Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Командировка души

ТУТ ЧУДЕСА, ТУТ СКАЗКИ БРОДЯТ…

Раньше, ещё до того, как Октябрьская революция смела все устои русско-православные, принято было девице, когда она замуж выходила, куклу дарить. Подарок делала родна маменька али бабушка. Зачем, казалось бы, мужней жене кукла? Не до игр, не до забав будет ей отныне — забот полон рот. А может быть, подарок этот — деткам, которые народятся? Нет, не для потехи дарилась кукла, да и не игрушка это, а подружка для молодухи. Ей, кукле, должна была выплакивать свои беды и обиды (от мужа ли, от свекрови ли полученные) молода жена, а не бегать к матери или по подружкам, не трепать имя мужнино, не выносить сор из избы. Так-то. Но, конечно, не только для этого придумали люди куклу: с самого детства и до старости играла и играет она в жизни человека большую роль. Какую? Об этом узнаете вы, если пройдётесь вместе со мной по выставочным залам Музея кукол.  

Директор музея Галина Николаевна Варенюк рассказывает:

 — Большая часть кукол выполнены по этнографическим образцам и ничем от настоящих, стародавних кукол не отличаются, другие — авторская импровизация. И каких тут только кукол нет! — игровые, сувенирные, театральные, крестьянские и обрядовые, персонажи из русских народных и литературных сказок… Отдельный зал посвящён костюмам — маскарадному и театральному, — это когда актёр вставляет руки и ноги в руки-ноги куклы, и та «оживает».

Вот так чудо-календарь!

Крестьянские куклыСмена времён года у русичей отражалась в праздниках, каждый из которых имел свои традиции. Так, чучела-куклы, изготовлявшиеся к Троице (лето), Дожинкам (осень), Масленице (весна), показывали, что время движется. А их уничтожение в конце праздника — сжигание, разрывание на части, потопление — было равносильно нынешнему отрыванию и выбрасыванию листка календаря. Делались чучела из характерного для данного времени года материала — соломы, травы, коры и ветвей деревьев, колосьев, цветов…

А вот куклы особенные — крестьянские. Они были связанны с важными для людей вещами — представлениями о жизни и смерти. С такими куклами крестьянские ребятишки играли в семью и свадьбу. А ещё в народе считалось, что эти куклы связаны с миром предков и потому влияют на будущее человека и всего рода. Куклы полноправно участвовали, вместе с людьми, в родинах, свадьбах и похоронах. В куклах, как в зеркале, отражалось всё многообразие крестьянской жизни: они носили такую же одежду — сарафаны и платки, рубахи и поневы, разделялись по роду занятий — странники, пастухи, участники сенокоса, деревенских посиделок… Но у них часто отсутствовали лица — глаза, рот, нос не рисовали. Сегодня эти куклы подкупают нас своей искренностью, интригуют тайной «посвящённости в прошлое».

СПАСИБО КУРОЧКЕ… ЗА КОКОШНИК

 Зал сказок. О, знакомые всё лица! Финист—Ясный Сокол, Конёк-Горбунок, Василиса Прекрасная, Кот в сапогах, кот учёный, который «всё ходит по цепи кругом», обвитой вокруг дуба, мастерски сделанного из настоящей коры дуба, Петушок Золотой Гребешок… А вот — трёхглавый Змей Горыныч, в плуг запряжённый, мужичком в лапотках понукаемый. Ну что ж, русский мужик, храбрый,   смекалистый, и Горыныча пахать заставит — а чтоб неповадно было на Святую Русь летать, земли разорять, русский люд убивать…Петушок — Золотой Гребешок

 А это что за невидальщина-небывальщина? Статные красавицы в богатых платьях и головных уборах с цветами, фруктами, снежинками на… козьих головах. Эти куклы из белой глины сделала художница Татьяна Бунь, а символизируют они четыре времени года. На голове козочки «Лето красное» — кика. А называется кика (кокошник) так потому, что в крестьянском хозяйстве в большом почёте была курица — она и мясо, и яйцо, и перо для подушек и перин давала. И название головного убора — кокошник — произошло от куриного квохтания «ко-ко». Да и внешне кокошник напоминает куриный гребешок-кокошничек.

