскликнул: «Ты заслужил наказание!» Если не именно за это преступление, то за все остальные. Всевидящий Судья знал множество других твоих проступков, но по милости Своей скрыл их от свидетелей на земле, ожидая твоего покаяния. Но ты не каялся, не исповедался, не молился… Только за жестокость по отношению к жене ты заслужил каторгу. Её рыдания предстали пред Богом. Чтобы отвратить тебя от зла, заставить вспомнить о душе и грядущем Страшном Суде, Судьботворец привёл тебя в ту ночь на место преступления. Тебя схватили и осудили на каторгу».

 А вспомните судьбу свт.Ефрема Сирина. Он в молодости много грешил, но осужден был за то, чего не совершал. У его соседа украли овцу, тот подал в суд на Ефрема. В заключении Ефрем стал расспрашивать преступников, за что они оказались здесь. В их проступках Ефрем узнавал свои грехи, за которые не понёс наказания. Он понял, что попал в тюрьму не из-за украденной овцы, но за все прошлые свои преступления, покаялся и стал молить Бога простить ему все прегрешения. Вскоре его освободили. Этот случай произвёл переворот в его душе: темница приняла его как грешника, а выпустила на волю как святого.

Добренький дядя наркотик принёс

— За распространение наркотиков много ли наркобаронов сидит?

— Не встречал. Но 80% малолетних преступниц от 14 до 19 лет сидят именно за распространение наркотиков. История у всех примерно одинаковая. Ей было 9-10 лет, она шла из школы домой — встретился «добрый» дяденька, предложил пакетик наркотиков. Любопытное дитя попробовало… понравилось. Второй раз, третий… В очередной раз просит: «Дяденька, дай!» А он: «Деточка, я что же, тебя всю жизнь снабжать буду? Вот возьми десять пакетиков — продай одноклассникам, тогда я тебе дам один пакетик безплатно». Так ребёнок становится распространителем наркоты, пока не попадётся. Почему привлекают малолеток? Потому что до 14 лет, согласно УК, дети уголовной ответственности не несут.

АД, СОЗДАННЫЙ ЧЕЛОВЕКОМ, ЖЕСТОК ДО УЖАСА

 — Мы с о.Георгием Валуевым кроме СИЗО посещаем тюремные больницы, служим в храме в Крестах. Когда я впервые перешагнул порог камеры в Крестах, я был потрясён: в камере, рассчитанной на 30 человек, находилось сто. Глаза разъедал жуткий смрад, я едва различал множество голых мужских тел в одних трусах, стоявших плечом к плечу. Спали они по очереди в три смены. Впечатление было, что я собственными глазами увидел ад. Мне один человек, находясь под следствием, писал: «Несколько раз мне было так плохо, что я молил Бога о смерти. Ад, созданный Богом, не может быть таким страшным, как этот ад, созданный человеком. Гос-
подь милосерднее, чем человек». Сейчас в Крестах около 2,5 тысячи заключённых, в середине 90-х было 14 000.

 А ведь такое скотское отношение к заключённым не характерно для русского человека, нам всегда было свойственно жалеть несчастных оступившихся (душегубы, маньяки-насильники, нелюди — дело другое). Сейчас мы очерствели сердцами, разучились сочувствовать и прощать, а виноваты во многом СМИ. Ведь пишут и показывают по ТВ самые жестокие преступления. Они есть, но случаи эти единичны. А у людей складывается впечатление, что сидят поголовно извращенцы-насильники, убийцы-изуверы. До революции узнику помогали, молились за него, а ненавидели его грех.

СИЗО: МАТЬ И ДИТЯ

 Когда мы только налаживали отношения с СИЗО (Арсенальная ул., 11), нас долго не пускали именно на отделение «Мать и дитя». В ответ на наши «почему?» ссылались то на карантин, то на какую-то эпидемию и т.д. Когда всё-таки пустили… впечатление от увиденного осталось на всю жизнь. Там были мамочки с грудничками и женщины на последних сроках беременности.

 Больше всего я был поражён вот чем. Когда я взял на руки малыша, покачал, потискал… все женщины стали подносить мне своих детей — в очередь выстроились. Так и прошла наша первая встреча. Один мальчонка, шустрый такой, постоянно крутился, ручки-ножки туда-сюда… Я сказал мамочке: «Давайте положим его в кроватку». И стоило мне только его уложить, он сразу же — палец в рот и уснул умиротворённый. Уходя, я спросил у охраны: «А зачем они все детей мне давали?» Кто-то ответил: «Потому что впервые их малышей держал на руках мужчина… как бы папа. Ребёнок должен чувствовать, знать мужские руки, обещающие защиту».

 — Почему родившихся в СИЗО или в тюрьме детей не отдают родственникам? Конечно, пусть сначала мама выкормит его грудным молоком… В семье всяко лучше, чем за решёткой. Ведь на детскую психику, на восприятие мира накладывается жуткий отпечаток.

 — Малышу главное — чтобы мама рядом была, кормила, пела, держала на руках. Вот когда ребёнку исполняется три-четыре года, он начинает уже соображать, но отдавать его бывает просто некому… Закон гласит, что человек, осуждённый впервые, должен отбывать наказание в местной колонии, где его могут навещать родные. Но в Ленобласти нет женской колонии с детсадом. Есть ясли в СИЗО, но ведь там женщина ещё под следствием, а когда она получает срок, ей предстоит нелёгкий выбор: ехать во Владимир за тысячи километров от Питера с ребёнком или отдать его в детдом. Вообще судьба осуждённой женщины много трагичней, нежели мужчины. В «Крестах» жёны отстаивают огромные очереди, чтобы посылку мужу передать, свидания добиться. А мужья с осуждёнными жёнами чаще всего разводятся, заводят новую семью, начинают жизнь с чистого листа. Дети тоже оказываются не нужны. Участие в их судьбе принимают бабушки, тёти, но не собственные отцы.

 — Краем уха слышала, что разрабатывается закон, согласно которому осуждённые женщины, имеющие малолетних детей, будут получать отсрочку до наступления совершеннолетия самого младшего. Если малышу два года, то срок она будет отбывать спустя 16 лет. И все эти годы призрак тюрьмы будет сопутствовать ей… Но когда её наконец посадят, это, возможно, будет уже совершенно другой человек, раскаявшийся, не способный на преступление.

 — Пока не слышал о таком законе… Но это действительно будет духовно совершенно иной человек, переосмысливший свою жизнь, возможно, слёзно покаявшийся и получивший прощение от Господа. И тюрьма будет страшным ударом и для неё, и для детей.

 — Слышала, что в тюрьмах насилуют женщин-заключённых…

 — Это нереально. Мне рассказывали, что, наоборот, некоторые заключённые женщины провоцируют на грех охранников, чтобы забеременеть и тем самым улучшить условия своего заключения.

ОТ СУМЫ ДА ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ

 — В начале беседы вы обронили фразу, что духовную работу необходимо вести не только с зеками, но и с теми, кто их охраняет. Каковы результаты?

 — Поначалу служащие думают, что священники приходят исключительно к заключённым. Но о.Георгий сразу проясняет: «Я прихожу и к осуждённым, и к вам. Посещайте службы, задавайте вопросы. Господь ждёт вас». И, глядишь, тюремные служители начинают потихоньку подтягиваться в храм, интересоваться верой, просят благословения на какие-то дела. Иных батюшка лично приглашает: «Зайдите, пожалуйста, в храм. Мне надобно с вами побеседовать». Это если на кого-то поступила жалоба от осуждённых.

 — А не вызывает у них раздражения, что вот пришёл батюшка и начинает их учить, как жить, как относиться к заключённым?

 — Батюшка умеет говорить со всяким человеком, какое бы положение тот ни занимал. Он не поучает, он просто напоминает, что согрешить может каждый и нынче они поставлены Господом охранять осуждённых, а завтра всё может перемениться; что к заключённым нужно относиться со строгостью, но милосердно; что Церковь борется за спасение душ узников. Недаром многие святые угодники шли к страждущим в тюрьмы и лазареты, по мере сил облегчая их участь. И охрана начинает вести себя более сдержанно.

В былые времена заключённых кормила милостыня

До екатерининских времён заключённых содержало не государство — их питали и одевали сердобольные люди. Заключённых сковывали по 3-4 человека, выводили на городскую площадь, и они просили милостыню. Граждане могли расспросить их об условиях содержания и передать вещи, продукты, денежные пожертвования.

 — Если бы сейчас заключённых перевели на такой режим — пожалуй, они бы умерли с голоду.

 — Да… А раньше даже у молодожёнов была традиция: набирали корзину съестного со свадебного стола и отвозили в тюрьму.

 Эта система просуществовала до 1865 г. При императоре Александре III произошла её перестройка: было создано единое тюремное управление (раньше этими вопросами занимались 11 ведомств, а местные тюрьмы были подчинены губернаторам). Россия на тот момент переживала сложный экономический период, после отмены крепостного права начались массовые разорения. Однако под мощным давлением общественности были в 25 раз увеличены расходы на этапирование, даже перевозить заключённых стали по железным дорогам, хотя в то время это был привилегированный вид транспорта. И хотя в 1879 году создаётся Главное тюремное управление, а деятельность попечительских обществ сворачивается, ещё до 1917 года тюрьмы были открыты для посещений. К осуждённому мог прийти священник, представитель сельской общины, городского или местного сообщества, к которому принадлежит узник; в те времена было распространено освобождение под поручительство прихода или по ходатайству общины перед императором. После революции всё изменилось. Созданные распределительные комиссии (существовали до 1924 г.) были жёстко централизованы и в основном решали вопросы об условно-досрочном освобождении. В 1919 году при них дополнительно были созданы наблюдательные комиссии, которые контролировали работу всей пенитенциарной системы — тюрем, психиатрических больниц, изоляторов…

История посещения тюрем в России закончилась в 1919 году. А жаль, дореволюционная система имела немало преимуществ. Во-первых, огромную роль в области исполнения уголовного наказания играли общественно-государственные структуры. Во-вторых, не было закрытых от общества сфер — любая проблема, связанная с охраной и содержанием заключённых, с режимом, обсуждалась открыто. В-третьих, в состав попечительского общества обязательно входили представители Церкви — священники и миряне, несущие узникам утешение и религиозное просвещение. В-четвёртых, попечители не стеснялись критиковать государство. Так, под давлением общественности было отклонено несколько циркуляров, среди них и предусматривающий телесное наказание подследственного в качестве уголовного наказания (было разрешено до 1914 г.). В-пятых, тюремная система учитывала национальность людей, их обычаи. Например, у казаков была своя пенитенциарная система, контролируемая государством, но достаточно независимая.

МОНАСТЫРЬ. ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ — ТЮРЬМА?

— Читала, что в прежние времена многие казематы строились при монастырях. Это помогало исправлению и приходу к вере.

Например, Кирилло-Белозерский монастырь, строившийся еще в XV веке, содержал тюремные застенки. Стены монастыря сооружались для борьбы с внешним врагом, и одновременно строились в нижнем ярусе северного прясла крепостной стены и в других частях крепостных стен 14 казематов для заключенных. Камеры были малы: 1,8 на 1,8 м, имели небольшое четырехугольное окно на волю с решёткой. Была и общая комната с двумя окнами, смотревшими на монастырь, а в толще наружной стены — ещё две общие длинные узкие камеры. Пищу узников (на пожертвования богомольцев и за счёт монастыря) окропляли святой водой. Начальником монастырской тюрьмы являлся настоятель обители, а монахи несли послушание, организуя порядок дня заключённых. Особо опасных узников размещали в стенах монастыря так, чтобы они могли слушать богослужение, хотя на саму службу не допускались.

 — Конечно, заключение в монастыре имеет много положительного: заключённые ежедневно слушают или посещают службу; их часто исповедует и причащает батюшка; стражи — милосердные монахи; богомольцы приносят гостинцы. Но сидеть в монастырской тюрьме благо только для верующих, коих прежде в России было большинство. Ныне много безбожников и равнодушных. Их будет раздражать колокольный звон, запах ладана, а смиренный вид монахов покажется нарочитым. Вместо исправления, может возникнуть ненависть к вере. Кроме того, за что иноков-то наказывать? Дело монахов не преступников обихаживать, а молиться, отмаливать у Господа Россию и нас грешных, в том числе и осуждённых.

Проповедовать Евангелие заключённым нужно в доступной форме, как это делали Апостолы, призывая язычников не делать другим то, чего бы они не хотели, чтобы делали им. За нарушение Закона Божиего и государственного неизбежно настигает кара. По слову пророка Давида, люди, проливающие кровь и обманывающие, не доживут до половины дней своих. Статистика подтверждает: средний возраст правонарушителей в России 30 лет… Но важно и после освобождения духовно окормлять бывшего заключённого. Постепенно вокруг священника и прихода соберутся люди, вставшие на путь исправления, надёжные помощники. Это увенчает дело нелёгкого служения тюремных пастырей и покажет, что зло не истребить злом, но любовь и Евангельское благовестие творят чудеса.

 Записала Ирина РУБЦОВА

Решётка ржавая, спасибо,

Спасибо, старая тюрьма!

Такую волю дать могли бы

Мне только посох да сума.

Запоры крепкие, спасибо!

Спасибо, лезвие штыка!

Такую мудрость дать могли бы

Мне только долгие года.

Не напрягая больше слуха,

Чтоб уцелеть в тревоге дня,

Я слышу всё томленье духа

С Екклезиаста до меня.

Уж я не бьюсь в сетях словесных,

Ища причин добру и злу,

Но в ожиданье тайн чудесных

Надеюсь, верю и люблю.

Александр Солодовников (†1974)

предыдущая    следующая