Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

ВЕЛИКОЕ ПРЕДСТОЯНИЕ

Покров Божией Матери. Если вы имеете представление о бого- служебном уставе, то можете обратить внимание на то, что богослужение в день Покрова, построение этой службы не отличается чем-то особенным. Ведь церковный устав для всех общий: и в Греции такой же устав, и в Сербии, и в России. Но только Русская Церковь так торжествует в этот день. Давайте еще раз попробуем осмыслить, почему же так важен для нас Покров.

Покров. Тот же корень, что и у слова "покровитель". Покровитель - это тот, кто помогает, кто, находясь на высоте положения, занимая какой-то ответственный пост или обладая каким-то особым уважением и почетом от других людей, дает нам благо, помогает нам устроить свою жизнь. Конечно же, большей Покровительницы, чем Матерь Божия, мы найти не сможем.

Мы называем Пресвятую Богородицу Царицей Небесной. Царь Небесный - Кто такой? А вот мы молитвы начинаем с вами - утренние или вечерние, да любое правило: "Царю Небесный!.." Так обращаемся мы ко Святому Духу, ко Святой Троице. А здесь Царица Небесная. Бог воплотился. Значит - приобрел плоть. И эту плоть произволением Божиим Ему дала Мария, Богородица. Таким образом, Она самым теснейшим образом - теснее даже трудно представить - связана с воплощением Божества. Мы даже говорим: "Бога плотию родила". Ближе Ее нет никого ко Христу из рода человеческого. И теперь через плоть Христову и мы имеем к Нему отношение. Но между Ним и нами находится Она, которая родила Его. Поэтому, конечно же, никакого более высокого покровитель-ства мы не можем найти. Нигде. Перед Богом самый высший Покровитель - это Царица Небесная. Она - первая среди святых.

А нуждаемся ли мы в покровитель-стве? А может быть, мы не нуждаемся? Может быть, нам и так хорошо? Может быть, мы и так во всем преуспеваем?

Но давайте спросим любого человека: всем ли он доволен? И я уверен, что мы не найдем ни одного, кто скажет, что он доволен всем. Да, кто-то, может быть, скажет: "У меня все хорошо!" Но стоит его порасспросить поподробнее, как тут же окажется, что это он только так говорит, - чтобы, может быть, потщеславиться, а может, чтобы не огорчать других. Но при внимательном рассмотрении своей жизни он, конечно, найдет то, что его не удовлетворяет: здоровье, например, или взаимоотношения с близкими, в семье, с сослуживцами. Его не удовлетворяет положение в государстве, в котором он живет, производственные отношения, невзгоды житейские, обиды. Словом, что-то не нравится… Вот, погода не нравится - дождь идет!

Итак, у нас всегда есть что-то, что нам не по душе. То есть мы всегда нуждаемся в исправлении каком-то. И речь, конечно, идет не о погоде - это уж самое ничтожное (если, конечно, у тебя есть кров над головой; когда крова нет, одежды нет и есть нечего, то дождь и холод, и снег - это тяжелые испытания для человека). Выходит, мы нуждаемся в покровитель-стве, мы нуждаемся в помощи свыше.

Ну, а если мы с вами христиане, если мы с вами смотрим в душу свою, в сердце, если мы пытаемся замечать, чем занят наш ум, рассудок, то тут совсем уж впору прийти в отчаяние. Ибо, чем больше ты знаешь о Боге, тем больше ты видишь свое недостоинство. Чем более ты пытаешься исполнить заповедь, тем больше ты видишь, как ты согрешаешь, преступая ее. Нам ли надеяться на самих себя?

Потому Бог и воплотился, что человек сам по себе не может вернуть себе того первозданного состояния богоподобия, которое он имел. Мертвый, лежащий во гробе, не может сам себя воскресить. А мы же и являемся в духовном смысле такими же мертвецами и воскресить себя не можем. Мы можем быть воскрешены только силою Христовою.

И вот, мы прибегаем к Матери Божией. Вот почему русский народ так празднует Покров Матери Божией, вот почему столько храмов Покрова Божией Матери на Руси. Русский человек понимал: без покровительства, без помощи Пресвятой Богородицы, без того, чтобы Она помогала нам, - невозможно жить, невозможно! Сегодняшний человек - гордый, суетный, своевольный - плохо это понимает.

А Божия Матерь нередко являла нам Свое заступничество. Вот и празднование Покрова - на чем основывается? По грехам современников этого события жителей византийской столицы обложили враги город Константинополь. И народ, видя, что нет никаких сил человеческих, чтобы противостать врагу, прибегает к последнему средству: молится Божией Матери. Еще раз напомню: во время литии хор сперва сорок, а потом пятьдесят раз поет: "Господи, помилуй!" Откуда это, зачем это? А это как раз с того богослужения ведется - во Влахернской церкви, перед иконой Божией Матери. Ужас был такой, что вопили во время богослужения: "Господи, помилуй! Господи, помилуй!! Господи, помилуй!!! Сейчас придут ведь и зарежут! Или даже не зарежут, а в рабство повлекут, и издеваться будут, и муку мученическую придется принимать всю жизнь. А ведь я христианин, я знаю, что это по грехам моим: и здесь попустил, и здесь расслабился, и здесь не то делал, что надо… И вот она пришла, кара Божия". И вопит человек устами: "Господи! Помилуй! Куда бежать? К Матери Божией, к Ней, к Заступнице! Она - человек, Она может понять нашу немощь, когда мы вроде умом и веруем, а делами отрекаемся от Христа". И упросили Ее.

И вот, для того, чтобы знали мы о Ее заступничестве, чтобы мы могли быть уверены в том, что Она может нам помочь, блаженному Андрею и открывается удивительная, сверхъестественная картина, - такая, что когда Андрей спросил своего ученика: "Ты видишь?..", - он ответил: "Вижу! И ужасаюсь…" Что увидел он? Царицу Небесную в окружении ангельских чинов и сонма святых, которые взывали ко Господу, молили Его о прощении грешников, о прощении той части Церкви, которая еще пребывает во тьме. И это зрелище было ужасным.

Почему мы живем так расхлябанно? Ведь если бы мы увидели явление Божией Матери, если бы увидели все, что открывается взорам святых, мы бы ужаснулись, поняв, кто такие мы есть на самом деле. Так как же нам быть без покровительства Божией Матери? Как нам без Ее покрова? И русский человек, прошедший за всю историю свою через столько различных нашествий, пленений, страданий, рабства, - он всегда молился Божией Матери. И с Ее помощью возрождался. Вера была, и посты были, и молитвы были, и клали поклоны денно-нощно, и слезно рыдали: "Господи, помилуй!"

И ныне нам не возопить ли о том же, о чем вопили они ко Пресвятой Богородице, видя, что нет у нас в Отечестве правды, нет у нас покоя? Множество есть врагов, которые хотят сжить нас со света, нас и детей наших. Так вот, возлюбленные, одна у нас защита - это Бог, и одна у нас Предстательница пред Ним - Матерь Божия. Потому и молимся, чтобы не оставила Она нас.

А ведь есть все основания полагать, что по грехам нашим мы достойны быть оставлены Матерью Божией. И сегодня хулится Ее имя, и сегодня в поношении находятся Ее святыни. И долго нам еще предстоять перед Матерью Божией и, воздев руки к небу, вопить о помощи и помиловании, пока, наконец, не соберется среди народа нашего такое число молитвенников, ради которого Господь не попалит нас.

Об этом надо молиться.

И еще хочу сказать вам, возлюбленные.

Казалось бы, какое нам дело до древней Византии, когда уже не одно столетие прошло, а то и целое тысячелетие?! Но мне хотелось бы, чтобы мы с вами опять обратили свой взгляд, свое внутреннее зрение на это великое предстояние, явленное во Влахернской церкви. В храме Божием молится народ грешный, а на небесах молятся праведники. Вот она - Церковь, которая была явлена святому Андрею. Он увидел это единство.

Что такое Церковь? Единение в Боге всех человеков: еще живущих в этом мире и уже отшедших в вечный мир. Это и увидел святой Андрей. И, что особенно для нас важно: то, что молитва святых действенно изменяет наше состояние. Мы веруем также, что молитва людей-грешников имеет силу перед Господом - когда мы молимся усопшим праведникам, надеясь, что и они помолятся за нас. Вот она, эта связь, которая постоянно существует.

В русском храме с древности иконостас занимал все пространство - от амвона до самого верха храма. Там изображались и Пресвятая Богородица, и Господь Вседержитель, и Ангелы, и Архангелы, и святые разных ликов и времен: чтобы молящийся мог зрительно сопережить это единение с Небесною Церковью, чтобы он еще и еще раз напомнил себе о том, что все это существует - не только когда-то, не только в тот момент, когда я вспомнил об этом, а это существует всегда. И мир вечный, мир Божественный связан с нашим миром, хотя и отпадшим, хотя и грешным, но он связан, и мы пребываем в этой связи. И лишь только когда человек сознательно отрекается от Божьего образа, запечатленного в себе, - только тогда небесный мир, как кажется, отступает от него. Но и тут связь еще есть, пока есть жизнь.

Вся аскеза, все молитвенное делание направлено на то, чтобы мы начали сосуществование не только с нашим миром, но и с небесным. Чтобы мы одновременно были здесь и там. Если мы в результате грехопадения все еще находимся в этом падшем мире, то умом своим мы должны все время возноситься в мир духовный, мир горний. А Пресвятая Дева и является таким удивительным Существом, которое соединяет мир ангельский, духовный и мир земной.

Тогда зачем нужна земная жизнь? Эта жизнь нужна только затем, чтобы суметь достойно прийти в мир грядущий, там, где уже греху не место, где он не может существовать. Именно там находятся святые, именно оттуда Матерь Божия, неусыпая, молится за нас за всех, за каждого.

И если бы мы помнили об этом, то для нас эта жизнь была бы сплошной радостью. Нам тогда было бы открыто и понятно, что все происходящее промыслительно дается Богом, чтобы мы все-таки обрели эту утраченную вечную жизнь. Чтобы мы, наконец, вернулись в то достоинство человеческое, которое было даровано нам Творцом, чтобы мы поднялись из грязи своих грехов, чтобы мы стали, наконец, людьми.

И надежда наша только на милосердие Божие. И надежда наша только на молитву Божией Матери. Надежда наша и на молитву праведников, которые помнят о нас. Вот и мы сегодня постараемся прочувствовать эту связь между землей и небом. И эти минуты единения, которые мы испытываем, пускай как можно дольше продлятся, а в идеале - пусть они никогда не прекращаются. Тогда переход из этой жизни в ту будет не только легок - он будет желанен, и смерть будет воспринята с радостью, как долгожданное воссоединение с тем Небесным Отечеством, которое человек утратил по вине греха.

Протоиерей Игорь ФИЛИН

Сыплет октябрь листвой золотой, носится ветер.
Храм на старинной иконе святой празднично светел.
Днесь Богоматерь является вдруг, Ангелы с Нею,
— Чудо великое! Видишь ли друг? — Вижу, Андрее…
Ночью в Царьград сарацины пришли — с греками биться.
Бог Всеблагой потопил корабли мощной десницей.
Также бывало и наши князья смело ходили
На Византию. Господь им судья: нехристи были.
Многое в нашей Отчизне с тех пор переменилось.
Силой Креста под честной омофор Русь приклонилась.

Татьяна ЕГОРОВА, СПб

следующая