Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

11 сентября — усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

ОБ ИОАННЕ ПРЕДТЕЧЕ И «РУССКИХ ИВАНАХ»

На крутом берегу Невы в славном городе Кировске, что именовался ранее Московскою слободой, стоит маленькая церковка в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Настоятель храма - протоиерей Станислав МАЛИНОВСКИЙ служит здесь недолгих шесть лет, но успел многое сделать: преобразить бывший склад в Дом Божий, возвести купол, сделать алтарь, собрать паству.

Синодик погибших за други своя

Батюшка рассказывает: До недавнего времени, когда в 1998 году митрополит Владимир благословил открыть в Кировске храм, в городе была лишь старообрядческая церковь, с которой у нас, кстати сказать, сложились замечательные отношения. Церковка наша отстраивалась трудно, но с Божией помощью все наладилось. Среди первых помощников - Михаил Александрович Шемякин. Ему уж за восемьдесят, а он по-прежнему помогает мне по хозяйственной части. Сказывается закалка старого солдата - Михаил Александрович - участник боев на Невском пятачке. А я, как священник, ездил отпевать перед захоронением останки русских солдат, оборонявших Кировск и подступы к Ленинграду, найденные нашими поисковиками. Тогда же подошел к командиру поисковиков и предложил внести в Синодик имена тех воинов, что уже найдены, чтобы мы с прихожанами могли поминать их после литургии на панихиде. С тех пор Синодик постоянно пополняется - в нем уже около трехсот имен, но это капля по сравнению с тем, сколько здесь русских людей полегло (Михаил Александрович рассказывает, что на Невском пятачке земля была усеяна трупами, что и ступить негде. Кромешный ад…). Среди имен - инок Роман, он жил в Кировске и стал защитником родного города, когда пришел враг.

Недавно нашли двух наших летчиков и часть самолета. Похоронили их на местном Марьинском кладбище. А вообще солдат захораниваем либо на Невском пятачке, либо на Синявинских высотах.

- Значит, прав был А.Суворов, сказав: "Пока не будет предан земле последний павший солдат - война не окончена. А победу будем праздновать после того, как достойно похороним солдат!"

- То, что сказал великий полководец Суворов, воистину сказал отец солдат, недаром он был любимцем воинов. Ему было не безразлично, где лежат его солдатушки, не безразлична была их посмертная участь. Но он сказал эти слова для своего времени.

- К времени нашему они неприменимы?

- Слова эти имеют значение и сейчас. Почему же нет? Они были сказаны человеком, самозабвенно любящим русских людей, Русскую землю. Поэтому нам надо продолжать поиск, отпевать и хоронить по православному обычаю наших солдат и офицеров, отдавших свои жизни за родную землю, за нас с вами. Это до1лжно помнить. Это нужно не павшим, это нужно живым. И вдохновляют поисковиков на эту работу письма, идущие со всех концов России, с просьбой разыскать погибшего отца, деда, брата, сына. А узнав, что их родственники найдены, люди приезжают на похороны. И когда видишь, как их залитые слезами горечи старые и молодые лица светлеют, как льются уже слезы радости от долгожданной встречи, когда слышишь слова благодарности, - душа переворачивается. Уверен, что все павшие за Родину обрели Царствие Небесное. А мы молимся за всех "русских Иванов", погибших на полях сражений, но не отдавших фашистам родную землю на поругание.

Иванами да Марьями гордилась Русь всегда

- Действительно, на Руси всегда было много Иоаннов - Иванов, недаром в песне поется: "Иванами да Марьями гордилась Русь всегда". Почему именно это имя, а не Петр, Григорий или, скажем, Анатолий стало определять нашу нацию, ведь говорят про нас - "русский Иван". И в сказках - Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Иван-дурак, который вовсе не дураком оказывается.

- И правда, удивительно. Ведь имя Иоанн - еврейское, означает "благодать Божия". И крестили на Руси этим именем многих мальчиков возможно потому, что Иоанн Предтеча - личность сильная, могучая, верная, неустрашимая, что так сродни русскому духу. Это имя первое, которое встречается на страницах Евангелия, и его носитель - Иоанн Предтеча - сыграл большую роль в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, и он остался верен Христу до своего смертного конца, не запятнав себя ни неверием, ни отречением, ни предательством. И это тоже соответствует русскому национальному характеру.

- Да, ведь не Иуда, не Ирод какой-нибудь… стал нарицательным именем русских, а Иоанн Креститель - Предтеча Иисуса Христа.

- Да, а со временем имя переиначилось на русский лад, и ведь какое душевное получилось - Ваня, Ванечка, Ванюша, Ванятка, Иван. Таким именем до1лжно гордиться.

"Но Идущий за мной сильнее меня…"

- Перед Вознесением Иисус сказал ученикам Своим: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28.19). А во имя кого крестил Иоанн Предтеча? И имел ли он право крестить, если Христос еще не объявился людям?

- Прежде всего надобно сказать, что св.Иоанн Предтеча имел прекрасное богословское образование по тем временам: он воспитывался в общине, где знали и хранили древние пророчества о том, что в мир придет Спаситель. В частности, пророк Исаия говорил о рождении Господа нашего Иисуса Христа: "Итак Сам Господь дает вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7.14) и еще: "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать народы" (Ис.42.1-4). И таких пророчеств до Рождества Христова было очень много.

Предтеча, крестя людей в водах Иордана, приуготовлял их к встрече со Христом, ибо перед крещением должны были они покаяться в грехах своих и очиститься от всякой скверны, чтобы могли потом вступить в общение с Господом. Иоанн Креститель говорил: "Сотворите же достойный плод покаяния… Я крещу вас в воде в покаяние. Но Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3.8,11). Креститель призывал людей к покаянию, что значит к другому сознанию, призывал выровнять стези и дороги, т. е. очистить свои души и сердца, чтобы принять Спасителя и быть готовыми к принятию Царствия Небесного, которое приблизилось с приходом на землю Сына Божиего. Ибо человек, закореневший в своих грехах, не мог принять и Христа. Следовательно, Иоанн Креститель прекрасно знал о скором приходе Спасителя и о своей миссии, как Его Предтечи.

- Но каков же смысл крещения Иоанном Предтечей Самого Иисуса Христа - Сына Божиего?

- Дело не в Крестителе, а в Спасителе, Который есть источник Крещения, Он - проводник Крещения. Спаситель - вторая ипостась Святой Троицы, и потому Иоанн Предтеча должен был крестить Его в водах иорданских, чтобы Спаситель Своим погружением в них освятил не только воды этой великой реки, но все воды поднебесные. И люди с той поры принимают Таинство Крещения, которому положил начало Сам Господь наш Иисус Христос, во исполнение закона. Другой важный момент: во время крещения Иисуса Христа третье лицо Святой Троицы - Святой Дух - спустился в виде голубя и раздался глас с небес: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3.17).

- Когда Спаситель совершал какое-нибудь чудо, евангелисты писали: "и многие уверовали…". Почему же, когда Предтеча крестил Спасителя и Святой Дух в виде голубя явно указал, что это есть Сын Божий, Евангелие не говорит, что многие после этого уверовали? Выходит, видел и слышал это только Иоанн Креститель?

- Конечно. И в Евангелии так и сказано: "...и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь" (Мф.3.16). Такие видения являются только людям избранным, подготовленным.

- Но ведь те, кого Иоанн Предтеча успел покрестить до прихода Христа, уже, надо полагать, были подготовлены…

- Но вместить в своем сознании все огромное значение происходящего мог, возможно, только Иоанн Предтеча. Из истории Церкви мы знаем немало примеров, когда явления святости были видимы отдельным людям. Вот, скажем, на всенощном бдении на Покрова св. Андрею явилась Божия Матерь в храме. Храм был полон народом, но видели Богородицу только св. Андрей и его ученик. Почему? Потому что Господь выбирает достойных и подготовленных.

- Иоанн Предтеча продолжал крестить людей и после того, как Иисус начал проповедовать. Зачем это было нужно теперь?

- Он продолжал будить сознание людей, продолжал призывать к покаянию. И когда их глаза и уши были раскрыты после покаяния в грехах и крещения, они готовы были к встрече со Спасителем, готовы были понять, что Он говорит, принять Его учение.

- А разве, соприкоснувшись с Сыном Божиим напрямую, они не могли понять, что перед ними - Бог?

- Таких случаев было много, и они описаны в Евангелии. Вспомним хотя бы прозрение слепого, который, узнав, что идет Иисус Назорей, возопил о помощи. Иисус спросил его: "Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя" (Лк. 18.41,42). Итак, по вере человека дается ему.

- Батюшка, но почему Иисус не спас Своего Предтечу, не вызволил из темницы? Сам Христос пошел на крестные муки ради людей, чтобы избавить нас от греха и рабства сатаны. Но так ли нужна была ужасная смерть Иоанна Крестителя?

- Можно по-разному рассуждать на этот счет… Я думаю, что так должно было случиться, ибо сам Иоанн Предтеча вел аскетичный образ жизни, с малых лет жил и воспитывался в очень строгой общине, привык к лишениям и никогда не шел ни на какие уступки. Вот мы читаем в Евангелии: "Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед" (Мф.3.4). Предтеча подолгу жил в пустыне, чтобы избежать пороков и соблазнов мирских. Перед нами - великая, мощная личность. Спасти его - значит, умалить его подвиг во имя Христа. Ведь, кроме того, что он был Предтечей Господа нашего Иисуса Христа, он еще хотел исправить, спасти от нравственного разложения все общество в лице царя Ирода и царицы Иродиады. Не только их самих изобличить, но все общество в целом спасти от морального разложения. И, конечно, он не думал об иной участи, чем та, что его постигла. Другая ему была не нужна. Он готовил себя к этому всей своей жизнью, поступками, проповедями. Такая смерть была ему наградой.

А мучителей Иоанна Предтечи настигла Божья кара. Вспомним, как все происходило. У царя Ирода была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Предтеча неоднократно обличал их, и царь не смел покарать его, ибо боялся гнева народного, почитавшего Иоанна как пророка и учителя. В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором пред гостями танцевала Саломия, дочь Иродиады. И так угодила этим Ироду, что он поклялся дать ей все, чего бы она ни попросила. Наученная матерью, Саломия попросила голову Крестителя… По преданию, голова, преподнесенная на блюде Саломии, продолжала обличать Ирода и Иродиаду, за что злобная царица исколола язык пророка булавкой, а голову закопала в нечистом месте. Но жена царского домоправителя Иоанна тайно погребла ее в сосуде на Елеонской горе.

Да, Христос не спас Крестителя от земной смерти, но… Божий гнев обрушился на губителей пророка. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св.Иоанна. Вскоре аравийский царь Арефа двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода и Иродиаду в Испанию, где они и погибли.

А в наше время новые младенцы принимают Таинство Крещения со святыми именами Иван, Николай, Александр, Мария, Анна, Надежда… в маленькой уютной кировской церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Но мечтает батюшка о том времени, когда рядом с этой церковкой поднимется большой величественный храм. О.Станислав говорит: "Очень важно построить в Кировске новый вместительный храм. Уже и проект есть. Владыка благословил строить его из металлоконструкций - так быстрее и дешевле. Построен храм будет в русско-московском стиле - округлый, воздушный, белокаменный, трехкупольный. И освящен он будет также в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Не хватает для воплощения замысла в жизнь, как всегда, малости - денежных средств, стройматериалов и рабочих рук. Иоанн Креститель ждет жертводавцев и добровольцев-строителей.

Адрес: 187342, Кировск, ул. Набережная, 6-а. Тел.(813)62-28-198

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая