Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ИСТОЧНИК, НЕ ПОДВЛАСТНЫЙ МУТИ…

Любому человеку свойственно мыслями возвращаться в своё духовное детство. Вспомним дни минувшие: пятнадцать лет назад всем нам верилось, что наконец-то закончился безбожный плен вавилонский и поэтому пора народу нашему возвращаться к родным берегам — к Святой Православной Церкви. Казалось, что вновь чудесным образом совершается Крещение Руси! И стало воистину знаменательным событием явление в апреле 1993 года живого вестника этих процессов — первой православной газеты, зримо свидетельствующей о том, что жива вера в народе русском. Пребывая в радостном пробуждении от летаргического сна безбожия, мы наивно думали, что на самом деле нас очень и очень много — людей, которые просят Бога об одном и том же… О, святые дни, исполненные трогательной детской мечтательности!

А в действительности оказалось, что духовная жизнь человека очень трудна, что в масштабе нашей новой истории «много званых, но мало избранных» и что мы стоим перед куда более пагубными соблазнами богатства, сытости, удовольствий и развлечений… Двадцать веков тому назад языческое человечество не могло не уверовать в Того, за Которого умирали святые мученики. Сейчас совершается обратный процесс — человечество теряет веру в Бога, так как всё меньше видит Его святых свидетелей.

Богостроительство невозможно без духовного единения людей в святой православной вере. Но ещё святой Тихон Задонский писал: «Не обольщайся богопознанием и богопочитанием нынешних христиан, у которых на языке исповедание Бога, а в сердце безбожие!» Как же научить людей помнить о Боге всегда, а не только во время стояния в церкви? Каким архангельским гласом вострубить, чтобы голос мирского тления не заглушил Голоса Божьего, призывающего в нетление? Какими средствами в наш шумный техногенный век донести вечное апостольское слово по городам и весям?

Свершилось чудо… Услышав чуткой совестью тихий Призыв Божий, сугубо светский и несовершенный человек вдруг становится послушным орудием в руках Божьих и, оказавшись в нужное время и на нужном месте, терпя гонения, непонимание, осуждение, враждебность, лишения и скорби, вместо доходного бизнеса на свой страх и риск начинает под омофором Печальника Святой Руси издавать православную газету:

Блажен, чья душа отзовётся

На грустные звуки Небес.

Да и как было не отозваться сострадательному русскому сердцу, если опять поставлена Русь на пороге испытаний, как стояла на поле Куликовом христолюбивая рать, и снова против неё собралась несметная беснующаяся орда. Где же святые богатыри — исповедники Духа, которые подвигом жизни своей христианской упредят силу неприятеля и разрешат победой исход сражения, отстояв вечный идеал Святой Руси?

Но — тишина до неприличья,

И никого со всех сторон:

От богатырского обличья

Один лишь богатырский сон.

Есть, есть ещё богатырская силушка! Публикации «Православного Санкт-Петербурга» уже много лет говорят нам не о мертвенной «тишине», они, напротив, свидетельствуют о непрестанном и потаённом служении Божьих тружеников! О таких блаженный Нифонт Цареградский писал: «В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес… но пойдут путём делания, растворённого смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими (древних) отцов». Именно они, не входящие в завораживающие круги обмирщённого бытия, немногочисленные и незаметные стяжатели святой евангельской жизни, выполняют кажущуюся невыполнимой великую задачу — наполняют души движущей силой Любви! Святые сердца этих людей — это и есть обитель Божия, по сказанному в Писании: «Мы придём к Нему, и обитель у Него сотворим». (Ин. 14: 23)

Сложность еще в том, что святость может понять и почувствовать только тот, кто сам стремится к святости. Поэтому народная газета должна прославлять не «новых русских», даже возводящих храмы и монастыри. «Церковь — это не стены и крыша, но вера и житие», — говорит Иоанн Златоуст. Пусть она станет газетой «новых русских святых»! Пусть через новых праведников начнётся восстановление утраченного благородства и благочестия наших великих предков! Тогда, спускаясь в туннели метро, человек будет всегда помнить Недреманное Око, и среди всего шума мирской суеты лес Саровский вырастет в пустыне души…

Но как сохранить верность Богу, не уходя от грехопадшего мира? Это возможно лишь отречением от мира греха и перемещением себя в духовную жизнь — святую и евангельскую. Беда, однако, в том, что в большинстве своем люди не понимают святости, боятся этого слова, как выражающего состояние, по их мнению, ими недостижимое, чуждое и высокомерное, видя только подвиг, особенно внешний и телесный, в котором якобы и достигается некая безстрастная и холодная высота. Им неведомо, что, по учению Отцов, «делами и подвигами в христианстве никто не спасается, а только милостью Божией и Его благодатью».

Бывает и иная крайность: люди (обычно сектанты и раскольники) исступлённо домогаются святости, не зная истинного подвига смирения, неразрывно связанного с ней. Конечно, можно, обличительно воздыхая о правде и справедливости, увидеть много зла и в миру, да и в церковной ограде (но больше всего в самом себе!), однако в душе при этом должна оставаться одна благодарность, одна надежда, потому что «Господь Бог наш всё покрывает, всему верит, всего надеется». Такова Его милость!

Помоги же, Боже, стяжать Дух мирен, не подменяя Его больным самолюбием, сокрытым под маской ревностных обличителей!

И поэтому главная задача православной газеты совсем не в том, чтобы стать массовой. Незадолго до смерти Достоевский писал: «Да… конечно, настоящих христиан ещё ужасно мало… Но почём вы знаете, сколько именно надо их, чтобы не умирал идеал христианства в народе, а с ним и великая надежда его?.. До сих пор, по-видимому, только того и надо было, чтобы не умирала великая мысль».

Будем же мы, читатели «Православного Санкт-Петербурга», служить и спасать, так же как и Христос, — жить в мире, не смешиваясь с этим миром, и свидетельствовать не через социальное благоустройство мира и избавление от страданий и несправедливости, а приведением людей через их участие в страдании и Воскресении Христовом в Божественную жизнь:

Чтоб не думали Русь хоронить,

Лжесвидетели и  лицемеры, —

Русь ещё будет жить!

Вечно жить

Под покровом отеческой веры!

Александр Ратыня

Весь смысл нашей жизни в том, чтобы теплотой своего дыхания бороться с холодом мира. Недостаток многих православных изданий в том, что они зачастую подменяют свидетельство о теплоте пасхальной радости сокращённым курсом догматического богословия. Однако вывести мир из секулярного тупика, в который его загнали интерпретаторы «рыночных отношений» к ближнему, можно, лишь вооружившись не холодной схоластической идеей, не обрядовым благополучием, но живым спасительным Словом, рождающим пассионариев и харизматиков — новых святых. Пусть же газетное слово содействует нам в этом «дуновении Иисусовом» — неизреченном чуде зарождения святости!

Газета нужна людям России. И благо — её сдержанность: что она доступна по цене, что нет в ней гламурного фасада и рекламной назойливости. И достоинство — в спокойной аскетической «провинциальности», выгодно контрастирующей с бушующим срамом похотливо-глянцевой светской прессы. И ждут её не только у нас, и поэтому стоит рассылать её областным и районным библиотекам! Она говорит всерьёз, и пусть в малых кругах, о том, что Россия выстрадала своё историческое право жить по законам, не навязываемым извне, а в соответствии с собственными духовными традициями, хранить и приумножать которые благословляет Святая Православная Церковь:

А Церковь — это большее, чем мы:

Не выразить её надмирной сути.

Она – источник, не подвластный мути,

Она – спасенье посреди чумы…

Иеромонах Роман (Матюшин)

Пусть народная православная газета, как и Святая Церковь, всегда будет таким же не подвластным мути источником, от целительной влаги которого блуждающий человек мог бы вый-
ти из духоты своего безвольного потребительского сознания к мужественному различению добра и зла и живому творчеству святой жизни во Христе! Пусть никогда не остаётся пустым редакционный портфель, пусть он наполняется хорошими статьями о вечных темах!

ЩИТ И МЕЧ

«Да — скифы мы! Да – азиаты мы!» А. Блок

Мы — северный народ, привычный к ночи,

И далеко не баловни судьбы.

Но, может, зря поэт нам напророчил,

Что скифы мы, что азиаты мы.

Бельмом в глазу дряхлеющей Европы

Мы со щитом, прославленным в веках,

Ещё стоим — последний час не пробил —

 И держим меч в слабеющих руках.

Не устоим, не дай Господь, когда-то,

Когда поймут, какая нам цена:

Какие пахари, какие мы солдаты…

Не выстоим — не наша в том вина.

 Последние блаженные на свете:

 Всё постигаем тайну нищеты.

 Да, может, мы по волчьим нравам – дети,

 Да, может, вправду – азиаты мы.

Но мир без нас уже не будет мирным,

Щита с мечом лишившись навсегда.

Да, мы стоим, но не по стойке «смирно»,

Но и не на коленях, господа!

Геннадий Попов

«Святый Душе… святость всем подаждь в Тя верующим».

Диакон Сергий ШАЛБЕРОВ, Свято-Троицкий Измайловский собор СПб

следующая