Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 мая богадельня Покрова Божией Матери отмечает свое 10-летие

«ГОСПОДЬ СМИРЕННЫМ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ» (Притч.3,34)

Читала как-то о старце Захарии - схиархимандрите Троице-Сергиевой Лавры. Поразил момент, когда старец с бесом разговаривал. - "Есть ли у вас в аду христиане?" - "Как же, - отвечал бес, - и твой отец был, да ты отнял его своими милостынями, творимыми за его душу, и молитвами". - "А мать?" - "Мать не была, она всю дорогу кусками хлеба забросала, мы не видели, где она прошла, хотя мы зорко смотрели". "Забросала дорогу хлебом" - то есть выложила дорогу в мир иной милостыней и благими делами. Такие же благодеяния творят и милосердные сестры богадельни Покрова Божией Матери п.Сергиево, открытой при храме прмч.Андрея Критского. О работе и проблемах богадельни сегодня рассказывают настоятель храма, благочинный Красносельского округа о.Валерий Швецов и управляющая богадельней м.Нина.

Здесь правит "матушка Любовь"

Матушка Нина: - Мы продолжаем дело, начатое в 1903 году св. Иоанном Кронштадтским, когда по его благословению на станции Сергиево было построено церковное здание, в котором разместились храм и благотворительные заведения, в том числе приют для престарелых женщин. Богадельня, как и ныне, располагалась на втором этаже, отделялась от храма стеной с широкими дверями, раскрывающимися во время богослужения, и священник со Святыми Дарами, проходя между кроватями, причащал болящих насельниц. После 1917 году храм и богадельню закрыли, здание превратили в клуб… Лишь в декабре 1994 года православной общине поселка был возвращен храм и ряд помещений. А 22 февраля 1996 года при храме вновь открылась первая в СПб богадельня на шесть насельниц.

Сейчас в богадельне живут девять старушек. За этой фразой скрываются девять жизней, девять судеб. Когда я переступила порог богадельни, первая, кого я встретила, была немая Клавдия, очень общительная старушка, о таких говорят - душа нараспашку. Жестами и невнятными словами она рассказала мне о каждом цветочке, что растет в богадельне. А чуть позже я узнала, что здесь есть комната, именуемая "зимним садом", где не только множество чудесных растений, но живут попугай и кенар - любимцы насельниц. В этой уютной зеленой комнате бабушки могут принять родственников, посмотреть православные видеофильмы. Здесь можно уединиться ото всех, чтобы предаться думам или вычитать молитвенное правило. Но не дает покоя вопрос, если у бабушек есть родственники, почему они живут в богадельне, а не дома?

М.Нина: - Все, кто по какой-то причине попал к нам, просто не хотят домой возвращаться. Им здесь хорошо. Но принимаем мы только верующих. Вот Алла Васильевна - она 40 лет проработала в библиотеке Духовной академии. А Елизавета - мантийная монахиня. 30 лет прослужила при кладбищенском храме в п.Саблино. Была поваром, уборщицей, за могилками ухаживала, а когда батюшка совсем один еще был, 10 лет прислуживала в алтаре. Сейчас она почти ничего не видит и не слышит. Ее сюда внук привез, потому как дома за ней некому было ухаживать. Как-то летом все уехали отдыхать, ее одну оставили, она сослепу что-то съела, отравилась, чуть не умерла. Слава Богу, у нас теперь.

- Вы сказали, что принимаете только верующих. А если бабушка еще не воцерковлена, но душа уже раскрылась навстречу Богу?

- Так ведь Господь Сам распоряжается, кого взять. Я записываю всех желающих поселиться у нас, и если попросился человек невоцерковленный, а место свободное есть - значит, на то воля Божия. Берем. Но заключаем с родственниками договор, что в случае необходимости они забирают бабушку домой. О чем я? А вот представьте себе, живут наши насельницы тихо-мирно, и вдруг появляется бабушка-диктатор, которая всех третирует, в том числе и сестер милосердия. От молитвы отказывается, храм не посещает. Мы не держим таких. Для таких есть Дома престарелых, где за плату им предоставляется отдельная комната и индивидуальный подход. У нас же бабушки живут безплатно.

Наша богадельня отличается тем, что находится в одном здании с храмом, и есть возможность помолиться в храме, побывать на богослужении, исповедоваться, причаститься. А если кто-то избегает общения с Господом - то все тогда безсмысленно. Вот есть у нас бабушка очень набожная. Ей уже 94 года и потому трудно даже в коляске высидеть службу, но она всегда просится в храм и сидит, сколько может выдержать. А перед причастием отказывается не только от завтрака, но и от ужина - готовится.

А богадельня пахнет ладаном

Матушка Нина показывала комнаты, где тесновато, но в чистоте и уюте проживают бабушки, когда подошла одна из них - Любовь Степановна, обняла матушку: "Я люблю тебя всем сердцем, всей душой. И как ты помогаешь мне во всем, так пускай Господь помогает тебе во всем". М.Нина растерянно улыбалась, поглаживая старушку по плечу. У меня возникла мысль: вот что значит - человек на своем месте. Но что матушку изначально привело сюда?

Матушка Нина: - Как оказалась здесь? Все по воле Божией. Я была режиссером, но когда стала воцерковляться, поняла, что профессия ведет меня не в ту сторону. Духовник благословил оставить театр. Однако надо было как-то зарабатывать на хлеб. Пошла в котельную, где настроим бывало аппаратуру, а потом молитвы и книжки нужные читаем. Но однажды духовник сказал: "Уходи оттуда. Будешь работать в богадельне сестрой". Я испугалась: что я буду там делать? ничего не знаю… да там, наверное, и пахнет нехорошо, как бывает в домах престарелых, куда нельзя зайти, не прикрыв нос. Но делать нечего - пошла. Прихожу, а тут весь воздух ладаном пропитан, будто Господь говорит: "Вот чем здесь пахнет, а не тем, чем ты думала". Потом было еще несколько послушаний. Наконец, батюшка предложил мне управлять богадельней. Взялась и за это дело, по послушанию.

Пока здесь работы невпроворот. Бабушки должны быть не только обихожены и накормлены, они не должны чувствовать себя одинокими, заброшенными. Выслушать, сказать доброе слово - уже большое дело. Батюшка духовные беседы проводит. А бывает, что и ссоры между старушками разбираем. А как же! Мы ведь все люди. Вот в комнате, где живут шесть насельниц у каждой как будто своя келейка, можно занавеской отгородиться. Но от звука не отгородишься… Поэтому так важно уметь уступать друг другу. И все бабушки, кто может передвигаться, даже пытаются ухаживать за лежачей насельницей - покормить, одеть, что-то подать.

У нас бабушки получают необходимую медицинскую помощь, проходят курс лечебного массажа (мы и массажный стол приобрели), ведь у старых людей часто болят кости и суставы. Вот Алла Васильевна прибыла к нам с переломом руки, но после снятия гипса и курса массажа рука работает хорошо.

- Когда кто-то из бабушек умирает, богадельня хоронит их?

- У богадельни на это просто нет денег. Но батюшка обязательно исповедует, соборует и отпевает наших подопечных.

- Если кто-то из насельниц перед смертью пожелает принять монашество, схиму… это реально?

- Нет, у нас ведь не монастырь. Да и какие подвиги, какие послушания смогут нести наши немощные насельницы? Но если они их несут в миру, так им больше за это зачтется, нежели бы они приняли постриг. Может кто-то выполнить больше, чем требуется от мирян, - она только больше венцы заработает. Одежда монахини ведь не спасает, лишь помогает выполнять обеты, данные Господу.

Старость - это наше будущее

- Но должна ли Церковь заниматься социальным служением? Не раз слышала, что Церковь должна заниматься своим прямым делом - вести людей к Богу. Детские приюты и дома для престарелых - не церковное дело. Этим должно заниматься государство, которое само и наплодило бездомных детей, безхозных стариков.

Отец Валерий: - Христос не проходил мимо нуждающихся, страждущих и просящих. Как же может это сделать Церковь Христова? Церковь обязательно должна быть повернута лицом к своему народу, помогать ему в решении тех проблем, которые не может или не хочет решать государство. И Церковь всегда отдавала последнее своей пастве. Вспомним, как в дни польского нашествия все продовольственные запасы Русской Церкви были отданы нуждающимся. А во время советской власти Церковь даже сосуды богослужебные отдавала в помощь голодающим. Мы-то знаем теперь, что все эти сокровища до голодающих не дошли… Но сам жест-то каков! Не брать, а отдавать - принцип христианства. Начиная с IV века Церковь Христова занималась социальным служением, помогала убогим и психическим больным. При монастырях работали школы, больницы, богадельни, просветительские центры, мастерские… Так было пока, начиная с времен правления Екатерины II, у Церкви не стали отбирать земли, угодья, подрывая ее экономическую мощь. Но и тогда Церковь находила средства помогать сирым и обездоленным. А чем занимался св.Иоанн Кронштадтский?.. Другое дело, что надо избегать крайностей и не заниматься социологизацией христианства. Нельзя приравнивать Церковь к институту, который решает только социальные проблемы. Христианство - это спасение души, правильное устроение сердца. Но спасение души невозможно без добрых дел, без которых вера мертва.

Если мы не будем замечать скорбные, взывающие о помощи глаза наших ближних, - какие мы после этого христиане? Помните притчу о милосердном самарянине? Мимо страждущего прошли и священник, и левит, они были в храме, где служили Богу, да так и "остались на небе". Где тут заметить чужое горе? А самарянин помог. И Господь сказал ученикам: "Иди, и ты поступай так же" (Лк.10.37). Так кто мы - левиты, возвеличившиеся священники, или милосердные самаряне? Вспомните также Преображение Господне. Христос с учениками были на горе Фавор. И ап.Петр сказал, мол, хорошо нам здесь быть, устроим кущи и останемся. А Сын Божий ответил, что надо спускаться, идти в самую гущу человеческих страданий и скорби, нести людям свет веры. Ибо у веры два крыла - молитва и помощь страждущим. А кто говорит и делает иначе - это голос малодушия и страха, лености и равнодушия.

В лености и равнодушии милосердных сестер богадельни упрекнуть невозможно. Они делают все, чтобы бабушки чувствовали себя как дома. Но удивительное дело - некоторым насельницам чуть более 50 лет, а иным сестрам, ухаживающим за ними, за 70.

М.Нина пояснила: - Господь каждому дает по силам. Сестре Надежде Тихоновне было 75 лет, когда она ушла от нас, и то потому, что случилось предынсультное состояние. А когда поправилась, вернулась, но несет уже более легкое послушание. Другая сестра - Нина, тоже сердечница, не может выполнять тяжелую работу, но помогает посильным трудом в соблюдении личной гигиены насельниц. У нас есть разные послушания. Но сестер мы берем с условием, что они обязательно пройдут 6-месячные медицинские курсы, где получают младшее медицинское образование.

- Отец Валерий, когда все здание будет передано Церкви, что планируете здесь еще сделать? Будет ли расширена богадельня?

- Зрительный зал будет использован в просветительских целях. Мы и сейчас уже показываем православные фильмы для детей и взрослых. Есть идея организовать гостиницу для паломников. Будут работать секция русского рукопашного боя и театральная студия для маленьких прихожан. Расширим библиотеку… Кстати, примем в дар любую святоотеческую литературу, жития святых. Нужны большие растения для "зимнего сада". Неплохо бы перевести богадельню на первый этаж, тогда наши насельницы больше могли бы гулять, даже колясочницы. Но для этого нужен лифт, чтобы поднимать их на второй этаж в храм на богослужения, а установить его стоит дорого. Это не по силам небогатому, удаленному от центра приходу, на плечах которого лежит содержание храма и богадельни. Очень нужны специальные подъемники, чтобы поднимать наших бабушек с кроватей - сестры срывают спины, ворочая их вручную. Но даже если кто-то сможет помочь хотя бы продуктами, постельным бельем, посудой - будем благодарны.

Слышала фразу: старость - наше будущее. В том смысле, что все когда-то состаримся. И то обстоятельство - будет ли наша собственная старость согрета любовью и человеческим участием, зависит от того, как мы сами сегодня относимся к нашим старикам.

Адрес: 198218 СПб, п.Сергиево, ул.Ленина,22. Тел.738-98-14

Побывала Ирина РУБЦОВА

От редакции: Очень жаль, что все богадельни нашей огромной и богатой епархии способны принять 20-30 страждущих, не более.

предыдущая    следующая