Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

АНТОН ИВАНОВИЧ В МОСКВЕ

У Алексея Толстого в "Хождении по мукам" есть такой эпизод. На территории, занятой Добровольческой армией - в Ростове или в Новороссийске, - служится торжественный молебен. В церкви присутствует все командование добровольцев во главе с Деникиным. Деникин чинно, не роняя достоинства, крестится, кладет поклоны. Поодаль стоит некий восторженный бедолага и украдкой, с затаенным восторгом наблюдает за прославленным генералом. Деникин представляется ему добрым, уютным дядюшкой, к которому хорошо бы приласкаться, поцеловать ручку в знак любви и почтения… В какой-то момент восторг переливает через край, и бедняга бросается сквозь ряды свиты к этой самой деникинской ручке - поцеловать, припасть… Минутный переполох, - затем адъютанты и телохранители скручивают несчастного и тащат вон из храма. Несостоявшийся племянник испуганно бьется в их руках и бормочет: "Да я же к ручке только… Поцеловать…"

Есть, конечно, обычный толстовский перехлест в этой сцене, но есть и что-то верное, выражающее самую деникинскую сущность: уютный русский дядюшка, добрая душа, честный служака. На могильном камне у таких пишут: "Был исправен". Честно тянувший лямку до войны, старательно, как учили в Академии, воевавший в Германскую войну против таких же старательных немецких усачей, исправно сдавших экзамен по тактике и стратегии. Ветрами эпохи занесенный в самую гущу масонского заговора февралистов, но не по зловредности, а по честному убеждению: так для России будет лучше, - монархия отжила свое, нужен английский парламент. Но даже эта программа не была криком его души: так думало масонское начальство, и ему по долгу полагалось думать так же; когда же судьба вынесла его на вершину русского Сопротивления, и никто сверху уже не указывал ему, как следует думать, Деникин тут же отставил свой парламентаризм и решил идти куда кривая вывезет, изобретя знаменитый свой принцип "не- предрешенчества" - как народ захочет, так и сделаем: монархия - так монархия, парламент - так парламент.

Не он создавал Добровольческую армию. Вся она была детищем старых масонских волков - Корнилова, Алексеева, которые готовы были зубами грызть противника, но Бог судил иначе и оба улеглись в могилу прежде, чем их армия встала на ноги. И власть упала в руки Антону Ивановичу Деникину. И честный Антон Иванович начал воевать, как его учили в Академии.

Странно не то, что Деникин не вошел в Москву, не смог сломить наспех скроенной Красной Армии. Странно, что он вообще подошел к Москве. Его добровольцы - малочисленные, плохо вооруженные, по-интеллигентски гнушающиеся жить грабежом населения, обратили вспять сытых награбленным красноармейцев, выстояли, когда по ним палили все прежде царские, а теперь большевистские орудия, голыми руками проломили красную стену, хотя Троцкий выжимал из России последнюю кровь, пытаясь выстроить надежную оборону.

Офицеры дрались отчаянно и изобретательно. Вырастали новые генералы, молодые волки - Николай Каледин, Антон Туркул и блестящий Петр Врангель. Этим были чужды масонские идеалы стариков, и учились они не в Академиях, а на поле боя, создавая новую, живую стратегию, которая потом была воспринята Жуковым и Рокоссовским. Но бал правили не они. Над ними были - масон Романовский, неповоротливый, спившийся Май-Маевский и - добрый уютный Антон Иванович с его "непредрешенчеством".

Понимал ли Деникин, что его "не- предрешенчество" опасней для Белого движения, чем все красные командармы вместе взятые? Можно ли вести за собой народ, не зная сам, куда идешь? Когда, мол, придем, увидим. Разберемся, обсудим, что-нибудь придумаем… Все его военные планы могли быть выражены страдальческим воплем чеховских трех сестер: "В Москву!.. В Москву!.. В Москву!.."

Россия, конечно, ненавидела большевиков, но от своего освободителя она ждала чего-то большего, чем обещания "во всем разобраться". Возвращаться назад, в XIX век, к старым чиновникам и пожилым генералам никому не хотелось. Больших перемен ждали от Германской войны - от победы в ней, - но эта победа была украдена, а жажда новой жизни не проходила. Радостно встретили Февральскую революцию, но увидев гнусную ничтожность ее вождей, разочаровались, - а перемены все-таки были необходимы. И вот, единственной силой, предложившей план нового мира, оказались большевики. И многие за этот новый мир готовы были простить им и кровь, и грязь. Если бы белые предложили свой план - монархический ли, или национально-демократический, или даже военно-диктаторский, но новый, не копирующий "старую добрую жизнь" XIX века, - тысячи русских людей, оставив большевиков, устремились бы к ним. Но Антон Иванович Деникин не предлагал ничего. Он просто хотел войти в Москву.

И, конечно, не вошел. Одного желания оказалось мало, - даже если это желание было самым добрым и честным. На таком основании победы не даются. Не спасли герои-офицеры, не спасли молодые генералы: не будет победы, если вождь не знает, зачем ему эта победа нужна. Добровольческая армия, еще вполне способная наступать или, по крайней мере, стойко держать оборону, покатилась назад. Вернее, двинулся назад Антон Иванович, увлекая за собой всех добровольцев. В Новороссийске он погрузился на пароход и отбыл в Европу. Для него война закончилась.

Но война-то продолжалась еще целый год. Молодые генералы с Врангелем во главе, запертые в безводном, безхлебном Крыму, даже оттуда сумели вогнать в панику большевистских вождей, сумели и выдвинуть новую программу возрождения России… Конечно, время было потеряно, силы израсходованы, но, когда борьба подошла к концу, они смогли по- просту достойно отступить. Если в деникинском Новороссийске отступающие в давке и в страхе до крови дрались за место на пароходе, то из врангелевского Крыма все желающие были эвакуированы спокойно и четко, по-военному.

Антон Иванович жил еще очень долго, пережил едва ли не всех своих соратников, благоразумно отказался от сотрудничества с Гитлером, приветствовал победоносную сталин- скую Красную Армию, написал умную и дельную книгу воспоминаний и умер в 1945 году. Умер в середине ХХ века - человек образца века XIX, с его благодушием, с его добротностью, с верой в науку - в том числе и военную, с его масонством, с его демократической мечтательностью… ХХ век победил его.

XXI век прощает его. Его прощают коммунисты, с которыми он воевал, его прощают антикоммунисты, которых он не довел до победы. Россия принимает его. Антон Иванович все-таки пришел в Москву.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая