Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Повстречавшись на десятой всероссийской выставке "Православная Русь" с отцом Варфоломеем (Чуповым), настоятелем Никольского мужского монастыря в г. Старая Ладога, я решил спросить его: что значит для современного человека "уйти в монастырь"? Какие трудности, какие искушения подстерегают его на этом пути?
- Батюшка, кому вы ни в коем случае не посоветуете быть монахом? Бывают ли люди, которым этот путь решительно заказан?
- Такие люди есть. Это те, кто не отказался от своей гордости.
- Выходит, человек должен заранее освободиться от этого греха?
- По крайней мере, попытаться!.. Хотя бы сделать шаг к настоящему иноческому смирению, чтобы не создавать лишних искушений людям, которые будут окружать этого человека в обители. И если он сделает такую попытку, то Господь поможет ему и в дальнейшем, и вхождение в иноческую жизнь будет для него намного легче.
- Не думал, что к иночеству нужно готовиться еще в миру… Мне всегда казалось, что для такой подготовки существует послушничество…
- Да, конечно, послушничество для того и существует… Это верно… Но вы вдумайтесь в то, что сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5, 5). Вывод из этих слов ясен: если ты принес в обитель всю свою гордыню, даже не подумав о том, что от нее надо бы освободиться, тебе будет очень тяжело… Сам Господь тебе станет противиться! А каковы три важнейших закона монашеского служения? Смиренное послушание игумену своему, целомудрие и нестяжание. Если приложить серьезные усилия к исполнению хотя бы первого закона, остальные два будет исполнить уже легче. Вот и все. Это просто.
- Просто? Я думал, что стяжание подлинного смирения - это самое трудное, что есть в христианской жизни. Как его достичь?
- Нам не стоит много говорить об этом. Человек ищущий найдет ответ на этот вопрос в духовных книгах и в святоотеческом Предании, у отцов наших, которые с небес ведут нас, которые нам помогают, которые за нас молятся. Читайте, больше читайте. Дело в том, что сейчас самая, наверное, серьезная беда русского монашества вот какая: прежнее поколение монахов, тех, кого мы называли своими старцами, тех, которые большей частью подвизались в старых монастырях - в Печорах, в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре - это поколение уходит. Уже нет отца Нафанаила, уже нет отца Александра из Печор. Нет уже очень многих, кто нам помогал, окормлял, поддерживал. А те что еще живы… Отец Адриан, отец Кирилл, отец Наум - все они совсем старенькие, и надолго с нами не задержатся. Не знаю, назвать ли это бедой, но мне наблюдать за этим очень тревожно… Особенно трудно будет новооткрытым монастырям: они останутся без духовной, молитвенной поддержки…
- Мне бы хотелось еще поговорить о подготовке к иноческой жизни. Скажите пожалуйста, кому, по вашим наблюдениям, труднее приходится в первые годы монашества: людям образованным или простым?
- И тем и другим трудно. А труднее всего тому, кому кажется, будто он чего-то уже достиг, что у него уже все, или хотя бы что-то есть - какой-то багаж духовный. Когда же приходит такой человек в монастырь, то оказывается, что ничего-то он не достиг, и все, что им накоплено - это по большей части мечтания о самом себе. Но мало того. Бывает, что греховные устремления, на которые в миру человек почти не обращал внимания, то, что скрывалось в глубинах его души, здесь, в монастыре, выходит наружу. Да еще и не просто выходит, а с таким, я бы сказал, рвением, так бурно… Такому человеку бывает трудно исполнять даже простецкое, самое маленькое послушание.
- А какие разочарования чаще всего постигают людей, пришедших в монастырь? Ведь, наверное, бывают разочарования?
- Конечно же, бывают. Как ни странно, это в первую очередь быт. Нравится нам это или нет, но миряне, даже очень благочестивые, живут сейчас в обществе, главная цель которого - комфорт. И вольно или невольно, мы заражаемся этой всеобщей тягой к комфорту. И вдруг - монастырь, да еще недавно открытый монастырь, в котором, порой и крыши над головой нет. Люди не могут привыкнуть к такому. И зачастую нет возможности этому человеку помочь, и начинает он падать… А еще очень отпугивает людей необходимость быть в послушании. И духовные разочарования бывают: когда человек не может найти себе старца, духовника… Ему негде по-настоящему, глубоко исповедоваться, не с кем посоветоваться, негде просто главу преклонить. И человек начинает шататься… Вот, по моему мнению, основные разочарования новоначальных.
- Что дается новоначальным монахам тяжелее: физический труд или молитва?
- Если человек действительно обладает неким духовным багажом, если он пришел в обитель хотя бы немного воцерковленным, а тем более, если он уже преодолел какой-нибудь искус, то такому человеку чуточку полегче и трудиться, и молиться. А когда человек пребывает в эйфории, в разгоряченной радости, в мечтательном возвышении, и думает, что сейчас у него все само собой, без труда получится, то он не преуспеет ни в трудах, ни в молитве и непременно начнет падать. То, о чем ему мечталось, он не увидит, не услышит, и начнутся у него скорби…
- Есть ли какие-либо особенные, только нынешнему времени присущие, причины прихода людей в монастырь?
- Усталость от безбожности. Очень часто приходят люди из семей совершенно безбожных. Часто бывает так: человек молится в монастыре, а дома его близкие такое творят… Или даже не творят каких-то особенных безобразий, но все равно: человеку, вкусившему Божией любви, нестерпима эта атмосфера духовного голода…
- У вашей обители больше молодых монахов или старых?
- Да у нас вообще людей очень мало. Совсем мало. Со мной пять человек. Я, два инока и два послушника. Еще есть один иеродьякон, который нам помогает, но он заштатный. И все в основном люди молодые. Мы только первые шаги делаем.
- Как же вы справляетесь? У вас же, наверное, все силы уходят на физическую, строительную работу?
- Вот именно. Приходится недосыпать, недоедать…
- А как же духовная жизнь? Остается ли на нее время?
- Очень мало, очень мало… Мы решили так: попытаемся начать с самого простого, с самого небольшого. Пусть будет хотя бы общее утреннее и вечернее правило. До такой степени трудно справляться с неустроенным бытом, а трудников, послушников, просто помощников - так мало, что на большее духовное делание просто не остается ни времени, ни сил. Но мы твердо держим утреннее и вечернее правило и надеемся, что начав с этой малости, достигнем и большего.
- А Литругия у вас служится каждый день?
- Нет, такой возможности у нас нет. Мы бы просто упали, если бы служили каждый день. Ежедневная служба - это идеал, к которому мы стремимся. Но по праздничным и воскресным дням Литургия бывает обязательно. Всенощные бдения мы совершаем, литии…
- Вы, конечно, заинтересованы в том, чтобы в обители было больше братии?
- Да.
- В таком случае, какой совет вы могли бы дать тем, кто захочет стать иноком вашего монастыря?
- Тот же, что и всем, хотящим иноческой жизни. Когда человек почувствует в себе призыв Бога идти в обитель, чтобы спасать свою душу, чтобы молиться за близких, за родных, за весь мир, тогда он скажет четко и ясно словами Псалмопевца: "Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое" (Пс. 56, 8)… Если слова эти родились в вашем сердце, тогда человеку можно идти, и не надо бояться ни физического, ни духовного труда. А сомневающемуся человеку слишком многое нельзя доверить: нельзя ему доверить ни попечение о своей душе, ни, тем более, попечение о душах тех, кто остался за оградой монастыря… Испытывайте себя, прислушивайтесь к своей душе, и Господь даст вам познать Свою волю.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
Адрес Никольского мужского монастыря: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, г. Старая Ладога. т. 8-8136349203, 49097