Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

НИКТО МОЛИТВЫ НЕ ОТНИМЕТ

В неделю третью по Пятидесятнице (6—12 июля) по благословению Святейшего Патриарха Алексия II установлено празднование всех святых по-движников веры и благочестия, святителей, новомучеников и исповедников, проходивших своё служение в пределах СПб епархии и канонизированных по решениям Священного Синода, утверждённым на Поместных и Архиерейских Соборах РПЦ.

ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫМИ БОГУ «ДАЖЕ ДО КРОВЕ»

Первой жертвой безбожной советской власти стал царскосельский пастырь протоиерей Иоанн Кочуров (†30.10.1917). Известный миссионер и храмоздатель, о.Иоанн был убит в самом начале Всероссийской смуты, став первомучеником Русского духовенства в XX веке. Затем в Петрограде мученическую кончину принял известный петербургский протоиерей Пётр Скипетров (†19.01.1918), отстаивавший от гонителей святыни Александро-Невской Лавры. Летом-осенью 1918 года в Петербурге и его окрестностях были убиты священномученики: протоиереи Философ Орнатский, Алексий Ставровский, Борис Клеандров, Николай Сперанский, Вячеслав Силин, Пётр Успенский, духовник Царской семьи о.Александр Васильев. Сама Царская Семья: Император Николай II, Императрица Александра Феодоровна, Великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и Цесаревич Алексий с целым сонмом мучеников Царского рода и их верных слуг были убиты в июльские дни 1918 года на Урале.

С момента начала гонений на веру по 1941 год были замучены и расстреляны многие известные петербургские пастыри и монашествующие, а также простые верующие миряне — офицеры гвардии, армии и флота, убиенные с особой жестокостью, горожане и селяне.  Сегодня наш рассказ о священномучениках, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Рассказы составлены по материалам, предоставленным председателем Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия СПб епархии протоиереем Владимиром СОРОКИНЫМ.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ, ЕПИСКОП ПРИЛУКСКИЙ (1870—1930)

Священномученик Василий (в миру Зеленцов Василий Иванович) родился в семье священника Иоанна Зеленцова, служившего в с.Замораево Раненбургского уезда Рязанской губернии. Василий с ранних лет проникся истинной любовью к Господу, что и определило его дальнейший жизненный путь: закончив СПбДАиС и став кандидатом богословия, он преподавал в Екатеринославской духовной семинарии, затем был назначен Екатеринославским епархиальным миссионером. На состоявшемся в 1917—1918 годах Всероссийском Поместном соборе В.Зеленцов вместе с другими иерархами выдвигает требование о восстановлении Патриаршества в РПЦ. А 13 ноября 1917 года он выступает с пророческой речью, в которой задолго до начала массового большевистского террора предостерегает: «Государство будет жить и издавать законы, какие ему вздумается, и ведь оно не захочет считаться с природой Церкви. Мы должны ожидать целого ряда законов, которые будут вредны для Церкви».

В 1918 году было закрыто духовное училище, в котором преподавал В.Зеленцов. Тогда по приглашению епископа Полтавского Феофана он переезжает в Полтаву, где служит епархиальным миссионером, но в светском звании. Когда гонения на Церковь усилились, Василий окончательно решает посвятить свою жизнь служению Богу: в 1919 году он принимает монашеский постриг.

Назначенный клириком Свято-Троицкого храма, о.Василий вскоре становится его настоятелем и, в противовес комсомолу, создаёт при церкви Покровское христианское общество молодёжи. После богослужений он выступает с вдохновенными проповедями, на которые собиралась чуть ли не вся Полтава. Паства любила своего наставника за горячую молитву и за безграничное милосердие и любовь к ближним: не имея денег даже на проезд, он каждый день пешком обходил окраины города и раздавал нищим и голодным людям пожертвованные на церковь деньги, одежду и продукты. Кроме того, он взял к себе на иждивение четверых осиротевших детей.

Меж тем гонения на Русскую Церковь усиливались, и в 1922 году по указу Ленина, под предлогом помощи голодающим Поволжья, повсеместно стали насильственно изымать церковные ценности. О.Василий просил власти дать ему разрешение на сбор денежных средств вместо разграбления храмов. Но безбожники, не скрывавшие подлинных причин гонения на Православие, ответили отказом, обвинив батюшку в «антисоветской агитации». Летом 1922 года о.Василия арестовали. Над пятидесятилетним священником учинили судебный процесс, который возглавил коммунист прокурор Бендеровский, а «свидетелем» выступил председатель полтавского ГПУ Линде. Линде прилюдно заявил батюшке: «Как служителя и врага советской власти, я тебя с удовольствием расстрелял бы»…

Но тогда батюшку не расстреляли: высшую меру заменили на пять лет лишения свободы в Харьковской тюрьме. Освободившись, о.Василий был хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Но в 1926 году он вновь арестован и приговорён к трём годам концлагеря на Соловках, затем отправлен в ссылку в Иркутскую область, в д.Пьяново Братского района. Но и в этой глуши батюшка продолжал свой подвижнический труд. 9 декабря 1929 года он был этапирован в Москву, в Лубянскую тюрьму. 7 февраля 1930 года владыка был расстрелян.

Сщмч.Василий (Зеленцов) похоронен на Ваганьковском кладбище. Архиерейским Собором в 2000 г. причислен к лику святых.

СЩМЧ.ВИКТОР (ОСТРОВИДОВ, †02.05.1934), ЕПИСКОП ГЛАЗОВСКИЙ

 Священник Виктор (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви с.Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии.

 В 1903 году Константин закончил Казанскую духовную академию, получил степень кандидата богословия. В том же году он постригается в монашество с именем Виктор, рукополагается в иеромонаха и направляется в г.Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Подворье было учреждено 5 декабря 1903 года для предотвращения развития старообрядческого раскола в Хвалынском уезде.

 В 1904 году иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской Духовной миссии. В июле 1908 года старший иеромонах Виктор, находясь в Киеве, принял участие в IV Всероссийском миссионерском съезде, где прочёл доклад об обширной деятельности на Святой Земле католического духовенства и о бездействии РПЦ.

22 ноября 1910 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря СПб епархии с возведением в сан архимандрита, а в сентябре 1918 года был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Но недолго пришлось ему здесь прослужить: в декабре 1919 года он был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. А в 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. Вятичи вспоминали, что владыка был характера прямого, чуждого лукавства, спокойного и жизнерадостного, любил детей, находя в них нечто сродное себе.

 Весной 1922 года было создано и поддержано советскими властями обновленческое движение, направленное на разрушение Церкви. В мае 1922 года арестовали епископа Вятского Павла (Борисовского), а в права исполняющего его обязанности временно вступил епископ Виктор. К нему поступило письмо председателя обновленческого ВЦУ епископа Антонина (Грановского) с призывом к ликвидации Патриарха Тихона и содружеству с советской властью. В ответ владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, он объяснял, что группа лиц, кажущаяся иерархами Церкви Христовой, «усиливаются самозванно, самочинно, воровски захватить управление Русской Православной Церкви в свои руки…»

 25 августа епископ Виктор был арестован. На допросе он сказал, что воззвание против ВЦУ составлено им. 23 февраля 1923 года владыка был приговорён к трём годам ссылки в маленькую деревушку, расположенную среди болот Нарымского края.

 В 1926 году ссыльному владыке разрешили вернуться в Вятскую епархию, которая пришла в плачевное состояние: многие священнослужители ушли к обновленцам. Архиерей-исповедник принялся за восстановление епархии, начался возврат приходов в Патриаршую Церковь. Через два месяца — новый арест, пастырю было объявлено, что на три года он лишается права проживать в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Вятке, но место пребывания разрешили выбрать. Владыка выбрал г.Глазов Ижевской губернии Вотской области и был назначен епископом Ижевским и Воткинским.

29 июля 1927 года заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий выпустил по требованию властей декларацию, в которой провозглашал лояльность Русской Православной Церкви по отношению к власти. Преосвященный Виктор в феврале 1928 года написал «Послание к пастырям», в котором подвергал критике позиции, обозначенные в декларации. Владыка был арестован и отправлен в Москву. Его обвинили в распространении документов с призывом не подчиняться советской власти как власти диавола, а претерпеть от неё мученичество. 18 мая епископ Виктор был приговорён к трём годам заключения в Соловецком концлагере.

 Один из заключенных, писатель О.Волков впоследствии вспоминал, как владыка говорил ему: «Ты, сынок, должен понять, почему сюда власти попов да монахов согнали. Отчего это мир на них ополчился? Да не люба ему правда Господня стала, вот в чём дело! Но не забывай, что тут хоть туго да жутко, а духу легко…»

 4 апреля закончился срок заключения, но уже 10 апреля 1931 года его приговорили к ссылке в Северный край, в д.Караванную вблизи районного с.Усть-Цильмы на три года, а 10 мая 1933 года приговорили к трём годам ссылки в ещё более отдалённое с.Нерицу на берегу Печоры. Его работа заключалась в пилке и колке дров. Жизнь в условиях Севера, откуда под маркой коллективизации вывезли все запасы продовольствия, была тяжелая — с голодом пришли болезни. 2 мая 1934 года владыка скончался от менингита и был похоронен на сельском кладбище.

1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора и перенесены в Вятку, в женский Свято-Троицкий монастырь.

 Мы храним молитвенную память о петербургских новомучениках, подвиг которых заключается в мужественном исповедании перед воинствующим безбожием верности Господу нашему Иисусу Христу и вере православной даже «до крове» и мученической кончины.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая