Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Въди

Митрополит Анастасий (ГРИБАНОВСКИЙ) †1998
БЕСЕДЫ С СОБСТВЕННЫМ СЕРДЦЕМ

Притча (parimia) в буквальном переводе с греческого значит «придорожная». В древности на перекрестках дорог нередко писались подобные поучительные изречения в назидание проходящим. Надо пожалеть, что этот добрый обычай утрачен в настоящее время вместе со многими другими, что завещала нам мудрая патриархальная старина. Современная кричащая реклама идёт тем же путем психологического внушения, но, конечно, стремится совсем к иным целям.

†††

Что истина далеко не всегда бывает на стороне большинства, это было известно ещё с глубокой древности. «Не следуй за большинством на зло, — учит Моисей Израиля, — и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх. 23, 2).

†††

Будучи соединены тесной дружбой между собой, свв. Василий Великий и Григорий Богослов во время своего обучения в Афинах избегали появляться в обществе других товарищей, зная, что «легче заразиться чужой болезнью, чем передать своё здоровье».

†††

Друзья страждущего Иова в течение семи дней сидели безмолвные у его одра, и их самоуглублённое молчание потрясает нас гораздо больше, чем последующие широковещательные речи, обильным потоком полившиеся из их уст. Наиболее трагические слова обыкновенно произносятся шёпотом, а когда наше чувство достигает своего высшего напряжения, оно подавляет слово и заставляет язык прилипать к гортани. Нет ничего красноречивее смерти, а она всегда облечена в таинственное безмолвие.

†††

Остриё каждого тяжкого испытания, посылаемого нам свыше, состоит в том, что мы не хотим сначала со смирением принять его и внутренно боремся с Богом, желая как бы сбросить с себя наложенное им бремя, как непокорный вол хотел бы сбросить с себя своё ярмо. Но стоит только примириться с волею Промысла, как наша душа успокаивается и легко несёт иго Христово.

Всякий крест, как учит нас христианская мудрость, состоит в пересечении нашей воли с волею Божественной. Соедините горизонтальную линию с вертикальной, т.е. направьте собственную волю по линии воли Божественной, и креста уж не будет.

†††

Болезнь есть аномалия, вносящая расстройство не только в нашу собственную, но и в окружающую нас жизнь. В силу этого сознания больной невольно чувствует себя виноватым перед всеми.

†††

Существует общее убеждение, что только бедствия приводят людей к Богу, а счастье скорее привязывает их к земле и заставляет забыть о Небе. Бывают, однако, исключения из этого правила. Пирогов пишет в своей автобиографии, что первые дни его супружеской жизни были полны такого высокого блаженства, что душа его как бы расплавилась и очистилась под дыханием последнего, и он, страдавший прежде недугом маловерия, узрел Бога в сиянии своей чистой семейной радости.

†††

Древний мудрец, внимательно наблюдавший судьбы человека на земле, оставил нам в числе других следующий жизненный урок: «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Притч. 18, 13).

†††

К древу познания добра и зла нельзя прикасаться безнаказанно. От запрёщенного плода всегда остаётся горький привкус, от которого мы не можем освободиться часто на всю последующую жизнь. Глаза наши после этого действительно открываются, но только для того, чтобы увидеть свою наготу и сознать своё падение.

†††

Чтобы ум казался блестящим, остриё его всегда должно быть отравлено ядом скепсиса или язвительного критицизма. Этого требует испорченный вкус общества, особенно современного. Положительные умы, как бы велики ни были их достоинства, всегда кажутся людям чем-то тусклым и пресным, хотя через них совершается вся духовно-созидательная культура мира.

†††

Замечательно, что в маленьких странах почти никогда не родятся великие писатели. Последним как бы не хватает здесь воздуха и широты горизонта; для воспитания их нужна всеобъемлющая общечеловеческая культурная атмосфера, от которой обыкновенно далеко бывают мелкие народности с их узким национализмом и провинциальной культурой.

†††

Гораздо легче высокому ростом человеку склониться к маленькому, чем подняться до него последнему. Люди великодушные никогда не забывают этого простого и благородного правила в отношении тех, кто ниже их по своему положению.

 

предыдущая    следующая