Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Проповедь

ИСЦЕЛЕНИЕ В СУББОТУ

Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, как в субботний день Господь наш Иисус Христос вошел в синагогу, в сонмище иудейское, и увидел там согбенную женщину, которая 18 лет страдала этим недугом. Она не могла разогнуться, не могла увидеть небо, не могла встать на ноги, не могла поднять свою голову, смотреть в глаза людям. Наверняка этот недуг ее смущал, она скорбела, сознавая свою немощь. И вот Господь возлагает на нее руку, и она исцеляется. И это чудо вызвало такое негодование начальника синагоги, что тот сказал: "Неужели не хватает другого времени для того, чтобы совершать такие дела? Зачем нарушать покой субботний и совершать чудо исцеления?" Однако весь народ дивился тому, что совершил Господь. А Господь изобличил начальника синагоги, говоря ему: "Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?" (Лк. 13.15.) И тот не нашел никаких слов, чтобы ответить.

Дорогие мои братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, что Христос ставит человека превыше всего. Нет, Он не пришел разрушить закон: Он пришел его исполнить, Он пришел, чтобы принести подлинное Божественное знание о мире, о Боге, о человеке. Мы знаем, что Господь шесть дней творил этот мир, а в день седьмой почил от дел Своих. В этот день все правоверные ветхозаветные иудеи стремились к отдыху, но к какому отдыху? Не к праздности, но к собиранию сил. Мы знаем, что этот день проводили в молитве. Мы знаем, что этот день был следовало проводить в размышлении. Мы знаем и то, что не только человек должен отдыхать и набираться силы, но и природа: как бы землю ни пахали, но на седьмой год давали ей возможность отдохнуть.

Господь, видя немощь человеческую, приходит и помогает, оказывает сострадание к этой женщине, дает ей исцеление. И тем самым Он ставит нас перед дилеммой: человек для субботы или суббота для человека? Господь неоднократно изобличал иудейский формализм, который заключался лишь в буквальном исполнении той или иной заповеди, без сострадания, любви. Господь помогает человеку стать здоровым, помогает ему собрать силы, а начальник синагоги изобличает Его в нарушении субботнего дня.

И мы с вами имеем этот день субботний: Новую Субботу, Воскресный день, ибо для нас Новая Суббота - это святое Воскресение Господне: в этот день Господь победил смерть, воскрес тридневно от гроба и нам подает жизнь вечную. Поэтому, прежде всего, дорогие братья и сестры, мы в этот воскресный день должны помнить о собирании наших сил - и физических и духовных. Мы должны приходить друг другу на помощь, как и Господь пришел на помощь страждущей женщине, которая была согбенна и не могла выпрямиться. Но мы и сами должны выпрямляться и восставать из-под тяжести грехов, которые тянут нас к земле, ибо причиной множества наших недугов являются грехи. С тех времен, когда грех вошел в мир, вошла в мир и смерть. Но мы знаем, что Господь победил грех, победил смерть, и теперь дает нам возможность достойной жизни и в этом мире, и вечности. Вечность уже пронизывает наш мир. Царство Небесное уже дышит на земле, ибо, как сказал Христос, Царство Небесное внутри вас есть.

На нашем жизненном пути мы с вами всегда встречаем Подлинного Человека, Господа нашего Иисуса Христа, Который, являясь Новым Адамом, восставил человечество. Он возглавляет историю, ибо история это не просто суета, это не без- смысленные шатания, но путь в Царство Небесное. Благодаря тому, что Господь пришел в мир, история наполнилась содержанием и смыслом, ибо Господь Сам ее возглавляет. Мы с вами должны это помнить, дорогие мои, и не отказываться от креста, потому что, отказываясь от Подлинного Человека, мы отказываемся от себя, от смысла в истории. И если Господь творил шесть дней этот мир, а на седьмой почил, то это значит, что Он нам вручил историю, вручил нам мир, чтобы мы о нем заботились. А человечество обезображивает - прежде всего самого себя, потом и всю землю; мир во зле лежит, он мучается, стенает, ждет преображения. С кого начнется преображение? Оно начнется с человека. И Господь возглавляет этот путь, это шествие истории. Так что мы с вами, дорогие мои, не одиноки: мы имеем нашего Господа и Заступника, Спасителя Иисуса Христа - Он возглавляет наш путь в жизнь вечную. Нам же с вами нужно преисполниться веры. Так, сегодня и апостол Павел в послании к Ефесянам говорил: мы должны преисполниться веры и надежды и облечься во всеоружие Божие, потому что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных, против мироправителей века сего. Наша брань действительно непростая: она требует от нас героизма. Но мы с вами должны преисполниться мужества и ответственности, потому что речь идет о вечной жизни и вечной смерти. Тяжесть, которая пригибает нас к земле: тяжесть наших проблем, наших бед, наших болезней, побеждается помощью Божией и нашим мужеством. Поэтому не будем, дорогие мои, лицемерами, но не будем и маловерами, не будем относиться с прохладцей к истории, к жизни, но проявим ответственность, будем стремиться к тому, чтобы заботиться о наследии, которое Господь нам вручил. И будем печаль свою, нужду свою, согбенность под тяжестью болезней и грехов возлагать на Господа. И Господь коснется Своей всемогущей рукой каждого из нас и дарует нам здравие, мир, спасение. Аминь.

Протоирей Федор ГУРЯК, настоятель храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском проспекте

предыдущая    следующая