Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По белу свету

СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА

Сколько слышано, сколько читано, сколько фотографий рассмотрено — а всё-таки по-настоящему оценить великое чудо архитектуры, собор Святого Семейства Саграда Фамилия, можно, только приехав в Барселону, увидев его вживую, руками пощупав его шероховатые, точно грубой древесной корой покрытые стены. С чем сравнить этот собор? С роскошным цветком-гигантом, возвышающимся над городом? Со сверкающим фонтаном? С языками огня?

Гениальный Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926), создатель Саграда Фамилии, сделал всё, чтобы его храм напоминал не архитектурное сооружение, а явление природы. Собор должен был расти, как дерево, все его конструкции должны повторять стебли травы, стволы пальм, чашечки цветков. Архитектор — может быть, слишком дерзновенно — решил уподобиться Богу, повелевающему цветам расти из чёрной земли, — он тоже выращивал свой храм, терпеливо, как старый садовник, который выращивает яблони, зная, что плодов ему уже не дождаться.

Все двадцать с лишним лет строительства Гауди провёл в непрестанной и сосредоточенной молитве, понимая, что творить что-то от себя, по собственному желанию человек не может. Да, он был католиком и вероятно, если судить строго, образ его молитвы был мало приемлем для православного человека. И всё-таки молился он искренне, молился смиренно и так глубоко ушёл в свою молитву, что, впервые после двадцати лет затворничества выйдя на улицу, не заметил происшедших перемен и был сбит только что пущенным в Барселоне трамваем. Работа над храмом закончена им не была, да он и не смог бы её закончить: строительство ведётся по сей день, и, видимо, только дети нынешних со-творцов Саграда Фамилии смогут увидеть храм целиком. К слову сказать, нынешние архитекторы во многом отклоняются от плана Гауди, и барселонцы с недоверием и недовольством смотрят на странные скульптуры художника Субиракса, украшающие портал Страстей Христовых: это совсем не Гауди, да, по большому счёту, это и на христианство не очень-то похоже.

Чем же велик барселонец и католик Антонио Гауди? Почему нам, русским православным людям, не грех, но польза изучать его творения, любоваться ими, а кое-что и перенимать от них?

Было время, когда Европа жила по собственным законам, творила свою самобытную культуру, пела свои песни и строила города, замки, храмы так, как того требовала европейская душа, — ни на кого не оглядываясь, ни у кого не спрашивая совета. Это было в Средние века, в эпоху рассвета Европы, когда создавались «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах», когда возводились Реймсский собор и собор Парижской Богоматери, когда европеец строил свою жизнь по закону Божьему и по кодексу рыцарской чести. Это была собственно Европа — самостоятельная, самобытная, самодостаточная, а потом она споткнулась об античность, устыдилась своей «дикости» и пошли все эти Ренессансы, Реформации, эпохи Просвещения, то есть времена сплошных заимствований. И сейчас одни только великие готические храмы напоминают нам о том, что когда-то в Европе была своя оригинальная культура.

Что сделал Антонио Гауди? Он всего лишь перешагнул через несколько сотен лет заимствований и продолжил традицию, начатую великими готическими архитекторами. Именно продолжил, а не скопировал когда-то кем-то построенное. Собор Саграда Фамилия — это подлинная Европа нового времени, Европа как таковая, очищенная от дурно понятой античности, от сухостоя позитивистских умствований и материализма. Саграда Фамилия выстояла и снова растёт к Небесам, а значит, жив ещё европейский дух, жив и способен творить.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что великий барселонский собор — образец для всех христианских храмов мира. У нас, как известно, собственная гордость (не совсем по-христиански это звучит — пусть будет «собственная слава») — у нас есть Россия, есть Православие, есть изумительной красоты самобытные храмы, построенные хоть и безвестными, но великими зодчими…

Кто учил русских строителей, кто диктовал им, кто настаивал, чтобы церкви выглядели именно так, а не иначе? Византия? Запад? Античность? Никто, как Бог. Вспомните остров Кижи. Его церкви не строились, они просто выросли из этой каменистой северной земли, как сосны, способные расти среди голых камней.

В договорах, которые заключал крестьянский мир с архитекторами, непременно значилось: «Церковь строить, как мера и красота укажут». Но Мера и Красота — только в Божьих руках — чтобы видеть их, нужно видеть Бога.

Нам, современным людям, нужно обернуться к Богу так же смело, как наши предки, и, перешагнув через века подражаний, вернуться к храму Покрова-на-Нерли, к соборам Новгорода и Владимира, к московскому «нарышкинскому барокко». И не для того, чтобы слепо копировать эти шедевры — их скопировать невозможно (формы — да, а дух — увы!). Но можно вдохнуть того воздуха, которым дышали русские зодчие, можно взглянуть на мир их глазами, и тогда Россия ХХI века расцветёт новыми храмами под стать прежним и зарастёт глубокая рана, нанесённая нашей стране безбожным ХХ столетием.

Александр РАКОВ, Алексей БАКУЛИН, Барселона, Испания

предыдущая    следующая