Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Наставления

СЧАСТЬЕ

Что ты имеешь в виду, друг, что ты хочешь, когда говоришь о счастье? - "Вполне естественно: здоровья, чтобы требовать всего; богатства, чтобы все мочь; власти, чтобы всего достичь. Вот я и счастлив!"

Счастлив? Едва ли! Лишь тогда-то ты и поймешь, что тебе не хватает самого существенного; что ты бредешь по большой и широкой дороге разочарования. Прежде всего здесь нет ничего "естественного": дающие счастье условия жизни точно так же различны, как и люди. Из-за богатства и власти можно стать таким несчастным, что будешь стремиться к смерти. И только больному здоровье кажется счастьем. Ведь мир полон здоровыми, богатыми, могущественными людьми, которые в отчаянии ищут счастья. Ты разве этого не замечал?

"Требовать всего!" Бедняга! "Всего" ты никогда не достигнешь; ведь счастье - не вечная гонка, не охота за абсолютной невозможностью. Если хочешь счастья, научись искусству лишений. И больной требует отнюдь не "всего", а лишь "здоровья"; и если он не соблюдает меру в "здоровом", то скатывается в болезнь, чтобы вынести из болезни для себя немного мудрости, без которой счастье невозможно. И наконец: чего ты хочешь - вечно требовать или что-то и получать? Ибо без получения нет покоя, а без покоя нет счастья…

"Богатство, чтобы все мочь". Ты не настолько дитя, чтобы думать, что богатый "все может"? он может лишь купить! А ведь лучшее в жизни не продажно. Продажное счастье вовсе не счастье, оно скорее - разочарование и несчастье.

Богатый может ослепить, тогда возникают видимость и обман; и это ты называешь счастьем? Богатство дает роскошь; и ты настолько наивен, чтобы воображать, что роскошь и счастье идентичны? Значит, ты не знаешь, каким глубоко несчастным, каким жалким можно быть в пышности и великолепии…

И "власть, чтобы всего достичь"… Разве ты так близорук, чтобы не видеть, что власть налагает на человека невероятное бремя разных "должен" и "обязан"? Это бремя настолько велико, что у него нет времени вспомнить о своих "смею" и "могу". Необходимость власти подавляет ее свободу. Глядя снизу, наивный чудак-человек восклицает: "Боже, чего только он ни может!" Глядя вниз, властелин вздыхает: "Боже, чего только я ни терплю, за что только ни отвечаю и сколько всего мне нельзя!" Ибо его большое "могу" есть лишь скудный отблеск его изнуряющего долга. Лишь у злых властителей, у тиранов, дело обстоит по-другому. Не подумать ли мне, что ты считаешь счастьем тиранство?..

Видишь: от всей твоей "естественности" не осталось и следа. Так, вероятно, случается со всеми: сначала нам кажется, что мы точно знаем "наше счастье"; затем выясняется, что мы его никогда не знали… Поэтому какое тщеславие - гоняться за определенно мнимым "счастьем".

Хочешь узнать секрет счастья? Так послушай.

Счастье нельзя поймать. Не ищи, не гоняйся за ним, оставь старания и мучения! Счастье приходит само. Но не жди его, не вопрошай о нем, не требуй ничего! Ищи чего-нибудь другого: чего-нибудь верного, великого, за что стоило бы жить, бороться и умереть. Посвяти себя этому делу с любовью, живи им так самоотверженно, как только сможешь; служи ему верно и самозабвенно, но не ищи "счастья"…

И в один прекрасный день ты обнаружишь, что на правом плече твоем сидит орел (в Священном Писании орел символизирует откровения Святого Духа, пророческий дар, дары благодати и прозорливости) и нашептывает тебе на ухо святые, возвышенные вещи. С этого мгновенья ты будешь счастлив даже тогда, когда тебя постигнет личное несчастье, потому что орел подымет тебя над несчастьем и даст тебе блаженное утешение.

Ты этого не можешь? Или ты этого не хочешь? Тогда пребывай в заблуждении и дальше. Ты предупрежден.

Иван ИЛЬИН

предыдущая    следующая