Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

12 июля — Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

ГОСПОДНЯ ВОЛЯ — НАША ДОЛЯ

Первоапостолы Петр и Павел были и первыми пастырями, "ловцами людей", по слову Господа нашего Иисуса Христа, первыми, кто распространял Божие Слово. Недаром поет православный мир им величание: "Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия". А какими должны быть "ловцы человеков", носители воли Божией времени нынешнего? Размышляет настоятель церкви Свв. апп. Петра и Павла в усадьбе Знаменка свящ. Алексей КОЛЬЦОВ.

Не меняйте благодать на помидоры

- В сентябре 1718 г. князь Иван Ржевский писал в челобитной государю Петру I: "В Питербурхе, при море, в новопостроенной моей мызе Васильевской построил я церковь во имя Великих апостолов Петра и Павла, и она, моя церковь, к освящению готова". Так появилась красивейшая и старейшая в Петергофе Петропавловская церковь. Здесь обращались к Богу и находили утешение и вразумление десятки поколений русских людей в течение почти трех столетий. В 2008 г. исполнится 290 лет со дня освящения храма, но тем горестнее его убогое состояние в наши дни: в 1932 г. он был закрыт и разграблен. Лишь в 2001 году храм был возвращен верующим. Приход родился и существует благодаря трудам игумена Евстафия (Жакова), бывшего до весны прошлого года здесь настоятелем.

Я настоятелем всего год и ломаю голову, как подвести отопление и водопровод. Это летом здесь благодать, птички поют… а зимой отстоять службу в неотапливаемом храме - настоящий подвиг. Воду мы носим пятилитровыми баками из близлежащего пансионата "Знаменка". Зимой вода замерзает, и когда надо кого-то покрестить - то хоть собственным дыханием воду оттаивай… Что касается отопления - нам нужен подогрев пола, поскольку храм высокий и на стенах завелся грибок, разъедающий и дерево, и камень. Храм надо просто подключить к теплоцентрали, от которой был отрезан, когда в Знаменке пару лет назад появились плантации помидоров… Но если подключат нас - урожай помидоров уменьшится. Вот так у нас меняют Царство Божие на помидоры.

- А я еще хотела задать наивный вопрос: будете ли вы восстанавливать настенные росписи, которые, знаю, были раньше?

- И росписи были, и лепка. Но все рисунки и фотографии находятся в РГИА (Российский государственный исторический архив), который закрывают в связи с переездом. Значит, доступа к архивным документам не будет несколько лет, а это уже национально-культурная проблема, поскольку здесь собраны все церковные архивы. Ни справку архивную не сделать, ни архитектурно-реставрационное задание не дать для восстановления тех же росписей…

А еще нужно восстанавливать колокольню. До сих пор нет креста на главном куполе. Слава Богу, отреставрирована часовня прп. Иосифа Песнописца (построена в память о чудесном избавлении императора Николая II от руки убийцы), что в начале липовой аллеи, ведущей к храму.

- Добраться до вас нелегко, много ли у вас прихожан?

- Хотя во всех близлежащих поселках есть свои церкви, наш отдаленный храм не пустует. Их немного - тех, кто приезжает сюда, но я считаю, пусть будет пять человек, но это будут люди, которые хотят молиться, действительно ищут богообщения, чем будет пятьдесят, но так называемых захожан.

Конечно, в больших соборах все благолепно обустроено, и новоначальные стремятся туда, надеясь найти там свои утерянные корни. И задача соборов преподать этим людям в доступной форме хотя бы азы Православия. Но, начав молитвенную жизнь, люди уходят в тихие церкви, как наша, где окошечко в Горний мир открывается для них во всей полноте, где идет духовно более углубленная жизнь, а экскурсии и суета не отвлекают от молитвы. Не забуду, как в Петергофском соборе Петра и Павла вылавливали индуса: алтарники гонялись за ним, чтобы просто снять чалму, но он-то не понимал, чего от него хотят… Народ веселился…

Поедем в русскую глубинку

- Расскажите о работе воскресной школы, об интересных событиях, происходящих в вашем приходе.

- Сейчас у нас работает воскресная школа только для взрослых. Но я считаю, что храм может не иметь красивого латунного купола… но детская воскресная школа быть должна. А пока для детей проводятся замечательные рождественские и пасхальные праздники. Совершаем мы и паломнические поездки.

Читали воспоминания прп.Силуана Афонского, как он, будучи еще мирянином, одолевал на Пасху яичницу из 40 яиц? А мы решили, что наше разговение будет духовное, и после Пасхи отправились в Новгород - колыбель русского Севера. Возникло чувство, будто после долгих скитаний на чужбине вернулись домой. Следующую поездку совершили в Тихвинский монастырь, приложились к чудотворной Тихвинской иконе. Чудесная была поездка, но… я видел там монаха, который, будто на оккупированной территории, боком-боком, видимо, опасаясь, что его разберут на сувениры, пробирался по стеночке мимо безконечных групп паломников и туристов… Непростой подвиг - подвизаться в монастыре, который заполонили миряне.

Теперь поедем в русскую глубинку - помолиться с батюшками, которые полагают жизнь свою и здоровье на восстановление сельских храмов. Побываем в Гостилицах, где батюшка с матушкой и детьми восстанавливает храм Святой Живоначальной Троицы. И никаких наград за это не получает. Он там уже 10 лет и только полтора года назад местные жители догадались спросить: не надо ли чем помочь… Посетим Лебяжье, храм Свт. Николая Чудотворца. Там батюшка создал оздоровительный лагерь: на троих физически здоровых детей приходится один больной ребенок - колясочник, страдающий ДЦП. Результаты поразительные: самые отъявленные хулиганы с одичавшими душами учатся сострадать чужой беде, помогать немощным, воцерковляются. Вот куда надо ездить.

