Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 января — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

«ВЕТХИЙ ДЕНМИ СТАЛ МЛАДЕНЦЕМ»

Открытка начала ХХ векаХристос раждается, славите…» — поёт, ликуя, душа в светлый праздник Рождества Христова. И, конечно, вернувшись с праздничной службы из храма, стараюсь незаметно от дочери положить под богато убранную рождественскую ёлку подарок для неё. Растирая замёрзшие с мороза щёчки, эта пятилетняя тогда кроха вдруг спрашивает: «Мама, а что мы подарим Иисусу на День рождения?» Я озадачена, как-то не задумывалась над этим. Поняв, что у нас нет подарка для Богомладенца, дочка достаёт картонку, фломастеры, блёстки, битый час над чем-то сосредоточенно трудится. Я не мешаю. Наконец, она показывает лучистую, всю в блёстках звезду. Я снимаю с верхушки ёлки заводскую шикарную сосульку и водружаю туда самодельную Вифлеемскую звезду. «Это Тебе, Боженька, от нас с мамой», — шепчет дочь… А правда, что можем подарить мы на Рождество Господу нашему Иисусу Христу? На эти и другие вопросы отвечает настоятель церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала, архимандрит Сергий (Стуров).

— Волхвы принесли новорожденному Богомладенцу богатые дары: злато, как Царю веков, ливан, как Богу всех, и смирну. В лице волхвов весь языческий мир преклонил колена пред Сыном Божиим, хотя они не знали всей правды об искупительной жертве Христа. Но мы-то уже знаем, что Сын Божий принял крестные муки во искупление грехов человечества, знаем, что Ему не нужно богатство, ибо Господь обладает всем миром и неисчислимые богатства недр земных, и всё, что растёт и множится на земле, дарит нам — людям. Так что же можем подарить Ему мы? — Любовь и послушание, в знак нашей благодарности за Его милость, за тот Свет истины, который Он нам принёс. Ибо через этот свет, через страдания Господни мы получили наследие вечной жизни, утраченное нашими прародителями. Что касается наряжения ёлки — это добрый обычай и также наш подарок Богомладенцу, ибо Он видит, что мы радуемся Его приходу в мiр. Господь не требует от нас особенных жертв и даров, но должна быть взаимность. Ваша дочка своим детским умом поняла, что раз мы получаем неисчислимые дары от Христа, то и сами должны что-то сделать для Него.

— Батюшка, а вы в детстве что-нибудь дарили Христу?

— Моё детство пришлось на послевоенные годы. В 1952-53 годах наша семья жила в посёлке Оранжерейное Астраханской области, и хотя храма у нас не было, но часа в четыре утра дети и молодежь слезали с тёплых русских печей и шли по дворам славить Христа. Хозяева нас уже ждали, приготовив гостинцы: христославы были желанными гостями. Это и был наш подарок Христу — мы несли радость Рождения Бого-младенца из дома в дом. Как хорошо было тогда на душе — морозная рождественская ночь, под валенками поскрипывает снежок, а мы распеваем тропарь и кондак «Рождество Христово», чувствуя, как в душе рождается радость.

Потом все ученики собирались у наших педагогов. Стол не ломился от яств, но горячего чаю было вдосталь. И мы, отогреваясь, с удовольствием слушали рассказы учителей, как они жили и встречали Рождество в дореволюционное время.

 — Даже в беднейших семьях стараются в этот день хоть какой-то подарок сделать. А вы на Рождество Христово получали подарки?

— Я рос в те времена, когда дети на уроках писали упражнения и решали задачи на клочках газетной бумаги. Поэтому хорошая тетрадь или цветной карандаш были величайшей роскошью и желанным подарком. Не пачка, а один карандаш, понимаете? У кого-то в классе был синий карандаш, у другого — красный, у третьего — половинка зеленого… пользовались сообща. И ещё покупали ириски «Золотой ключик», самые вкусные на свете конфеты.

— А сейчас, чтобы вспомнить детское ощущение праздника, покупаете «Золотой ключик»?

— Я давно не видел этих конфет, быть может, их и в продаже уже нет.

— Батюшка, каждый праздник имеет свой особый запах. Для меня Рождество — это запах яблок, мандаринов и шоколада.

— Ну, мандаринов у нас и не было, на шоколад не доставало денег, а местные летние сорта яблок до Рождества просто не долёживали. Это сейчас даже бананы привозят в дальние сёла, а в те времена мы были отрезаны зимой от мира, только летом можно было пароходом добраться до областного центра… Но мама готовила гуся. И это не было роскошью, потому что мы жили у реки, и гуси были обычной домашней живностью. Мама делала свой фирменный паштет из гусиного мяса: чем-то его заливала, облепляла тестом и запекала в русской печи. Гусь да гора ирисок — вот и все праздничные вкусности. Но праздновали весело, открыто.

— Когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса в Иордане, с неба нисшёл как голубь Дух Святый, и глас с Небес указал: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3.22). А когда Сын Божий родился, перед вифлеемскими пастухами предстал Ангел и, сообщив, что родился Спаситель, дал лишь один знак: «вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2.12). Невеликое знамение — пелены, но почему им придавалось такое значение?

— Была ещё и звезда Вифлеемская, которая указывала путь волхвам. А пастухов Вифлеемских вело к потаённой пещере, где лежал в яслях новорожденный Богомладенец, пение Ангелов. Что касается пелен, которыми был повит Младенец Иисус, то, согласно преданию, они были льняные. Почему это важно? Св.Амвросий говорит: «Христос повивается пеленами, чтобы ты разрешился от смертных рубищ. В том и заключается таинство пелен Христовых, чтобы мы совлеклись грубых рубищ тления, в которые облекла нас смерть». Что значат эти слова? Вспомним, Адам после грехопадения, ещё пребывая в раю, сделал себе одеяние из листьев, чтобы прикрыть открывшуюся ему наготу его тела. Это одеяние — символ непослушания, через которое он отпал от Бога. Второе одеяние — кожаное рубище — получил Адам от Бога уже вне рая, и оно является знамением плотолюбия или безсловесной похоти. Льняные пелены нового Адама — Христа — призваны освободить человека от первых двух рубищ — от преслушания и безсловесных вожделений. Льняные пелены — символ чистоты и послушания человека Господу.

А мы сейчас уродуем детей, облекая их в импортные одёжки из искусственных тканей, хотя учёными давно доказан вред, наносимый такой одеждой здоровью. Ребёнок должен быть одет в чистые натуральные одежды.

— Празднуя приход в мiр Спасителя, мы забываем, что после рождения Христа по приказу царя Ирода были убиты тысячи младенцев. Почему Господь попустил столько невинных жертв? Ведь Господу всё возможно, и предотвращение избиения младенцев также.

— Да, Господу всё возможно. Но в Евангелии ведь прямо сказано: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасётся» (Мф.10.22). Господь пришёл, чтобы искупить грехи людей и сделать их сынами жизни вечной. И если пострадал Сам Христос, если Он жил в унижении, то как мы можем требовать непомерного блага для себя? Господь, владея богатствами всего мира, не имел в Своей земной жизни ничего: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Лк.9.58).

— Как же так? Господь, и птиц небесных не оставляющий без попечения, при рождении Сына Своего не дал Ему иного крова, кроме пещеры, иной постели, кроме яслей с соломой. Но если бы Господь явил рождение Спасителя в славе, в блеске богатства, все бы поняли — родился Сын Божий.

— Не для того Христос пришёл, чтобы стать царём земным и почивать в палатах, ибо тогда не было бы искупления, не было бы и смысла приходить Ему на землю. Что касается понимания людей… Из Евангелия мы знаем, что из множества слушавших проповеди Христа Слову Божию внимали не более четверти слушателей. А остальные? Они ведь умилялись услышанному из уст Спасителя, восторгались чудесами, которые являл Господь, но когда отходили от Христа, всё их умиление пропадало. Слушали — и не слышали, смотрели — и не видели… И в наше время сколько свершается чудес по милости Божией, сколько икон мироточит! И что? Людям этого мало, им надо ещё больше чудес, ещё больше подтверждений. Такие люди, явись им Господь в блеске и богатстве, увидели бы лишь внешнюю пышность, не уразумев истины, сказанной Христом: «Царство Моё не от мира сего» (Ин.18. 36) и «Не собирайте себе сокровищ на земле… Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребят и где воры… не крадут» (Мф.6.19,20).

Хочу вот ещё на чём заострить ваше внимание: сейчас много печатается открыток, на которых пишется просто Рождество. А чьё? И светские СМИ, когда говорят о Рождестве, не произносят Христово, не замечали? Или в Америке на Рождество показывают, как их президент торжественно обезглавливает индейку. Так что же они празднуют? Рождество Христово или смерть индейки? Индейке голову отрубить можно в любой день в году… Не забывайте, Рождество Христово празднуем мы и радуемся приходу в мiр Спасителя. Если поймём это и будем жить согласно заповедям Христовым, это и будет нашим подарком к Рождеству Богомладенца Иисуса.

 — Ребёнок рождается безпомощным, ничего не понимающим до времени своего возрастания. Но Христос — Сын Божий, Он пришёл в мир с силой, неизреченной мудростью, божественным разумом…

 — Вспомним Тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» Да, Богородица носила Его на руках, но потому, что Он сокрыл могущество Свое, «Ветхий Денми стал Младенцем», чтобы сделать людей чадами Божиими. Поистине, сила Божия в немощи совершается. «По младенчеству Он подчинён условиям времени, а премудростью Он предвечен», — писал свт.Димитрий Ростовский. Христос и во младенчестве является нашим Отцом, ибо рождаясь на земле Сам, возрождает нас от смерти к жизни. Да, Он младенец ещё, но уже потрясает трон Ирода, одним Своим рождением повергая его в страх. Это — предвестие Его будущей победы над смертью, торжества над диаволом и адом. Но плоть Христос получил от земной Матери, в этом смысле Он — человек.

Теперь вспомним чудесное рождение Иисуса. После грехопадения первых людей Господь сказал Еве: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3. 16). Но непорочно было зачатие Пресвятой Богородицы, и без порока пребыла Дева, когда произвела из Себя Бога-Слово, болезни не сопровождали Его рождение. А почему ныне рождается так много уродов и калек? Потому, что зачинаются дети в посты, либо в духовной грязи, да после нескольких абортов…

 — До Рождества Христова детей называли именем Иисус. Назвать в наше время младенца мужеского пола Иисусом — кощунство?

 — Да, мы знаем, что были Иисус Навин и Иисус, сын Сирахов. Но! Христос пришёл на землю и совершил подвиг, не оставляя по Себе следов греха. И мы не имеем права порочить это имя, поскольку человек, как бы ни старался жить праведно, волею-неволею совершает грехи. Должно же у нас быть что-то святое! Мы читаем в акафисте: «Иисусе сладчайший». Эти слова мы произносим о Христе, и только Ему они принадлежат. Также мы не называем девочек именем Божией Матери. Имя Мария мы даём дочерям в честь святых, например, св.Марии Египетской, св.равноап. Марии Магдалины… чтобы имя Богородицы не было испачкано грехом.

 Родившемуся Божественному Младенцу — честь, благодарение и поклонение от всей твари отныне и до века.

Адрес: 198005, СПб, наб. Обводного канала, 116.

Тел.316-00-93.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

следующая