Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Утром 5 декабря 2008 года отошёл ко Господу пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II

Патриарх Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 г. в г. Таллине в глубоко верующей семье. Отец Патриарха — Михаил Александрович Ридигер (†1962) — уроженец Санкт-Петербурга, в 1940 г. окончил Богословские трёхгодичные курсы в Таллине и 16 лет был настоятелем церкви в Таллине. Мать — Елена Иосифовна Писарева (†1959), уроженка г. Ревеля.

В конце 30-х годов родители вместе с сыном совершили две паломнические поездки в Свято-Преображенский Валаамский монастырь, что во многом определило духовный жизненный путь Патриарха. С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии епископа Таллинского и Эстонского Исидора (†1949). В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 г. В 1953 г. о. Алексий окончил Духовную Академию и был удостоен степени кандидата богословия. 3 марта 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры о. Алексий был пострижен в монашество, а 14 августа того же года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским. 14 октября 1961 г. епископ Алексий назначен заместителем председателя ОВЦС МП. С 22 декабря 1964 г. архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного Синода. 29 июня 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший престол. Интронизация состоялась 10 июня 1990 г.
Несмотря на огромную занятость, Святейший Патриарх читал и нашу газету, поддерживал её в трудную минуту.

Милосердный Господи, упокой душу верного раба Твоего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Вечная память!

†††

В память о всенародно любимом Патриархе Алексии II, отце нашем, мы даём подборку из его последних выступлений.

На мою долю в качестве главы Церкви выпала задача, как говорится в книге Екклесиаста, собирать те камни, которые были бездумно разбросаны. Я размышлял не об оказанной мне чести и не о славе, а о громадной ноше: каким путём пойдёт Церковь, как сложится её будущее, во многом зависело от моей твердости, взвешенности, благоразумия. Оглядываясь сегодня на 15 лет, прошедшие со дня моей интронизации, видишь, сколько было пережито не только чисто церковных, но и государственных потрясений… Передо мной встала особая задача: надо было установить отношения невмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви и одновременно — невмешательства Церкви в политические процессы страны. Отныне государство и Церковь должны были связывать уважительные отношения, а в целом ряде областей — даже партнёрские. Тут и установление межнационального мира, согласия в обществе, и предотвращение межрелигиозных конфликтов, и борьба с болезнями века — наркоманией, алкоголизмом, нравственной распущенностью… Так что простодушием было бы при интронизации впадать в ликование. Простите невольный каламбур: тяжел ты, куколь Патриарха.

Многие говорят, что Церковь спасает Христос, а не люди. Это верно. Но верно и то, что без человеческих усилий помощь Божия не спасает. Неуничтожима Вселенская Церковь. Но где знаменитая Карфагенская Церковь? Есть ли православные верующие сегодня в Каледонии, в Малой Азии, где прославились Григорий Богослов и Василий Великий? На наших глазах была уничтожена Церковь в Албании… И в России были силы, желавшие того же…
Господь способен воздвигнуть человека из глубины самой страшной бездны. Господь может исцелить и вернуть к праведной жизни и целый народ.

Конечно, вопрос о Родине — это слишком обширный вопрос… Ограничусь только некоторыми соображениями. Безусловно, для меня понятие Родина — не только Отчизна, обозначающая страну, в которой человек родился, но это слово несёт в себе также и любовь и чувство долга, заботу и ответственность о семье, о доме, в котором мы живём, городе, крае, ибо все мы призваны созидать благо для государства, в котором живём, должны помнить о своих братьях и сёстрах, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему.

«Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя» — это слова Христа Спасителя. Надругательство над памятью умерших аморально. На Руси говорится: о мёртвых — или хорошо, или ничего. Когда из уст политиков звучат слова, что солдаты Великой Отечественной войны — это пьяницы и мародёры, такие речи недостойны государственных деятелей.

Некоторые приходы и епархии до сих пор делают акцент на внешнем строительстве. Строить, возрождать, украшать храмы необходимо. Но я уже не раз говорил: разве может быть признано нормальным положение, когда закупается дорогая церковная утварь, строятся дома для духовенства, устраиваются обильные торжественные трапезы, а на воскресную школу, на цели просвещения, на работу с молодёжью, на издательскую деятельность, на интернет-страницу не выделяется ни копейки? В таком случае у пастырей возникает более чем реальная опасность остаться одинокими среди внешнего благолепия.

Сейчас, мне кажется, фарисействующих стало меньше. Они постепенно отсеиваются. Остаются те, кто сознательно пришел к вере. На самом деле, думаю, нет человека, который бы совсем не верил. Только — во что? Одни говорят, что верят в добро; другие — в сверхъестественную силу, в высшее начало… А некоторые пришли к истинной вере в Бога. Процесс этот сокровенный, он идёт исподволь, внутри, и не враз вырывается на поверхность. Не бывает так, что сегодня — атеист, а завтра — истово бьющий поклоны… Не нужно, совершенно не нужно торопить ход событий.

Я никогда не делил людей на верующих и неверующих. Если у неверующего человека есть потребность задать мне какие-то мучающие его вопросы, я рад, коли беседа поможет, развеет колебания. И меня всякая встреча обогащает.

«Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Я считаю, что гордость — это грех. И карьеризм — тоже грех. Человек должен добросовестно служить на том месте, где поставлен. В миру существует поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». В Церкви не совсем так.

Апостол Павел учил: «Не скорбите, как прочие, не имеющие упования». Я усердно молюсь, чтобы тяжкие недуги миновали мою паству, уповаю в своих надеждах на Господа. Но и деятельной помощью, заботой, участием нельзя пренебрегать. Согласно христианской религии болезни и скорбь готовят человека к великой встрече с Богом. В то же время надо облегчать страдания ближнего, помогать продлить его дни.

Это противоестественно, когда верующие видят Патриарха лишь по телевизору, знают в лицо по православному календарю, где напечатаны его портреты. В свою очередь, Патриарх должен быть осведомлён о церковных делах не только из отчётов и докладов епархиальных архиереев. Возрождение Церкви нельзя осуществлять, находясь только в Москве. За годы Патриаршества я побывал в 82 епархиях, в некоторых — по много раз. В провинцию начал выезжать, ещё не будучи Патриархом — являясь митрополитом.

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии.

Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается во время Великого поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва.
Смысл служения Церкви — приобщить мир радости Христова Воскресения.

†††
Сырой декабрь. Унылые дожди,
Как будто плачет с нами и зима.
Что ждёт нас, грешных сирот, впереди? —
Всё тяжелей и гуще ночи тьма.
К закату дни стремительно спешат,
И возвратится всяка плоть во прах,
Но верить не решается душа,
Что чад своих покинул Патриарх.
И только вера, что в сердцах горит,
Вливает в наши души тихий свет.
И вновь Живое Слово говорит,
Что Пастырь жив — у Бога мёртвых нет.

Татьяна ЕГОРОВА, СПб
 

предыдущая    следующая