Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Загадочный человек. Загадочная судьба.
Вот описание внешности Лермонтова, данное И.С. Тургеневым: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детскости нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас сознавал всякий".
Душа поэта, раздвоенная и истерзанная, страстно искала, но никогда не достигала гармонии, единства, цельности. Часть его души стремится к Богу: "В небесах я вижу Бога". Другая же, под влиянием мучивших поэта страстей, гордости тянет его вниз, удаляет от Бога. Лермонтов осознает, что эти страсти мешают ему быть с Богом, преграждают ему путь на небо. Он пишет:
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю.
За то, что… часто звуком грешных песен
Я, Боже, не тебе молюсь.
В этом духовном противоречии проходит весь жизненный путь поэта. Чтобы выйти из замкнутого круга, Михаилу Юрьевичу нужно было всецело последовать Богу, оставить любовь к суетному и преходящему, начать жить для вечности.
Темная сторона его души все-таки взяла верх, и это привело М.Ю. Лермонтова к поистине ужасному финалу его судьбы. Дуэль с Мартыновым явилась последним делом непослушания поэта Богу.
Дуэль произошла во время второй ссылки Лермонтова на Кавказ. Ее причиной стала другая очередная дуэль опального поэта с сыном французского посла - Эрнестом де Барантом из-за княгини М.А. Щербатовой. Поединок закончился легким ранением Лермонтова и примирением противников. По приговору суда за запрещенный способ выяснения отношений поэт был сослан на Кавказ.
В период кавказских ссылок поэт тесно общался с Николаем Мартыновым, добровольно поменявшим службу в столичной гвардии на казачий полк. Демон русской литературы (как назвал Лермонтова Ф.М. Достоевский) на протяжении всей совместной службы на Кавказе изводил Николая эпиграммами и остротами. Обращался к нему не иначе как "Мартышка". Нужно сказать, что Мартынов, убивший Лермонтова, так же как и великий поэт, не дорожил своей жизнью. Оба они были разочарованы в жизни и в боях с горцами искали либо славы, либо героической смерти. Для обоих понятия чести и доброй репутации были весьма значимы. Исход этого поединка разрешился самым трагическим для русской литературы образом.