Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Проблемы характера

ЛЕГКОМЫСЛИЕ

Не дар ли оно богов, которые порою сочувствуют нашей тоске? Или оно лишь случайный сквозняк в нашей чердачной каморке? Безобидный и радостный порыв в танце жизни или чреватая последствиями ветреность неполноценного человека? Цветение невинности или дорога в вину? Возможно - все вместе?

Легкомыслие - род свободы, получаемой путем душевного стряхивания приобретенного бремени; свободы, достигнутой не силой, покорением и властью, а скорее - отсутствием проблем. Задачи не разрешаются, но делается вид, будто их не существует. Легкомысленный закрывает глаза и грезит, что свободен. От чего?

Во-первых, от прошлого и от будущего. Пусть исследователь копается в прошлом и сидит над своими раскопками. Пусть мечтатель утомляет свое зоркое око на пустом будущем. Оба "ищут", потому что у них "этого нет". У легкомыслия "это есть". Что? Мгновение. Он живет в настоящем, а настоящее - мгновение: краткое "сейчас" в маленьком (редко - большом) "здесь". Это мгновение так же быстро исчезает, как и возникает; так же кратко пребывает в нем и легкомыслие, не ломая себе голову над "почему" прошлого и "куда" будущего. Легкомыслие забывает прошедшее и близоруко по отношению к происходящему. Оно сжигает нить жизни и горит вместе с ней - дитя легкокрылого времени.

Потом ему грезится, что он свободен и от ответственности. Ответственность - бремя. Бремя унаследованного прошлого, которое надо достойно нести и творчески передать будущему. Но тот, кто живет настоящим, ничего об этом не ведает. Кто ныряет в мгновение и в каждом мгновении находит "жемчужину", тот не спрашивает ни о чем и не дает ответа. За что может отвечать бабочка-однодневка? Ведь удовольствие и забава беззаботны и живут без оглядки. Поэтому легкомыслие не умеет и действовать: оно отдается своим "настроениям". Оно не знает, что значит деяние; оно знает лишь "состояние"; и жизнь несет или влачит его из одного состояния в другое. Так легкомыслие предстает дитятей легко порхающей беззаботности.

Легкомыслие свободно и от высочайшего смысла жизни. Явление внешнего мира и события мира внутреннего не "предвещают" ему ничего глубокого, таинственного и святого. Раздумывать о смыслах и символах бытия оно предоставляет философам. Факты для него - просты и безобидны; они во множестве проносятся мимо него; не вызывают ничего, кроме любопытства; не приносят ничего, кроме развлечения; и если они не обещают ему никакого наслаждения - оно хочет знать о них как можно меньше. Потому что легкомыслие - дитя простодушной радости и не хочет грустить.

Таково легкомыслие. Оно живет без раздумий и, пытаясь быть счастливым, не считается ни с чем. Оно не любит связей и избегает трудностей. Оно не любит страданий; не его дело строить; оно не склонно к выдумке. Оно как дитя: ему трудно и скучно делать выводы и принимать решения. Особенно оно не любит, когда его осуждают, оно находит это "нелюбезным" и "безтактным". Здесь оно умеет и нападать. Оно засыпает нас издевательски - дразнящими вопросами: "Всегда ли трудное верно? Всегда ли глубокое ясно? Всегда ли прав мечтатель? Всегда ли старание неподдельно?"… И тут уже приходится думать, как защититься.

Если легкомыслие дается нам как дар богов, которые сочувствуют нашим жизненным тягостям, нашей тоске и вечно безплодным мечтаниям, тогда надо принять его радостно, как весенний воздух. Оно принесет успокоение, отдых и покой, оживит, укрепит и исцелит нас. Тогда оно цветет невинностью и дарит радостное воодушевление. Отвергнуть его могут лишь педант и ханжа. Хорошо и необходимо время от времени стряхивать душевные тягости; делать вид, что их вовсе и не было; убегать в раскрепощающее безналичие проблем, в привидевшуюся свободу. А кто не может или не хочет этого, пусть постарается хотя бы не сорваться.

Тому, однако, кто легкомыслен; кто никогда не нес бремени прошлого и будущего; кто не знает ничего об ответственности и легкомысленно служит легкомыслию, тому и стараться долго не надо, так как он уходит в вину и крах его произойдет в ночи.

Иван ИЛЬИН

предыдущая