Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Монашество

ТУРИЗМ И ПАЛОМНИЧЕСТВО

Андреевский скит. Афон. Фото А.КитаеваНа Афон пускают сто человек в день, не больше. Из них инославных туристов с десяток, остальные - православные паломники. Таким образом, на Афоне каждый день пребывает 400 паломников и 40 туристов. Дело в том, что каждый приехавший имеет право оставаться на Святой Горе не более четырех дней, если нет специального приглашения на более длительное время пребывания в каком-либо монастыре. В приглашениях обычно указывается, что посетитель имеет право заходить только в определенный монастырь. Самочинно путешествовать по обителям на Афоне не разрешается. Конечно, не все паломники исполняют это правило. Их ненадолго пускают и в те монастыри, на посещение которых нет специального приглашения.

Греческий Афон гораздо более закрыт для туризма, нежели русские монастыри. Но это вовсе не говорит о том, что Святая Гора отгораживается от мира - я имею в виду прежде всего выставку "Сокровища Афона", открытую в Салониках. Почему именно в Салониках? В 1997 году ЮНЕСКО объявила Салоники культурной столицей Европы, и Афону было предложено провести в этом городе свою выставку.

Монахи-святогорцы долго и тщательно обсуждали это предложение. Мнения разделились настолько, что казалось - никакой выставки не состоится. Но потом было принято решение: монастыри предоставят святыни на выставку, но денег за это брать не будут.

Однако деньги все же идут, но в качестве пожертвований от посетителей на содержание монастырей… К слову, вопрос финансов стал в XX веке одним из самых искусительных. На выставочные пожертвования сейчас строится множество гостиниц на Афоне. Самые консервативные монастыри - Эсфигмен и Костомониту - отказались принимать участие в выставке. По их мнению, святыни не должны превращаться в экспонаты.

Конечно, нельзя превращать Православие в музей. Но что касается данной выставки, то я видел своими глазами, какими просветленными выходят люди после ее посещения. Они едут со всего мира, чтобы прикоснуться к святыням. Большинство посетителей - благочестивые верующие. Эта выставка дает возможность приобщиться к благодати Афона и его святынь.

Святыни остаются святынями и Афон остается Святой Горой, не-смотря на все смущения. И это видно не только по лицам паломников и трудников, но и туристов, просветляющихся после посещения афонского монашеского царства. Не надо бояться современных технологий строительства и отделки, использующихся при возведении гостиниц. На моей памяти переполох, вызванный появлением здесь компьютеров. Вначале все были против, но потом уразумели, что компьютеры помогают делать Божие дело. Например, они облегчили издание монашеских газет и журналов, душеполезных книг. Даже средневековые рукописи свидетельствуют, что Афон всегда использовал во славу Божию передовые достижения науки и техники.

Но каждому свое. Лично мне ближе по духу отшельники, которые живут в горах. У них нет никаких благ цивилизации, даже дорог настоящих нет, добраться до них чрезвычайно трудно. Но я ни в коем случае не осуждаю тех, кто открыт миру. Поначалу я с трудом переносил поведение некоторых туристов, думая: "Они мне все время мешают". А потом обратил внимание на то, что постоянно делаю акцент на слове "мне". Я понял, что все это только внешнее искушение. Если собраться внутренне, уйти в молитву, то никто мешать не будет. Кроме того, туристы приходят в храм к завершению службы - четыре часа можно молиться без всяких внешних помех. Монахи делают замечания туристам крайне редко. Интересно, что наибольший безпорядок и сутолоку вносят не иностранцы, а местные жители - греки.

И все же многих безпокоит туристическое будущее Афона. Я имею в виду судьбу Андреевского скита. Чуть больше года назад этот скит стал восстанавливаться после запустения, там поселился греческий монах и несколько человек братии. Ватопедский монастырь, на территории которого находится скит, благословил восстановление монашеского жития. Последними насельниками здесь были русские монахи.

В число новой братии вошел и мирянин - француз - друг настоятеля, бывший директор художественного музея в Ницце. Он принял Православие за два месяца до прихода в монастырь. Француз организовал реставрационную иконную мастерскую, заказал новейшее оборудование, пригласил высококвалифицированных специалистов. К сожалению, это принесло "музейный" настрой. Помещения мастерской занимают весь нижний храм, в том числе и алтарную часть, реставраторы во время работы курят, ругаются, ведут неблагочестивые разговоры. Но самое печальное в том, что именно они составили проект восстановления храма и уже ломают иконостасы закрытых храмов. Там предполагается устроить постоянную выставку для туристов и "галерею современного искусства".

Афонцы всегда боялись превращения своих монастырей в музеи, поэтому подобное непродуманное отношение к святыням удручает. Будем надеяться, что Бог не попустит осуществиться таким проектам, получившим одобрение на мировом уровне. Но кто знает, что может случиться через несколько лет?

Одно можно утверждать смело: на Афоне, как в любом другом святом месте, всегда будет сильное борение между созидательными и разрушительными силами. И к этой борьбе нужно готовиться.

"Православный Санкт-Петербург" №2(68), 1998 г.

предыдущая    следующая