ЗАПИСКИ РЕДАКТОРА

«Главному редактору газеты «Православный Санкт-Петербург».

Здравствуйте, Александр Григорьевич!

На Рождество мне подарили вашу книгу «Страницы души». Не скрою, после прочтения осталось тяжёлое чувство. Не хочу вас обидеть, но чувствую, что должна высказаться в интересах православного Петербурга. Ваша откровенность, наверное, заслуживает уважения, но благодаря ей читатели узнали, сколь грешны вы в прошлом и как медленно и трудно вы продвигаетесь по духовному пути. Честно скажу вам, что нам, читателям, хотелось бы видеть главным редактором православной газеты человека духовного, создающего вокруг себя атмосферу любви и доброжелательности. Вы же — человек очень материалистичный, авторитарный, о чем свидетельствует текст книги. Газете «Православный Санкт-Петербург» желаю измениться, стать более духовной и ближе связанной с жизнью православного Петербурга.

Читательница Елена»

«Сестра во Христе Елена!

«Покаяние выражается греческим словом «метанойя». В буквальном смысле это значит — изменение своего ума, своего мудрования, иными словами, покаяние есть перемена своего настроения, своего образа мысли, перемена человека внутри самого себя. Покаяние есть пересмотр своих взглядов, изменение своей жизни… Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться. Наши грехи — это солома, сгорающая при этой встрече. Когда мы погружены в грехи, а ум наш занят житейскими только заботами, мы не замечаем состояния своей души. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием». Блаженный архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн(Максимович†1966г.).

Письмо Елены и цитату я опубликовал в ближайшем номере газеты, но оставался в ожидании: а что ответят другие читатели? Признаюсь как на духу, искренность даётся мне не так легко, как это кажется на первый взгляд; стараюсь не нарушать границы дозволенного, не возноситься, а то и прелестью заболеть можно. Пишу, потому что чувствую помощь себе и, как оказалось, братьям и сёстрам по вере. Старцы вообще настоятельно советовали вести каждодневный дневник, более духовный, чем бытовой. Мои скромные записки и есть попытка ведения подобного дневника. Поэтому так важна для меня поддержка читателей, раз я решился вынести его на публичный суд.

«Здравствуйте, Александр Григорьевич!

Письмо Елены оставляет состояние безпокойства за вас и Елену. За вас потому, что приходится такие письма читать, за Елену — что такие письма пишет. «Записки редактора» всегда читаю с особым интересом: в них очень часто нахожу созвучие своим мыслям, радостям, горестям и заботам. И чем больше в них откровенности, тем больше они задевают за живое в хорошем смысле этого слова, дают возможность что-то пересмотреть, обратить внимание на упущенные жизненные детали, раньше не замеченные… Духовность не бывает на пустом месте, она строится на преодолении себя, а православная жизнь — не сухое прочтение назидательных лекций, она — сама жизнь во всех её проявлениях. Спаси вас Господи!»

Надежда Александровна Мальгунова, СПб

Интересная закономерность: хороший отзыв всегда подписан. А ругают редактора в письмах за его «записки» — непременно без обратного адреса и часто без имени: «раба Божия», «Читатель» и прочее. Боятся, что им ответят? Или их письмо опубликуют? Не по сердцу мне подобная анонимность. Добрые дела творить, схоронив имя, — благо: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,3-4). А так…

Приметы времени. У нашего киоскера 1 января умерла мама. Паспорт ее находился в это время на обмене в милиции. Теперь тело усопшей уже семь дней лежит в морге, а дочь в слезах бегает по закрытым инстанциям в безуспешной попытке похоронить маму. Все тщетно — гуляем праздники: от католического рождества до «старого» Нового года проку что-либо сделать нет — само государство поощряет гульбищенский разврат…

А еще во всех печатных изданиях и на ТВ вовсю рекламируют языческие традиции: гадание на святках якобы может принести счастье. Вот что сказал по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Более всего огорчают меня игры, которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни. Гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый, и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастия от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростью. Это дело эллинского (т.е.языческого — А.Р.) заблуждения».

«Слова-хамелеоны,/ Они живут спеша./ У них свои законы,/ Особая душа»./ К.Бальмонт.

У них мэры — и у нас, у них White House — и у нас Белый Дом, парламент, сенаторы, презентации, инци[н]денты, шоу, муниципалитеты, президенты, спикеры, VIP-персоны, ток-шоу, брэнды, супервайзеры, промоутеры, префекты… Попугаи мы, попугаи!

«Чем служишь ты?»

— «Чем служишь! Вот прекрасно! —

С насмешкой отвечал Жужу. —

На задних лапах я хожу».

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят!»

Иван Крылов, «Две собаки»

Медленно иду по заросшей теперь уже лесом серединке кладбища: 30-е, 40-е, 50-е, 60-е — кресты с церквей посбивали, иконы пожгли, а хоронить по христианскому обычаю запретить не посмели: глубока вера народная… Правда, нередко звезда и крест рядком выбиты. Да не нам судить…

«Зачем я живу? Господь даёт человеку жизнь, а тот выбирает, как её прожить: жить богато, грешить и попасть в ад, или страдать, терпеть лишения в этом мире, каяться и заслужить рай. Каждый должен сделать свой выбор. Я свой сделала.

Ксения, 11 лет».

Множество людей не верят в Бога лишь потому, что не видят связи между грехом и расплатой за грех. Я тоже долго не понимал, почему Господь тотчас не вразумляет после содеянного? И жаждал скорого отмщения своим врагам, обидевшим меня. Частенько люди замечают, что живёт человек вопреки заповедям Божиим и ничего худого с ним не случается, живёт долго и по-земному счастливо. Как нынешние нувориши, сотворившие богатства неправедные. А люди благочестивые в бедности влекутся. И умирают рано от недоедания и болезней. Не сразу открылась мне истина. Сначала понял, что срок жизни человека — не главное в жизни. Потом — что случайностей на земле не бывает. Дальше — о той свободе выбора, которую дает Господь каждому человеку; и, наконец, то, как долготерпит Господь в надежде на покаяние во грехах погрязшего. Отсюда, возможно, и длинная жизнь неблагочестивых людей. И еще уразумел я: никакими делами не оправдаться перед Господом, а только уповать на милость Его: Господь выше справедливости — Он милосерден. Так и размышляю потихоньку, когда не спится…

предыдущая    следующая