Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 декабря — день святой великомученицы Екатерины

НА КРУГИ СВОЯ

Антон Овсянников. КрещениеЧто старше: здание Академии художеств на Университетской набережной или домовый храм при этом здании? Странный вопрос — но ответ на него ещё более странен: домовый храм, оказывается, старше того дома, для которого он был предназначен. Когда в 1765 году Екатерина Великая повелела строить для Академии художеств новое, роскошное здание, строительство начали с молебна о закладке церкви, и вышло так, что не храм возводится при Академии, а Академия при храме. Но потом положение дел круто изменилось: Академию давно построили, уже вышли из неё первые выпускники, затем последовал второй выпуск, третий… А храм всё доводили и доводили до ума и никак не могли закончить. Только в 30-х годах XIX века юные художники получили возможность помолиться в собственной церкви. Они, конечно, и раньше молились,  но во временном, солдатском походном храме, привезённом с какой-то баталии, пропахшем порохом и местами продырявленном пулями. Интересно: когда церковь строили, то решено было освятить её во имя св. прп. Иоанна Дамаскина; походный же солдатский храм был посвящён Духу Святому; а когда строительные работы кончились, высочайше было повелено домовую церковь освятить во имя св. вмц. Екатерины (память 7 декабря) — в память о царице, воздвигшей новую Академию.

Говорят: XVIII век, XIX век — время вольнодумное, нецерковное, одним словом — Синодальная эпоха; а студенты — они и вовсе безбожники от природы… Но эти студенты — молодые художники — свой храм любили и как тепло вспоминали о нём в зрелые годы!.. Ведь задумывалась Академия как некий светский монастырь: учащиеся жили здесь на полном пансионе, по строгому, почти монастырскому, уставу, а клир в Екатерининской церкви должен был непременно состоять из монашествующих; потом эти строгости, конечно, смягчились, клир стал набираться из белого духовенства, но любовь и привязанность к своему храму у студентов осталась. И в самом деле: если в Европе XIX века религиозная живопись всё больше хирела, вырождалась, то в России всякий живописец почитал за честь написать картину на евангельский или церковно-исторический сюжет. И может быть, многими шедеврами русской живописи мы обязаны скромному студенческому храму, в котором сердца учащихся согревались любовью к Богу, к Евангелию, к Церкви…

Здесь когда-то великого Врубеля отпевали, и пел на отпевании великий Шаляпин… Да разве только этими двумя замечательными именами ограничивается история Екатерининского храма? Революция, понятно, всё перекроила: есть фото, на котором мы видим храм превращённым в спортзал и каких-то могучих женщин, выжимающих гири там, где когда-то люди Богу молились… Но... «возвращается ветер на круги своя», и молитва возвращается в заброшенный храм. Выпускники вновь пишут картины на библейские сюжеты, а настоятель возрождённого Екатерининского храма игумен Александр (Фёдоров) — монах, ведь Екатерина Великая так и задумывала, чтобы только иноки служили здесь…

— Отец игумен, скажите, служить в домовом храме легче, чем в обычном, городском?

— Легче — это неподходящее слово. Тут лучше так сказать: в нашем храме, как мне кажется, можно больше пользы приносить людям. Прихожане все наперечёт, и есть возможность не работать с ними «поточным методом», а к каждому подходить особо, для каждого находить свои слова. Можно не спеша подготовить взрослого человека к крещению, молодую пару — к венчанию, кающегося — к первой исповеди… Прихожане знают друг друга, помогают друг другу — и не по приказу, не ради мероприятия, а просто по-родственному, по душе. Приходская жизнь — семейная жизнь.

— Студенты полюбили свой храм?

— По крайней мере они не чувствуют его чужим. Вообще никакого противостояния у нас ни с профессорами, ни с учащимися никогда не было, даже в первые дни… Впрочем, нет… Вспоминаю один печальный, даже трагический случай… Мы хотели получить себе маленькое подсобное помещение, но тогдашний проректор по хозяйству в ответ на нашу просьбу сказал такую страшную вещь: «Вы туда войдёте только через мой труп!» Так и вышло: прошло совсем немного времени — он заболел и умер. Вот что может произойти, когда человек не думает, что говорит. Господь ему судья, а я этого несчастного судить не имею права. Но это был только один случай — в остальном мы живём очень мирно, сотрудничаем плодотворно… Поначалу, когда храм наш ещё не вышел из разрухи, я любил говорить на проповедях: «Братья и сёстры, посмотрите на наши ветхие стены! Это отражение наших с вами душ!» И однажды, когда я по привычке хотел сказать эти слова, мне вдруг стало понятно: фраза-то устарела, стены наши общими трудами уже пришли в должное состояние — постепенно, почти незаметно… Надеюсь, что и души тоже обновились, хотя бы отчасти… Порою приходит человек, который помнит наш храм ещё клубом, смотрит, удивляется и говорит: «Надо же! Изменений не так уж много, а пространство стало совсем иное!» И в это же время приходит другой человек, церковный, и начинает нас жалеть: «Бедные вы, бедные! Помещение не намоленное, запущенное…» И тот и другой правы: от клуба мы давно ушли, но работы впереди ещё много, очень много… Но сейчас такой разноголосицы в оценках уже нет. Люди просто говорят: «Как хорошо у вас!»

— Мы говорили, что в прежние времена студенты любили брать для своих дипломных работ библейские темы. А сейчас?

— Да, сейчас эта традиция возродилась! Не все, конечно, но многие студенты защищают подобные дипломы. И порою очень удачно получается! Ещё в 1989 году, до открытия храма, помню, появилась одна из первых работ — «Крещение Руси» Светланы Серебряковой. Это скульптурная группа, один из её фрагментов стоит у нас в храме: там две женщины — Византия и Русь, старшая передаёт младшей маленький православный храмик — веру Христову. А вот, взгляните: работы братьев Овсянниковых, Степана и Антона — «Ночь в Гефсиманском саду» и «Деревенская иордань»… Очень сильные полотна, особенно «Ночь»…

Я рассматриваю маленькие репродукции больших полотен. К сожалению, «Ночь в Гефсиманском саду» вышла не отчётливо, достоинства подлинника в ней проглядывают мало, а вот «Иордань»…

— Это не Рождественский храм в Надкопанье? — спрашиваю. — Всё узнаваемо: и река, и церковь…

— Нет, не думаю, — отвечает отец игумен. — Это, что называется, образ собирательный…

Может быть… А батюшка на картине очень похож на отца Иоанна Миронова…

— А вы знаете, что теперь у нас забот прибавилось? — продолжает о. Александр. — К нашему приходу приписали собор в Петропавловской крепости. Вы представляете, какая это ответственность: сердце города, усыпальница наших императоров!.. Он, конечно, принадлежит музею, и полноценную службу там организовать пока не получается. Летом какая служба? Там с утра до ночи туристы толкутся… Сейчас, с холодами, вновь начинаем регулярные богослужения.

— Каково там служится?

— Очень благодатно! Особенно ранние литургии — это такой подъём духа, такой свет!..

— А как же «екатеринбургские останки»?

— Ну, что ж… Благодать они не заслоняют. Хотя, конечно, признать их подлинными я не могу. Позиция Церкви ясна: если мы их признаем, а они окажутся ложными (что, несомненно, и выяснилось бы рано или поздно), то получится, что Церковь обманула верующих. Это недопустимо ни в коем случае. Я знаю многих авторитетных учёных, которые решительно отрицают подлинность останков, и не вижу смысла спорить с этими людьми. Но храм остаётся храмом, и благодать — благодатью. Хочу обратиться ко всем читателям вашей газеты: поддержите наш приход, помогите своей молитвой, своим участием в бого-служениях возродить церковную жизнь в Петропавловском соборе. Приходите к нам. Мы служим по воскресным и праздничным дням, вечернее богослужение начинается в 18-00, ранняя литургия — в 8 часов утра. Если будут какие-то вопросы, звоните по телефону  328-07-51. Ждём вас!

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая