Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

10 февраля — Собор новомучеников и исповедников Российских

РУССКАЯ ГОЛГОФА XX ВЕКА

После революции начались открытые гонения на Православную Церковь и преследования верующих. 1920-1930-е годы ознаменовались массовым закрытием и сносом церквей, арестами, высылками и расстрелами епископата, белого духовенства, монашествующих. С момента начала гонений по 1941 год среди петербургских пастырей были убиты бывшие митрополиты Петроградские Владимир, Вениамин, Иосиф, Серафим; викарные епископы Димитрий Гдовский, Сергий Нарвский, Григорий Шлиссельбургский, Николай Сестрорецкий, Венедикт Кронштадтский, Симон Охтинский (единоверческий). Вместе с архипастырями гибли и простые верующие миряне: офицеров гвардии, армии и флота убивали с особой жестокостью, тысячи и тысячи горожан и селян претерпели ссылки, лагеря и смерть. О тех страшных годах и о времени нынешнем размышляет настоятель храма Св.прмц.Евгении при горбольнице № 46 (Старорусская ул.,3; тел.274-19-90) о.Валериан ЖИРЯКОВ.

— Без высоких примеров христианского мученичества не было бы истории духовного развития человечества. Поэтому житие любого святого — пример духовного подвига для нас, хотя когда мы читаем житие св.мучеников, наша душа чувствует, что в их мученическом подвиге есть какая-то тайна. Что помогало им всё претерпеть и выстоять? Чтобы понять это, стоит для сравнения вспомнить о разномастных борцах за свободу человечества, за идеалы, например, коммунистические. Могут ли они служить нам духовным примером? — Нет. Потому что если мы вглядимся в идеалы, за которые они боролись, в жизнь самих борцов и способы, какими они пытались этих идеалов достичь, мы увидим, что всё это несовместимо с христианством. К примеру, им можно было убивать недругов, а обмануть врага считалось доблестью. А святые? — Они исповедовали Христа открыто, ничью кровь не проливали, никого не осуждали и молились за своих врагов. Хотя и им доводилось оступаться и терпеть страх.

Помните, как апостолы после Вознесения Христа сидели ради страха иудейского затворившись? Но после сошествия Святаго Духа те же апостолы — Пётр и Иоанн — безстрашно заявили на Синедрионе, что не боятся суда людского, но токмо Божиего. «Приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога» (Деян.4.18,19). А мы? Господь нас просветил Духом Святым, но как часто и перед нами встаёт тот же вопрос: чего мы боимся больше — людского суда или суда Божиего? А ведь знаем, что происходило с теми, кто, убоявшись суда людского и не выдержав того, что с ними творили палачи, отрекались от Христа. Предательство не спасало — их не отпускали на свободу и мучили так же, как настоящих христиан. Только были они уже не святыми, а просто пленниками.

Но как же удавалось всё претерпеть св.мученикам? Думается, что в отношении верных вступал в действие Божественный механизм спасения — человек обретал такую силу духа, что ему не страшны были никакие пытки. Радость мученичества, надежда на награду в Царстве Божием, любовь ко Христу — всё это облегчало участь исповедников. И когда узников выводили на казнь, их сразу можно было отличить по виду. Исповедники шли весёлые, на их лицах была печать благодати и славы, оковы казались достойным украшением — так идёт невесте одежда с золотым шитьём. От них исходило благоухание, и некоторые даже думали, что они умащаются миром. Отрекшиеся же шли понурые, приниженные, всякое благообразие было ими утрачено, и язычники оскорбляли их как низких трусов. Вот что значит утратить животворящую веру. Видя их и видя истинных мучеников, многие укреплялись в вере и не сомневаясь произносили свои исповедания. Такие свидетельства ясно показывают, что благодать Божия неложно сияла в душах святых, а их светлые мучения приводили язычников ко Христу.

— Многие отрекались, не выдержав истязаний… Но в житиях святых мы читаем, что голодные львы святых не трогали, змеи не жалили; во время пыток огнём мученики не чувствовали огня — Господь утишал этот жар, если тело их ножами строгали до костей — боль милосердно притуплялась. Преподобномученицу Евгению ввергли в раскалённую печь, но печь внезапно остыла, не повредив святой. Как же можно было не выдержать таких мучений?

— Это нам легко сейчас, сидя в тепле и уюте, говорить, как же не могли выдержать. Но мы же читаем в житиях, что в темницы приходили к мученикам Ангелы — утешали, излечивали, даже Сам Господь являлся и исцелял. А если бы не было боли и страданий — к чему эти утешения и исцеления? В том-то и дело, что и больно было, и страшно. А без боли и страданий нельзя стать мучеником. В чём был бы подвиг? Боль — это исповедание. Но святые выше и сильнее боли. Поэтому я и говорю, что здесь есть тайна какая-то, нам неведомая. В каждом житии это ясно показано. И кто скажет, чего там было больше — боли или благодати? Скорее всего, того и другого. Нам это трудно вместить и понять, святые древности далеко отошли от нас по времени.

Но российские новомученики совсем близко, а понимаем ли мы их? Вспомните, до революции многие горячие головы ругали Церковь, и большинство людей церковных не казались праведниками, а потом… многие из них стали святыми мучениками — всё перестрадали вплоть до мученической смерти, но от Христа не отступили. Значит, вера не пустой звук: в них произошло удивительное перерождение и благодать Божия стала править их естеством.

Я часто спрашиваю себя: а готовы ли мы, нынешние, умереть за Христа? Ведь мы так часто сетуем, что трудно молиться, тяжело в храме службу выстоять. Для них же это был естественный образ жизни. И когда читаешь жития новомучеников, поражает их удивительная собранность духа, цельность, вне зависимости от того, что о них думали и говорили до революции. И Церковь наша предстала во всём сиянии их небесной красоты. Вспомним те годы.

 Вот некоего батюшку убивают в 1917 году, на его место приходит другой — его убивают в 1922-м, третьего убивают в 1930-м, следующего — в 1937-м… Я сейчас отмечаю вехи всплесков гонений. Но свято место пусто не бывает — очередной священник побеждал страх иудейский, приходил и служил Богу и людям, хотя знал, на что идёт. Какое назидание для нас, какой высокий пример!

 — Убивали не только священников. Помните советский фильм «Председатель»? Там одного за другим убивали председателей совхоза, но приходил другой. Значит, и у них была вера и сила воли.

— Но что ими двигало, вернее, кто? — Сатана. А поскольку диавол ничего своего создать не может, он просто выворачивает наизнанку всё Божие. Поэтому революция — это антирелигия, её идеалы — мессианство наоборот. И в этом трагедия русского народа, который пошёл за миссионерами со знаком минус, поверив красивым лозунгам. Цель коммунистов была убить веру, вытравить всё русское, истребить цвет нации, но народ-то искренне верил в «светлое будущее» для всех. Этот высокий духовный посыл и был использован: людей заставили совершать злодеяния, «свято» веря, что они творят благое дело, высшую справедливость.

— Древние христиане и новомученики несли свет веры Христовой, а коммунисты и комсомольцы за что умирали?

— За ложную идею… Но «исповедники» коммунистические с помощью угроз и расправ вели людей в «светлое будущее», убивая инакомыслящих. Христос же никого силой не тащил в Царствие Небесное. Поэтому когда произошла революция, многие св.Отцы сказали, что «ночь опустилась над Россией, и будет эта ночь долгой, и кончится только тогда, если мы пойдём исповедническим путём». Предсказание свершилось — благодаря крови новомучеников мы сейчас выбираемся из этой тьмы.

Был в чести у коммунистов и обман: когда они попадали в плен во время войны, то не признавались, кем являются, тем самым, предавая свои «идеалы». Святые мыслят и действуют совсем иначе: миряне от своей веры не открещивались, священники своего сана не скрывали и, даже стоя на пороге смерти, продолжали обличать богохульников и вероотступников. Поэтому и брали их в церквах и расстреливали частенько прямо в алтарях. Вспомним, что случилось с первым российским новомучеником, пострадавшим от коммунистов после революции, — протоиереем Иоанном Кочуровым, со дня гибели которого 13 ноября исполнилось 90 лет. 13 ноября отряды большевиков вступили в Царское Село (г.Пушкин), в Екатерининском соборе которого о.Иоанн служил настоятелем. За безстрашную проповедь красногвардейцы батюшку сначала избили, затем полуживого долго волокли по шпалам и на Царскосельском аэродроме расстреляли на глазах у 17-летнего сына. По просьбе прихожан о.Иоанна погребли в Екатерининском царскосельском соборе, который был взорван в 1939 году… Жизнь и смерть о.Иоанна — пример для нас, маловерных и слабых духом, которым всё хочется, чтобы печи были похолоднее, а вода потеплее…

— Жития древних святых мучеников зачастую заканчиваются словами, что люди, видя чудеса исцеления мучеников после истязаний и их стойкость, уверовали во Христа. Почему же в России смерть новомучеников не приводила людей массово к вере?

— Вы не правы. Я не буду заострять внимание на том, что в России и издевательства, и исполнение смертных приговоров над священством и верующими мирянами проходили скрытно, подальше от глаз людских, а не прилюдно на площади, как было в древности. Но главное, что именно благодаря новомученникам и исповедникам российским, за веру Христову пострадавшим, мы сейчас имеем возможность открыто молиться в храмах, строить новые церкви и монастыри и восстанавливать порушенные во время богоборческой власти. Кровью новомучеников укрепилась наша вера.

— Получается, мы тянемся к Церкви и готовы принимать за Бога смертные муки, когда вера под запретом. Но когда храмы открыты — иди, мирно молись, исповедуйся, причащайся, — многим не дойти до храма. Неужели через несколько десятилетий нам снова нужны будут гонения, кровь мучеников, страдания, чтобы уразуметь жизненную необходимость быть со Христом?

 — Никто не может поручиться, что через какое-то время у нас опять не наступят тревожные времена, гонения. Сатанизм крепчает по всему миру. И мы должны быть готовы ко всему, в том числе и к смерти мученической за Христа, так же как в XX веке — веке безбожия — в России тысячи и тысячи православных христиан приняли мученическую кончину за веру, пополнив сонм святых. Как сказал собиратель подвигов новомучеников и исповедников Российских протопресвитер Михаил Польский (1891-1960), «из миллионов убитых сотни тысяч умерли с верой, молитвою и покаянием на устах и в сердце. Они покрыли свои грехи мученичеством и, как кающийся разбойник на кресте в день своей смерти, получили со Христом Царство Небесное». Их верность Богу, мужественное исповедание веры являет собой славу Церкви Христовой. Память об их страданиях и стойкости живёт в народе и никогда не изгладится, передаваясь из рода в род.

 Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая