Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

УБИТЬ ЧЕЛОВЕКА?

На вопрос читательницы журнала «Русский Дом» отвечает протоиерей Александр ШАРГУНОВ.

Дорогой отец Александр! Ме­ня очень смутили высказывания православных богословов, один из которых весьма известен и почитаем. Это митрополит Антоний (Блюм). Он пишет: «Бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи толь­ко медицинского порядка. Когда зачинается ребёнок, который будет уродом, — да, в таком случае аборт допустим. Когда ты думаешь о том, что вот родился этот ребёнок; пока он ещё малюсенький, это еле за­метно. Но если человек вырас­тет, ему будет 20 лет, и 30 лет, и ещё столько лет, и в течение всей жизни — ниче­го, кроме физической муки, фи­зического страдания или психи­ческой растерянности, не бу­дет. И вот тут, я думаю, мож­но медицински рассматривать вопрос о том, что да, в данном случае законно было бы совер­шить аборт. Потому что — имеем ли мы право присуждать десятилетия психического и физического страдания пото­му только, что мы хотим, что­бы этот ребёнок родился и был бы моим сыном, моей дочерью. Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, я думаю, тут есть очень серьёз­ный вопрос, который можно ре­шать врачу, даже верующему, в этом порядке» («Вопросы брака и семьи»).

А вот высказывание протоиерея Георгия Митрофанова, преподавателя Санкт-Петер­бургской Духовной академии, об эвтаназии: «Не всякое лишение человеком себя жизни может рассматриваться как грех. Допустим, человек убеждается в том, что он болен неизлечи­мым заболеванием, которое приведёт его к мучительной смерти, которая лишит его возможности уйти из жизни в покое и в сознании и обреме­нит его близких материальны­ми и моральными затратами на бессмысленное продление его жизни. И человек хочет про­ститься с этим миром, с близ­кими людьми в полном сознании и не переживать тяжёлых фи­зических мучений, превращаю­щих его в страдающий кусок мяса. Разве мы можем уподобить этот осознанный выбор человека самоубийству в клас­сическом смысле слова?»

Оба эти рассуждения про­диктованы как будто сострадательной заботой о человеке, гуманизмом. Может быть, они понятны неверующему человеку. Но христианина они не мо­гут не шокировать.

Л. Антонова, г. Москва

В этих рассуждениях два ас­пекта. Один как будто чисто практический, другой — бого­словский. Хотя не бывает бого­словия, не связанного с жизнью. Чем более «богословский» под­ход, тем более практическое он имеет значение.

Во-первых, сколько мы знаем случаев, когда как будто бы са­мая точная диагностика неожи­данно оказывалась ошибочной! Но дело даже не в этом.

Святые отцы говорят, что, от­вергая посылаемый за наши гре­хи крест, мы не облегчаем своё положение, а делаем его вдвойне тяжёлым. Крест остаётся, но те­перь мы будем нести его без по­мощи Божией. За убийство од­ного непригодного, с нашей точки зрения, для жизни челове­ка Бог пошлёт для нашего вра­зумления ещё больше таких страдальцев. Если возможно оправдать это убийство, почему не оправдать убийство людей, «неполноценных» с точки зре­ния интеллектуальной, классо­вой, расовой или ещё какой-ни­будь иной? Может быть, это бу­дет жестоко сказано, но вспоми­наются знаменитые опыты над заключёнными в нацистской Германии с целью выведения «хорошей породы» путём стери­лизации «неарийцев».

Столь же тупиковым является по своим последствиям чисто «богословский» подход. Чело­век — это всегда явление, самое великое чудо Божие. В нём — одно из самых славных откро­вений Христовых тайн. Челове­ческий эмбрион — уже знак творческой любви Божией, дей­ствие Его творческой свободы, Его великолепия. В нём уже присутствует замысел Божий о написании его в Книге Жизни, начало исполнения его призва­ния. В чудесном Царстве Хри­стовом не у всех один и тот же путь. И самые последние, самые убогие, в том числе в физиче­ском плане, могут по дару Хри­ста стать среди первых. Извест­ны случаи, когда родившиеся калеками — без рук, без ног, сле­пые — достигали святости. Ве­лика свобода Божия — непости­жимая и непредвиденная и всегда созидательная. Безчисленны лучи, отражающие взор Божий.

Только ложное понимание пу­тей Промысла Божия может по­ставить христианина, испове­дующего веру в милосердие Все­сильного и Премудрого Бога, пе­ред лицом такого безумного вы­бора, о котором вы сообщаете. По существу — перед лицом отчая­ния. Иллюзии и отчаяние не да­ют Богу действовать в нашей жизни.

Всякий раз, когда мы умаляем жизнь до границ настоящего времени, не открывая её будуще­му, мы закрываем её в печали, в банальности и бездарности во­инствующего или просто ин­дифферентного к тайнам жизни атеизма. Именно в этом заклю­чается великая трагедия совре­менного мира: закрытость к ре­альности вечности и попытка найти ответ в сегодняшних его идеалах — может быть, иногда как будто неплохих, но всегда препятствующих полноте чело­веческого призвания. И потому неизбежно разрушительных. Вплоть до оправдания убийства и самоубийства.

Какие бы ни были у нас скорби и испытания, мы должны приносить их к Богу, к подножию Хри­стова Креста. Самые великие трудности рождаются не только из-за нашего непонимания тай­ны человека, но и из-за непонима­ния Бога и смысла испытаний. Когда мы не предаём свои скорби в руки Божии с верою и молит­вой, возникают наши взаимные непонимания друг друга, появля­ются тёмные мысли и пережива­ния. Мы доходим до предела на­ших сил — физических, психиче­ских, нравственных и духовных.

Да, испытания порой превос­ходят наши силы. Но чем больше у нас скорбей в этой «долине слёз», тем большее уготовано нам утешение. Таков непреложный закон, о котором непрестанно напоминают все святые. Всюду Царство Божие развивается и углубляется, преодолевая труд­ности и терния, преграды и сор­ную траву разного рода. У каждо­го сантиметра земли — своё со­противление. И семя укореняет­ся не без труда. Только слёзы, как свидетельствуют все святые — подлинные богословы, — делают землю мягкой и плодоносной.

Подлинное качество жизни не зависит от простого отсутствия несчастий, страданий и бед. Оно заключается скорее в том, благодаря чему жизнь становится безконечно драгоценной. С небес мы должны смотреть на землю, потому что Сын Божий смотрел на неё с небес и избрал её для своего пребывания. Только так мы можем почтить Христа и почтить нашу землю.

предыдущая    следующая