Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Частое сетование семейных православных: "Все приходится делать не тогда и не так, как и когда этого хочется". По нашему времени это действительно большая проблема: суметь так настроиться, чтобы семейная жизнь и дети воспринимались спокойно. Потому что иначе в семье появится и третий, и четвертый (что делать, коли Бог дает?!), но супруги окажутся настолько задавлены происходящим, что обстановки нормальной в доме не будет. Недовольство будет прорываться то раздражением, то усталостью; каждый вечер будут оканчивать в депрессии, начнутся какие-нибудь придирки друг к другу, к родственникам. В общем, вся атмосфера в доме будет отравлена. И с этим что-либо очень трудно поделать, этому очень и очень непросто помочь.
Подобные случаи, увы, не редки: семьи, подкошенные бытовыми проблемами. Мы не говорим уже о тех случаях, когда в результате конфликтов брак распадается или, предположим, где муж запивает, хотя и от этого православные семьи не избавлены насовсем. Более распространенная проблема - это общая скудость, вялость движений, отсутствие в семье не то чтобы активной духовной жизни, но и всякого интереса, впрямую не относящегося к простейшим бытовым нуждам. Безцветный взгляд, остывшие отношения, отсутствие цели, временами короткие стычки, цинизм в разговорах: дескать, идеал идеалом, а жизнь - вот она какая! Существование "по минимуму", с постоянными мечтами отдохнуть, отоспаться и чтобы тебя все оставили в покое.
Не надо подробно говорить, что эта самая "жизнь" во всей ее неприглядности, серости - это собственный выбор супругов и плод их расслабленности, неумения наполнить энергией и смыслом семейные начинания и общение. Оскудевает сам дух работничества, тяга к отдаче, дарению, последовательному инвестированию сил в жизненные предприятия, "дела жизни". Мать здесь не шьет с дочерью одежды для кукол и скисает от одной мысли о стряпне в праздник. Отец не устроит лыжной пробежки и не смастерит для мальчишек наблюдательный пункт на дереве. Все вместе не соберутся в вечернее время читать по ролям какую-нибудь повесть или разыграть призы в викторину. Потому что душе не знакомо удовлетворение от усилия, труда, общего дела. Ее удовлетворение - это, как можешь, "отбиться" от жизни, закрыть самые насущные потребности и дальше оставаться при себе.
А ведь именно насыщенное интересом домашнее общение, простые и милые мероприятия еще поколение-другое назад составляли основу семейной культуры и самообразования, несли с собой "тихий свет детства" и на всю жизнь составляли основу привязанности родителей и детей. Наши дети в сравнении с этим живут в потрясающей скудости, однообразии. При том, что они лишены еще и возможности как следует выбегаться на улице, наиграться в салочки и казаки-разбойники, накупаться в реке, половить рыбки и пр., совсем неудивительны эти зевота, отсутствие инициативы и интереса ко всему, эдакая старческая малоподвижность, рачение о своем комфорте и снисходительность. Неудивительна тяга к телевизору и подростковым компаниям, хоть как-то разнообразящим жизнь.
С точки зрения современного обывателя, вообще уму непостижимо, как могли люди жить раньше: стесненные условия, отсутствие средств, нехватка еды, одежды, предметов обихода и - куча детей! Да мы бы, кажется, с тоски умерли в такой ситуации. Теперешняя мамочка имеет на своем вооружении все городские удобства, стиральную машину-автомат, универсам, заваленный полуфабрикатами, смеси, бутылки, коляски, памперсы и в придачу бабушку в соседнем подъезде и при этом ощущает себя катастрофически обделенной, живущей невообразимо тяжелой жизнью, в которой в принципе невозможно ничего успеть и тем более иметь достаточно свободного времени. В ванной громоздятся горы белья, кухня завалена немытой посудой, с детьми не найти пары часов погулять! Кошмар, да и только!
А ларчик открывается просто: просто человек прошлого жил и дышал трудом, не вычеркивая домашние дела из положительного аспекта своего существования. Заметили вы, как наши мамы и бабушки ложились спать позже всех, а на ногах бывали уже в пять утра? По-детски это, разумеется, трактовалось так, что им попросту "спать не хочется, а нам хочется". Трактовалось и, похоже, трактуется до сих пор, потому как редкая хозяйка теперь встанет в такую рань по причине домашних дел. Пусть лучше немытая посуда со вчера перейдет на сегодня, а с сегодня на завтра, чем я себя так насиловать стану! А вот им, представьте, не спалось! Без всякого внутреннего напряжения, "переступания через себя" они занимались домашней работой, потому что иметь чистый, опрятный дом казалось естественным и более важным, чем всякие там индивидуальные ощущения. И работа у них спорилась не как у нас: ребенок на груди, руки заправку для борща режут, а в это время в ванной вода течет - пеленки полощутся. Каждодневное, постоянное творчество, в котором скучать и унывать некогда!
Сегодня вместо этого постоянно звучит фраза: "у меня нет сил". Отражает она не только проблемы здоровья, действительное состояние организма, хотя и физиология теперь тоже ослаблена. Но важным является то, что в психологии называют мотивацией, ценностным выбором - внутренние приоритеты, по которым человек живет, которым готов отдавать время и силы. На подъеме, когда нам чего-то очень хочется, мы горы готовы свернуть, а в других случаях тяжело пальцем двинуть. И если не получать удовольствия от повседневных забот и общения с детьми или хотя бы не привыкнуть делать изрядную долю дел "на автомате", жизнь домохозяйки с несколькими детьми станет настоящей трагедией.
Сказанное в полной мере касается и мужчин, больше всего занятых пресловутым "зарабатыванием денег" и мало времени уделяющих семье. Ведь работают теперь не из семейных соображений, а потому что "карьера", "самореализация" и "творческое самовыражение"; потому что коллектив хороший и весело - не то, что с детьми, в домашних заботах…
О возрождении семьи сегодня говорят часто. Однако, задача эта чрезвычайно глубока и объемна. Двоим нужно не просто "воцерковиться", решить создавать православную семью, не просто родить детей, придерживаться формальных требований: иерархии, разделения обязанностей и пр. Необходимо менять сам вкус к вещам - чтобы появился здоровый интерес к жизни, широта и свобода движений, чтобы жить захотелось, оставляя за собой добрый след, расширяя кругозор, приобретая новые навыки и умения. Как раньше говорилось: "Дерево посадить, дом построить, детей вырастить".
Андрей РОГОЗЯНСКИЙ