Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Вообще-то крестным ходом в музей ходят, скажем так, не часто — и по понятным причинам. Но всё зависит от того, какой музей, какая выставка. Есть такие выставки, побывать на которых — словно приложиться к великой святыне. И прекрасный пример тому экспозиция, устроенная в Царскосельском Александровском дворце, под названием «Царский крест».
Что такое Александровский дворец? Место жительства, семейное гнездо последнего русского императора. Здесь царская семья соединялась в своём родном кругу, подобно всякой православной русской семье, — здесь и стены дышат простым домашним уютом, теплом родственной любви. Именно сюда, в Александровский дворец, 17 мая 2008 года пришёл крестный ход, возглавляемый двумя архиереями — архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием и епископом Петергофским, настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе Маркеллом. Огромная толпа православных — из Петербурга, из области, из Екатеринбурга — шла вслед за архипастырями: благодатное обаяние святой Царской семьи привлекло сюда многих.
На торжественной церемонии открытия выставки владыка Викентий сказал:
— Ещё недавно наши екатеринбуржцы — тогда свердловцы — хвастались: «В нашем городе царя убили!» — и даже: «Мы царя убили!» — и с гордостью показывали место этого злодейства. Радостно сознавать, что теперь в душах моих сограждан эта нелепая гордость уступила место раскаянию и горьким раздумьям. Слава Богу, что теперь мы можем говорить о своей любви к Государю не дома, на кухне, по секрету, а прямо посреди этого прекрасного города, на этой красивой площади, перед тем самым дворцом, где Царь жил в окружении своей благочестивой семьи.
Выставка была открыта, и несколько сотен человек устремились в те самые комнаты, которые служили когда-то семейным приютом для Государя. Святость Царя-страстотерпца — и это многие понимают — выражается не только в его мученической кончине. Семейная жизнь Императора также дышит праведностью и подлинной христианской любовью. Быть может, главная заслуга устроителей выставки в том, что они сумели передать именно этот семейный, тёплый дух, который не разрушается ни блеском музейных витрин, ни огромными толпами посетителей. Экспозиция очень проста и выразительна: домашние и парадные одежды всех членов Царской семьи, книги, иконы (их очень много), детские игрушки, портреты… Ощущение таково — как ни странным это может показаться, — что ходишь по квартире простой питерской интеллигентной семьи: всё очень скромно, продуманно, чисто, светло…
Бывая в музеях-квартирах, смотришь в первую очередь вот на что: ощущается здесь присутствие хозяина, того, кому посвящена выставка, или нет, или всё засушено, залакировано, бездушно. В Александровском дворце присутствие Царской семьи ощущается очень живо. Особенно явственно видишь в этой обстановке Великих княжон: умную, раздумчивую Ольгу, светлую, душевную Татьяну, сильную, деловитую Марию и весёлую, непоседливую Анастасию… Впрочем, может быть, это только моё ощущение, возможно, вы явственнее почувствуете дух родительский — Царя и Царицы…
Очень много самых различных документов… Как говорят устроители, выставка рассчитана на вдумчивое изучение, а не на беглый осмотр. Это верно. Мне из всех этих документов запомнились два. Во-первых, автограф Николая Гумилёва: стих-поздравление ко дню рождения Анастасии — листок, исписанный рукой замечательного поэта, простые, тёплые строки. «Сегодня день Анастасии, и мы хотим, чтоб через нас любовь и ласка всей России к Вам благодатно донеслась… Забыв о том, что накануне мы были в яростных боях, мы праздник пятого июня в своих отпразднуем сердцах. И мы уносим к новой сече восторгом полные сердца, припоминая наши встречи средь Царскосельского дворца».
И ещё один автограф… Подлинный кусок обоев из подвала Ипатьевского дома. На выцветшей светло-зелёной бумаге аккуратно по-немецки выведено одним из палачей: «Царь Валтасар этой ночью был убит своими рабами» (отрывок из стихотворения Гейне). Что бросается в глаза? Твёрдость почерка, уверенность руки, никаких запинок в написании латинских букв: это писал совершенно спокойный, уверенный в своей правоте — и не русский — человек. Каким-то потусторонним холодом веет от маленькой бумажки. А всё-таки этот холод не в состоянии победить тепло царскосельских комнат.
Стоит побывать на выставке просто для того, чтобы отогреть душу этим теплом.
Фёдор СВИРСКИЙ
Выставка открыта в Царском Селе, в Александровском дворце, с 17 мая по 31 августа.