Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ИЗ РОДА НАШЕГО

По длинной Эриваньской улице, бывшему захолустью, летней отраде питерского люда средней руки, где еще совсем недавно витала видимость веселья, еду на "Жигулях" между двух озер к батюшке.

Резко торможу - дорогу перегораживает "лежачий полицейский", а рядом другой… а вокруг - батюшки светы! - понастроены современные хоромы с бассейнами, теннисными кортами, охраной у ворот и прочими атрибутами богатых и любящих тишину людей. Даже шлагбаумы поставлены на городской дороге (!). И крестьянский домик духовника со всех сторон окружен особняками, отрезавшими путь к плещущемуся в двух шагах озеру. Но как только попадаешь во дворик отца Иоанна, настроение меняется. Батюшка ждет, и радостно бьется сердце от долгожданной встречи. Поскорее включаю диктофон, пока не мешают безчисленные посетители.

- Батюшка, правильно ли думать, что некоторых людей Господь призывает к себе на службу, заранее зная, кем они станут? А может быть, есть и такие люди, которых Господь отторгает сразу, со дня рождения?

- Бывает всякое… Вот, например, Юлиан Отступник - Господь его сразу же отторг. Был еще такой Капроним-правитель: он, говорят, младенцем при крещении купель осквернил. Душа его от рождения была склонна ко злу, вот в чем дело. Но это не значит, что он, как робот, был запрограммирован совершать одни грехи. Вовсе нет! Вспомни-ка евангельского Закхея-мытаря. Ведь какой был грешник, сколько людей по миру пустил, скольких обидел, и никто не знал за ним добрых дел, а явился ему Господь - и посетило грешника раскаяние. А есть, несомненно, люди, от рождения склонные к добру, - или даже еще до рождения, как Преподобный Сергий Радонежский, который еще во чреве матери трижды крикнул, когда в храме пели Трисвятое, а по рождении отворачивался от материнской груди по средам и пятницам. Или прп. Серафим Саровский: когда он отроком упал с колокольни, Господь его спас, зная заранее, что это будет за светильник. А Матерь Божия что сказала о нем? - "Сей от рода нашего". От рода! То есть он, едва родившись, был предызбранным сосудом Божиим. Господь говорит: "Кого предуведи, того и предустави" (Рим. 8, 29). Но и это еще не значит, что человек, от рождения склонный к добру, спасется в любом случае. Вспомни богатого юношу из Евангелия: от рождения соблюдал все заповеди Божии, но за Господом последовать побоялся, пожалел своего великого имения… Словом, какова бы ни была душа у человека, Господь дарует ему свободу выбора - или спастись, или погибнуть. Но ты особенно в эти рассуждения не углубляйся: тут тайна судеб Божиих. Помнишь, как Блаженный Августин пытался познать своим умом тайну триединства Пресвятой Троицы? Не помнишь? Он долго размышлял об этой тайне, и однажды, погруженный в свои раздумья, вышел на берег моря. И видит: некий юноша ископал в песке ямку и черепаховым панцирем переливает в нее воду из моря. "Что ты тут делаешь, юноша? Уж не хочешь ли ты море осушить черепаховым панцирем?" А юноша отвечает: "Скорее я перелью море в эту ямку, чем ты познаешь тайну Пресвятой Троицы!" - и стал невидим. Так и в твоем вопросе: одно дело - рассуждение человеческое, а другое - Промысл Божий о судьбах мира и человека. Господь о нас всегда промышляет… Вот сейчас за что Господь Новый Орлеан уничтожил? За безобразия. Там казино, там разврат, там блудодеяния, Содом и Гоморра.

- Так ведь подобные безобразия во многих городах творятся…

- И всех их уничтожит Господь в свое время. Как сказано: если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк. 13. 3). Помнишь, как Рейган назвал Россию "империей зла"? А теперь-то весь мир видит, что эта империя - Америка.

- Есть ведь предсказание, что Америка утонет… Я знаю, батюшка, что вы плохо к предсказаниям относитесь: тут легко в прелесть впасть, - но все же… Что вы об этом думаете?

- Все в руках Божиих. Они послали войска и в Ирак, и в Афганистан, и в Сербию, а своего народа не защитили. Но ведь в первую очередь надо печься о своем народе! Вот, возьмем нашего президента - Путина… Я все время думаю: кто-то будет после него? Нет, лучше нам молиться, чтобы Господь послал его и на третий срок. Он и на Афоне был… Это же ни один наш правитель до такого не додумался, ни в прежние времена, ни в новые: по разным государствам ездят, а к святыне-то никто не хочет приложиться. А он в самое сердце Православия съездил, и старцы его благословили…

- Да говорят, что неискренне это у него…

- А зачем ему и ехать тогда? Занялся бы своими делами, поехал бы на дачу отдыхать, да в лес по ягоды…

- Батюшка, вы так много для своего возраста трудитесь: служите и молитесь, и исповедываете… А бывает ли вам тяжело, неприятно принимать чью-то исповедь? Иногда ко мне люди приходят на беседу, а я не могу с этим человеком разговаривать - и все тут: тяжело!..

- Так ведь исповедь-то не я принимаю: аз же точию свидетель есть! Христос принимает исповедь. Конечно, когда о страшных грехах речь идет, о содомских, тогда священник не может не переживать, - но в то же время и радоваться, видя, насколько Господь милостив к Своему падшему созданию. Никто, как Бог! Я часто говорю: почему сейчас так много православных, почему храмы переполнены? Мне кажется, это потому, что Церковь нашу сейчас не мы ведем, не пастыри, а наши новомученики, а мы - их семя. Они молятся, чтобы Церковь была жива и действенна, они молятся - священномученники Вениамин и Серафим, великий Иларион Троицкий…

- Так значит, ваше отношение к человеку при исповеди не имеет никакого значения?

- Нет, имеет: кто сильнее раскаивается, тот и ближе к священнику. Порою страшный грешник передо мною, но я вижу, что он искренне кается и хочет исправиться - и радостно мне. А если видишь, что он только формально отчитывается, то это лукавство большое, от него горько на душе.

- Батюшка, у меня вопрос: говорят, что если человек утаит хотя бы один грех, то вся исповедь считается недействительной. Но такое бывает скопление народа, что человек едва успевает пробормотать один-два греха. Я для себя решил так: в таком случае выбираю один грех, тот, что больше всех меня мучает в данный момент, и говорю его.

- Я тебе расскажу. Перед тем как начать исповедь, священник должен провести беседу: в чем должно каяться. И десять заповедей, и заповеди блаженства он должен напомнить, должен подвести человека, подготовить его к исповеди. Слышишь? Только так! Должно не один грех, а все грехи, все пороки перед паствой раскрыть, привести примеры, как отходят от этого греха, как воспользоваться благодатным светом Христовым. И все каются: "Грешны, Господи, перед Тобою". Есть время, чтобы каждый мог выразить это одним словом, а потом уже, подойдя ко мне, каждый рассказывает о том, что его больше всего мучает.

- Бывает ли так, что у вас просят помолиться о ком-то, а вы отказываетесь? Если бывает, то в каких случаях?

- Это когда о самоубийцах просят молиться. Но и в этом случае нужно постараться проявить сострадание. Говоришь родным: "Вы-то все равно молитесь о нем!" И священник должен хоть и не молиться, а воздохнуть о несчастном и о родственниках его. Особенно о родственниках: они ведь очень переживают, что допустили такое! Человек в петлю полез или застрелился, или утопился - ведь не от хорошей жизни он это сделал!

- Я-то знаю, батюшка, что у вас целые мешки писем с просьбой помолиться!..

- Да… А глаза-то уже слезятся… Уже приходится просить: не пишите! Но целые тетрадки исписывают своими исповедями… Неправильно это. Один известный батюшка сейчас учит: если ты, мол, согрешила с кем-то, то обязательно напиши, с кем именно, перечисли имена… А ведь это от католиков идет: это у них нужно сказать, и когда, и с кем, и даже на каком месте согрешил… От нас, православных, это не требуется: главное, чтобы человек осознал свой грех, боль душевную ощутил! А на каком месте и сколько раз - для чего это?

- С кем из современных питерских батюшек вы особенно дружны? Кого больше уважаете?

- У меня все друзья. Приезжают ко мне на День Ангела по 30-35 священников. Но самые большие друзья мои - это монахи Валаамского монастыря. Они у меня все исповедуются всегда, и владыка Панкратий просит, чтобы я у всей братии был бы духовным отцом. Великим постом они меня приглашают, и я их всех исповедаю - не торопясь, целый день… Я когда служу, забываю о своем теле. Духовное прежде всего: надо людей усладить Божественной службой. И усталости я не чувствую. А когда вернусь домой, иной раз в лежку лежу.

- Батюшка, священник освящен благодатию Божией через рукоположение. И все же видишь, что часть людей становятся священниками случайно или по корыстным соображениям…

- На этот вопрос я так отвечу: священник без призвания - как обуг- ленная головня. Но все равно: всех Господь избирает. Среди апостолов были и Фома Неверующий, который сперва отказался поверить в Воскресение Христово, а потом, уверовав, пошел проповедовать в Индию и принял там мученическую кончину. И был среди апостолов Иуда, который Христа поцеловал, да тем поцелуем Его и предал. Так и здесь… Господь всем дает свободу. И раз человек свободно выбрал свой путь, то он должен отвечать за него. Епископ же должен познакомиться с тем, кого он рукополагает, как и апостол Павел учит.

- Батюшка, как вы - в вашем возрасте - поститесь? И как вы советуете поститься старикам?

- В посту мне матушка хлебец поджарит ржаной с маслицем постным. Я его посолю и с чаем, с кофием съем: вот и завтрак, и хорошо, и сыт до обеда. А потом щи какие-нибудь сварим или картошечки, или каши какой - тоже постное все. А чтобы пост не соблюдать - такого не было никогда: я с самого детства приучен к посту и иначе уже не могу, душа не позволяет.

- Дорогой батюшка! 25 ноября вы в 79-й раз отмечаете день своего Тезоименитства. Ваши духовные чада, читатели нашей газеты, редакция "Православного Санкт-Петербурга" поздравляют вас с этим праздником! Надеемся, что придет то время, когда все мы будем поздравлять вас и с сотым Днем Ангела!

Окончание беседы в следующем номере.

Вопросы задавал Александр РАКОВ

следующая