— А головы почему козьи? — поинтересовалась я.

 — В русской деревне только очень захудалое хозяйство не имело козочки и курчонка. Поэтому не корова-кормилица — это уже зажиточное хозяйство, не лошадь — это уж и вовсе хорошо, — а именно коза говорила о благополучии и достатке двора, — пояснила экскурсовод Ольга Мухортова. — И в старинных балаганных представлениях вместе с лисами, волками, петушками, петрушками обязательно участвовала любимица народная — коза-дереза.

 Кстати, о петрушках… Этот шут-марионетка, как и перчаточные куклы буратини, пришёл к нам из Италии, где назывался Пиноккио. А буратини куклы назывались не потому, что были деревянными, а потому, что шились из ткани с таким названием. Петрушку же у нас сначала звали Петр Иванович Уксусов, за язвительность. Но не прижилось это имя на Руси, и стали звать его по-доброму просто Петрушкой, а шутки его не были отравлены злобой, но блистали остроумием и искромётной жизнерадостностью.

РАССТУПИСЬ, НАРОД, — УЛИЦА ИДЁТ

Умели на Руси работать, умели и отдохнуть — весело, широко, когда русская душа нараспашку… «Эх, расступись, народ, улица гулять идёт…» В музее есть композиция, которая так и называется — «Деревенская улица», где и проходили народные гулянья, в том числе и предшествующие весёлой Масленице. Куклы в витринах-теремах показывают, как праздновали на Руси этот один из главных годовых обрядовых праздников раньше: катались на ледяных горках, на санях, на лошадях, угощались блинами. А сжигая чучело Зимы в последний день масленичной недели, люди верили, что в масленичном огне сгорает всё плохое, что накопилось за зиму, и в новом году, который для древних славян начинался весной, всё будет хорошо. Сама масленичная неделя изображена в виде семи всадников (семь дней) — это древнерусский символ, — которые несут весну. Всадники сделаны из рогозы и бересты — так художник Надежда Сулейкина вернулась к истокам изготовления простой крестьянской куклы. Кстати, знаете, что такое рогоза? Это нижняя часть камыша, гибкая и в работе податливая.

 Две витрины посвящены празднованию Рождества Христова и Пасхи. А рядом — ярмарка. Раньше ведь на Руси не было магазинов, где можно было купить нужный товар. Поэтому ярмарки устраивались в большом селе, куда съезжались покупатели и продавцы из окрестных деревень. Ярмарка была и местом гуляний — карусели, балаганы кукольные или с актёрами. Купить можно было овощи, крупу, пшеницу, домашнюю птицу и прочую живность, одежду, игрушки… даже целые дома. То есть дом разбирали, продавали на ярмарке, потом привозили в указанное место и собирали снова.

 Представлен здесь и языческий праздник — летняя ночь на Ивана Купалу (что ж, это тоже часть нашей истории), ночь любви, когда вкруг костра водили хороводы, прыгали через огонь, искали цветок папоротника. Правда, в витрине вместо костра символически положен круглый, вязанный из лоскутков половичок, какие и сейчас ещё можно встретить в русских деревенских избах. А деревянные истуканы изготовлены Ангелиной Писаревой.

БОЖЬИ РАБОТНИЦЫ И БОЖЬИ КОРОВКИ

Пчёлы не сидят сложа лапкиВ музее есть два зала, заселённые необычными куклами — божьими коровками и пчёлами. Пчёл не зря называют божьими работницами: от первого весеннего до последнего осеннего цветочка трудятся они. Зимой все насекомые спят, только пчёлы бодрствуют: сбиваются в огромный клубок, и трением друг о дружку добывают тепло, так что внутри клубка воздух не холоднее, чем в отапливаемом помещении. Согреются и на верхний слой выбираются — надо другим дать погреться. И питания им зимой хватает: сами мёд изготовили, в соты залили и каждый сосудец воском запечатали. А ещё делают воск и пергу — это и самим пчёлам нужно, и человеку потребно. Восковые свечи в храмах так вкусно горят, ласково мерцают, обещая утешение и помощь Божию. Недаром в народе говорят: «Пчела и на себя, и на людей, и на Бога трудится».

 Божью коровку люди, особенно дети, тоже очень любят. Предвестники долго-жданного тепла, божьи коровки, просыпаясь в апреле, приносят с собой солнечную весну. Божью коровку называют насекомое-символ, так много преданий, пословиц, сказок и примет с ней связано. В славянской мифологии божья коровка олицетворяла невесту Солнца. В день Ивана Купала божья коровка (наряженная девочка) участвовала в обрядовом действе — свадьбе Солнца, — потому что раньше женский образ соотносили с коровой — кормилицей и хранительницей очага. Это и послужило причиной странного, на первый взгляд, названия. «Небесная» сущность божьих коровок отразилась и в обычае отпускать их с напутственными словами. Сколько детей, держа на ладошке красного в чёрный горошек жучка, напевают: «Божья коровка, полети на Небо…»     

ВЫКИНЬ БЕСА ЗА ПОРОГ!

Каких только кукол здесь нет — из дерева, фарфора, глины, бамбука, текстиля, папье-маше, бересты, рогозы, стекла, соломы, лыка… Лыко (в деревнях называли мочало, ибо этим и в бане мылись) — это выработка коры дерева, а похоже на солому.

Василиса Прекрасная. Что за чудо этот русский костюм! — Откуда всё это богатство? И как пришла идея создать такой музей? — спросила я у Галины Николаевны.

 — Так получилось, что на дни рождения и праздники мне дарили… кукол. Много их набралось, и я разместила их в своём кабинете на кафедре методики университета им.Герцена. Когда и там стало тесно, решила музей создать, чтобы не только друзей, но всех петербуржцев и гостей города радовать. Дети радуются прикосновению к сказке, а взрослые — к детству. Это был 1999 год. Однако не всяких кукол мы привечаем. Я — православная, поэтому бесовским порождениям в музее нет места. Помню, в молодости купила куклу-домовёнка, повесила над дверью, модно тогда это было. Тут приехала в гости бабушка, увидала, перекрестилась: «Выкинь чертей из хаты, иначе порога твоего не переступлю». И до того это звучало убедительно и тревожно, что я послушалась…

 — В музее много кукол в национальных костюмах…

 — Когда развалился Советский Союз, а из паспортов убрали национальность, в людях стало просыпаться национальное самосознание, поиск самих себя. И это тем более важно, что почти 80 лет мы были странной нацией под названием «советский народ». Люди воскрешают свои национальные традиции, костюмы, праздники… Однажды пришла женщина, долго и внимательно рассматривала витрину с куклами в национальных одеждах, потом взволнованно сказала: «Знаете, а я ведь себя здесь нашла. Я — чувашка. Вы очень правильно представили наш костюм. Спасибо». Нельзя забывать, что ты — чуваш, мордва, русский, вепс, ижора, ингерманландец… Только в Ленобласти более 14 коренных национальностей. И это замечательно, что нас так много и мы такие разные. Потому что каждая нация дарит самое сокровенное от своей души нашей общей Родине — России-матушке. И как бы кто-то ни старался подрубить наши корни, ничего у них не получится. Я уверена в этом, потому что помню такой случай: женщина, увидев кукол в русских костюмах, воскликнула: «Обязательно сошью себе на лето такой сарафан!» Вот оно! Стало быть, мы живы: ведь надо быть и осознавать себя русским, чтобы носить русский наряд.

 При музее работают мастерские по изготовлению кукол в национальных и светских костюмах разных народов, эпох и губерний и магазин, где можно купить на память куклу или сувенир. В игровой комнате проходят выставки детского творчества, работает мастер-класс. В будущем планируем создать при музее культурный центр — кукольный театр, проводить тематические лекции, праздники. Приходите, вас ждёт экскурсия в историческое прошлое и соприкосновение с детством и сказкой.

Адрес: 199048, СПб, В.О., Камская ул., 8. Ст.м. «Василеостровская». Работает  без выходных, с 10 до 18. Тел.(812)327-72-24

 Побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая