Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Вся жизнь, как бы один день, и притом последний, должна быть постоянным, заботливым приготовлением к смерти.
1. Приготовление отдаленное. Во-первых, надобно устранить препятствия к спокойной смерти. Они следующие: греховная жизнь, откладывание покаяния и исправления до другого времени; чрезмерный страх болезни и смерти; забвение о смерти, желание и надежда на продолжительную жизнь; безрассудная надежда на милосердие Божие и на некоторые свои добрые дела, с забвением о правосудии Божием или, напротив, чрезмерное смущение духа, страх правосудия Божия и будущих мучений. Во-вторых, употреблять средства к спокойной смерти. Они суть таковы: постоянная память и частое размышление о смерти, которая верно придёт, только неизвестно когда, частое раздумье о суетности земных благ, о превосходстве наград и радостей в будущей жизни; помнить о безпредельной благости Божией к людям, желать соединиться с Богом Иисусом Христом. В-третьих, быть всегда готовыми во всякий день и час встретить Господа с приходом смерти. Для этого надобно: чаще спрашивать свою совесть, чиста ли она, чтобы не страшно было встретить смерть; недостаточно избегать только тяжких грехов, не сознавая за собою малых грехопадений; ежедневно отходить ко сну с такою мыслию, что, может быть, придется встать от сна уже не в этой, а в другой жизни, поэтому надобно ложиться в постель, как в гроб или могилу, с усердною молитвою к Богу. Словом, что желал бы ты и должен делать во время самой смерти, то делай заранее.
2. Приготовление ближайшее. Когда Господь тяжкою болезнию или быстрым упадком
сил предвещает скорую смерть, то с особенным усердием надобно готовиться к ней
следующим образом: исповедаться в грехах, причаститься св. Христовых Тайн,
принять таинство елеосвящения — не откладывать это до последних минут, когда
велика вероятность впасть в безпамятство или помрачиться рассудком; составить
духовное завещание касательно имущества, со всеми примириться, простить даже
врагов; с особым усердием молить Бога, чтобы Он укрепил вашу веру, надежду,
любовь к Нему, не попустил врагу отягощать вас искушениями, подавлять унынием,
смущать сомнением, страхом.
И великие подвижники благочестия, приближаясь к смерти, боялись, но событие
показало, что они Богом оправданы, прославлены в Царстве Небесном. Мы не
совершили подобных им подвигов, но Бог и не требует их от всех. Он требует
сердца сокрушенного, смиренного, покорного, преданного Ему. Св. Лествичник
говорил, что смирение может из бездны грехов возвести душу на небо. А «если
исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен Своим словам и праведен, простит нам
грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1.9).
Епископ Пётр (Екатериновский) Томский и Семипалатинский (†1889)