Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Божье дело

ИСААКИЙ — ШКОЛЕ

Ю.Покровская с кусочками смальты, которой выкладываются мозаичные иконы«Собору огромному равного нет. Его возводили почти сорок лет! Какой многотрудной должна быть работа, чтоб встали вокруг 112 колонн и купол в лучах засверкал позолотой! Но кто ж архитектор? — Известен он вам: построил в столице собор-великан зодчий великий — Огюст Монферран». Да, речь идёт об Исаакиевском соборе. А стихи сочинили работники Музея-памятника «Исаакиевский собор». Эти и другие стихи, содержащие полезную информацию о соборе, маленькие экскурсанты разучивают на занятиях, которые проводят специалисты Исаакия в помощь школе. Подробнее о проекте «Исаакий — школе» расскажет зам. начальника отдела по работе со школьниками Юлия Николаевна ПОКРОВСКАЯ.

— Столько знаний по всем школьным предметам хранит в себе Исаакий, что нам захотелось поделиться ими. Так было решено кроме экскурсий вести абонементные занятия для школьников от 1-го до 11-го класса. На этих занятиях ребята познакомятся с историей петербургской храмовой архитектуры XVIII-XIX веков, с устройством православного храма и его внутренним убранством. Причём разговор (совмещённый с экскурсиями) ведётся не только об Исаакиевском соборе, но и о Сампсониевском и Смольнинском соборах и храме «Спас-на-Крови». Дети прослушают лекции: «Православные праздники в живописи и скульптуре Исаакиевского собора», «Иконы праздничного ряда» и другие. Узнают, в царствование каких императоров возводился собор (Александра I, Николая I, Александра II). Смогут без запинки ответить, из чего сделаны сваи собора (из просмолённой корабельной сосны), где вырубались гранитные монолиты для изготовления колонн (в каменоломнях Пютерлакса), какие меры были приняты по защите здания в годы Великой Отечественной войны и многое другое.

— Я понимаю, как сведения об Исаакиевском соборе можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории, черчения, рисования, краеведения, географии. Но на уроках химии, физики… не представляю.

— Вот сейчас мы совместно с педуниверситетом им.Герцена и НИИ общего образования готовим учебно-методическое пособие для уроков химии в 8-9-м классах. В пособии — темы уроков, задачи, вопросы, рисунки. Кроме того, учитель химии может провести урок-экскурсию в Исаакии. Хотите почувствовать себя учениками, вспомнить школу? Тогда я сейчас кратко проведу урок химии, для примера. Тема: «Каким способом золотили купол Исаакиевского собора. Чем этот способ опасен для человека?» — Золотили купол способом огневого золочения, о котором заслуженно писали следующее: «Едва ли есть другое искусство, более опасное для жизни и здравия людей, как золочение меди и бронзы». Дело в том, что медные листы покрывались тонким слоем раствора золота в ртути (золотой амальгамы), а затем их медленно прогревали над жаровнями с раскалёнными углями. Ртуть испарялась, а золото осаждалось на поверхности листа тончайшей плёнкой. При содержании в амальгаме 20% золота на поверхности металла образовывалась плёночка толщиной около 1 микрометра. Золочение повторялось трижды, и в результате получалось покрытие в 3-3,5 мкм.

Испарявшаяся ртуть вызывала многочисленные отравления рабочих, однако в XIX веке никакой другой способ золочения не достигал глубины и желтизны огневого, поэтому его продолжали использовать до завершения работ. Золочение главного купола — кстати, это самый большой золочёный купол в Европе, — куполов, колоколен и крестов Исаакиевского собора велось с 1835 по 1843 год. И на каждом листе мастер, отвечавший за качество работы, ставил своё клеймо. Качество действительно было отменным. За всю историю существования позолота не потребовала реставрации и повторного золочения!.. Интересно? Далее мы задаём ребятам задачи и дополнительные вопросы.

А вот, к примеру, задачка по физике: «В ясный солнечный день Иаакиевский собор освещён солнечными лучами и отбрасывает тень длиной 71 м 65 см. Человек ростом 1 м 70 см стоит рядом с собором с солнечной стороны, и его тень при этом равна 1 м 20 см. Определите высоту собора». Попробуйте решить.

Дети получают знания даже через загадки. Вот послушайте:

Ангелом-хранителем Петра

Был святой, прошедший муки адские.

Гордо носит петербургский храм

Имя Исаакия… (Далматского)

О художниках мы забывать не вправе.

Сколько их, великих мастеров,

Храм расписывало… Но без слов

Потрясает «Богородица во славе».

Автор вам известен — Карл…

(Брюллов)

Надеемся, наши экскурсии, лекции, учебные пособия и занятия по абонементам вызовут у детей интерес к изучаемому в школе материалу, помогут глубже узнать и полюбить наш Санкт-Петербург.

Адрес: СПб, Исаакиевская пл., д.4. Тел.(812) 570-19-12.

 Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая