Въди

ОСКАР УАЙЛЬД: ИСТИНА В МАСКЕ БЕЗУМИЯ

Мы продолжаем публиковать высказывания великих мыслителей, лучших умов человечества. Одним из таковых, несомненно, следует признать английского прозаика, драматурга, теоретика искусства Оскара Уайльда (1854-1900).

Да, Уайльд многих раздражал при жизни, многих раздражает он и теперь. Говорят: «Уайльд был грешником», подразумевая, видимо: «А я безгрешен!» Желающие первыми бросить камень в этого человека выстраиваются в очередь. Как-то забывают люди, что грешным Уайльд был, как все мы, а мудрым — как никто из нас. Если хоть немного призадуматься над его творениями, то нельзя не пора-зиться: под маской светского вертопраха скрыто лицо мудреца, моралиста, глубоко страдающего от нравственного несовершенства этого мира, — в том числе и от своего собственного несовершенства. Легкомысленное позёрство Уайльда — это, как ни странно, вид юродства.

Многих раздражает Уайльд своими парадоксами. Парадоксы вообще раздражают тех, кто не хочет в них вдумываться. Известно высказывание Уайльда: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности». Многим эти слова кажутся претенциозной безсмыслицей, а между тем они — свидетельство тонкого знания человеческой натуры. Да, лицо человеческое не способно скрыть ни одно из движений души, а что скроет лицо, то выдаст походка, жесты, манера одеваться. Проницательный наблюдатель видит душу во внешнем облике, поверхностный — даже не догадывается о такой возможности. Выходит: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности». Далее: «Только внешнее и поверхностное долго таится в душе. Самое глубокое скоро выходит наружу». Это верно: проницательный человек сразу видит сущность чужой души, а на второстепенные детали долго не обращает внимания. Вот ещё: «Историю может делать всякий, писать её может только великий человек». Это мы можем наблюдать сейчас: нынче историю делают такие люди, которых прежде и на порог не пустили бы в приличных домах, но нет у нас великого художника, способного описать всё, что творится в современном мире.

Итак, вот вам несколько уайльдовских парадоксов — постарайтесь проследить движение мысли в них до самого дна, и мы уверены, что этот труд принесёт пользу вашей православной душе.

Гений? Я предпочитаю мужество. Гениев сейчас хоть пруд пруди. А мужество — редкость.

Кто-то сказал, что величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека. А я скажу, что и величайшие грехи мира происходят в мозгу и только в мозгу.

Личность — явление воистину загадочное. Человека не всегда характеризуют его поступки. Он может чтить законы, но быть дрянным. Он может преступить закон, но оставаться прекрасным человеком. Быть порочным, ни разу не содеяв ничего дурного. Он может погрешить против общества, однако через этот грех прийти к истинному своему совершенству.

Эгоизм не в том, что человек живёт, как хочет, а в том, что он заставляет других жить, как ему хочется.

Счастье, успех, благополучие могут быть грубы по внешности и вульгарны по своему существу, но страдание — самое нежное, что только есть на земле.

Понять людей можно, только если иметь к ним милосердие. Жить с людьми можно, только имея к ним милосердие.

Иной раз бедняков хвалят за проявление бережливости. Но навязывать бережливость бедняку нелепо и оскорбительно. Это то же, что предлагать голодающему попоститься… Зачем заставлять человека делать вид, что он может существовать на уровне полуголодного животного! Такая жизнь губительна и толкает его на воровство.

Где страдание — там Святая Земля! Сердца только затем и существуют, чтобы быть разбитыми.

Говоря о нищих, Иисус, по сути, имеет в виду носителей личности, тогда как, говоря о богатых, Он, по сути, имеет в виду тех, кто личностью не является.

Стремись освободиться от собственности своей. Она влечёт за собой презренную суету, безконечную погоню за нею, неизбывное зло. Личная собственность всегда и везде угнетает личность.

Только не платя по счетам, ты можешь лелеять мечту, что память о тебе не умрёт в нашем торгашеском обществе.

Промышленность — корень уродства.

Только скучные люди проходят в парламент. И только тупицы там преуспевают.

Честолюбие — последнее прибежище неудачи.

В нашем обществе единственный лишь класс помышляет о деньгах больше, чем богатые: это бедняки. Бедные ни о чём другом, кроме денег, думать не могут.

На экзаменах глупцы предлагают вопросы, на которые мудрецы не могут дать ответ.

Смельчак, вызвавшийся составить список «ста худших книг», определённо принёс бы молодому поколению реальную пользу.

Человек, который позволяет себя убедить доводами разума, — очень неразумное существо.

В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна — это когда не получаешь того, что хочешь, другая — когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия!

Есть что-то роковое во всяком добром решении: их всегда принимают слишком рано.

Вопросы не бывают нескромными. Ответы иногда бывают.

предыдущая    следующая