Не балуйте батюшек, прихожане

На вопрос о святынях храма батюшка обвел глазами прихожан, собравшихся в трапезной: - А вот они - за столом сидят. Самое дорогое и самое утешительное, что есть в храме, - люди.

Это в XIX веке храм сиял благолепием: иконостас и стены украшали древние фамильные иконы, богослужение совершалось в драгоценных облачениях на утвари из золота и серебра. Храм был белоснежный, купол - голубой с золотыми звездами, верхний купол под барабаном вызолочен… Сейчас все просто. Сейчас главное - молитва. Но у нас есть чудесные иконы: Царственных страстотерпцев, свт. Николая и Божией Матери "Знаменская". Кстати, эта церковь была семейным храмом царской семьи начиная с императрицы Елизаветы, и долгое время здесь хранилась икона "Знамение", которой Петр I благословил дочь, соблюдая русский обычай. И селение наше зовется Знаменкой, думаю, неспроста.

А некоторые прежние храмовые вещи я видел на выставке "Религиозный Петербург" в Русском музее. Рядом - скромные надписи "Поступило из храма Свв. апп. Петра и Павла в таком-то году"… Я, конечно, мог ввязаться в увлекательно безконечное дело возвращения святынь. Но мне кажется, нам отпущено не так много времени, чтобы молиться и приводить людей к Богу. И если мы будем Царство Божие искать, то Господь пошлет нам новые святыни.

И вот что еще меня волнует - не берегут у нас в России священников, их усиленно балуют: в глаза заглядывают, руку целуют, говорят, какой ты умный и святой человек, смотрят в рот, ловя каждое слово, будто ты всеведущ и непогрешим, ставят отдельное блюдо, кладут лучший кусок, разве что меню не подают… А кому-то там сзади, с кем действительно Христос, - тому, может, вообще ничего не достаться. Зато священник съест с добавкой. Это можно терпеть год, два… а потом закрадывается мысль: а может быть, я действительно такой необычный человек и скоро начну исцелять… вот помолюсь, возложу руки на страждущего - и все свершится. А уж если нам что поперек скажут! - мы недоумеваем: да как он смел! А если еще, не дай Бог, критика… Об этом надо сказать, как бы кому-то не было это неудобно и кисло

Такое отношение - верный способ угробить наше духовенство. Очень удобно, чтобы завалить Церковь. Поэтому берегите батюшек своих от захваливания, от возвеличивания, от лишней порции еды и преданного заглядывания в глаза… потому что по немощному нашему устроению выдержать это тяжело. Или уже забыли, как после революции священников вешали на Царских вратах, расстреливали, закапывали живьем?.. Если мы не хотим повторения этого - не надо скатываться в состояние "небожителей". Не будем приближать гонения раньше времени.

Учитесь смотреть поверх голов

- Редко можно услышать от священника такие слова…

- Думаю, это все от прадеда… Помните, есть такая игра - перетягивание каната? Все мы тянем канат жизни со своим родом. Один человек ничего не может, но когда он держится за канат вместе со своими предками - его усилия имеют вес. Я думаю, в каждом роду были праведники, иначе бы мы не выжили. И в моем роду были люди, которые старались Богу угождать. Последним был прадед - протоиерей Леонид. Он окормлял общество трезвости, много работал с рабочими Путиловского завода. А потом произошло событие, повлиявшее на его судьбу: студент Каннегисер убил начальника питерского ЧК Урицкого. Эта смерть обернулась смертями многих безвинных людей. Советы смекнули, что идеологическая начинка народа - вера, вдохновители - духовенство. Многие священники были схвачены, и среди них мой прадед. Их погрузили на баржи, связав по двое-трое колючей проволокой, отбуксировали в Финский залив и расстреляли с катеров из пушек. Тела мучеников долго потом вымывали воды залива, аж до самого Лебяжьего. Место расстрела находится как раз напротив храма, где я служу…

Быть может, по молитвам наших прадедов и я, и тысячи русских людей пришли к Богу, несмотря на то что дурили нам головы и экстрасенсами, и антирелигиозной пропагандой, и новой модой на удовольствия, чтобы жить только для себя. Любая другая нация давно бы уже стала жить просто, весело и вымерла бы на корню. А мы держимся! И храмы восстанавливаем! И Богу молимся! И находим в себе душевные силы сострадать чужому горю и помогать.

Но часто лицом храма становятся свечницы, в непомерном усердии корежащие судьбы людей, встречая их не любовью, а словесным тычком. А ведь в храме человек, распахивая душу пред Богом, становится очень раним. Надо, чтобы люди, приходя в храм, учились смотреть поверх голов - свечниц, священников… только на Бога, на Христа. Сумеют они научиться этому за то короткое время, что нам отпущено, - появится шанс, что будет у нас молитва и будет Церковь наша Богом хранима и впредь. А если мы снова упремся в людей - батюшек, старцев, свечниц, "чудотворцев" - это, как и все человеческое, будет иметь печальный конец.

Адрес: 198515, СПб, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 115 "А". Тел. (812)982-85-14.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая