Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
И только в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II традиция проведения православных выставок была возобновлена. В первой выставке "Православная Русь" приняли участие всего 50 светских и церковных организаций, и сразу стало ясно, как необходима она и Церкви, и обществу. С тех пор выставка ширилась и набирала силы. В этом году в "Православной Руси" приняли участие 300 организаций, а ее география охватила всю России - от Архангельского края до южных границ, от Калининграда до Сибири. Особенностью юбилейной выставки стало то, что приехало самое большое количество участников-монастырей за эти годы - пятьдесят! И среди них впервые - СПб Новодевичий монастырь. Наконец-то знаменитая, основанная Николаем I обитель поднялась, отстроилась и смогла представить свои работы на выставке. А ведь до революции монастырь славился своей иконописной мастерской: наверное, не было в городе храма, который не украшали бы иконы из этой мастерской.
Впервые принял участие в выставке и Аланский Свято-Успенский мужской монастырь из Беслана. С беслановцами устроители "Православной Руси" встретились на выставке московской и не могли не пригласить - это было веление души. Монах Серафим рассказал: "Во время событий нас не было в Беслане, мы как раз в четыре утра выехали в Москву. Уже в дороге нас догнало сообщение, что у нас стреляют… что захватили школу. Некоторые послушники и трудники хотели вооружиться… но игумен Антоний (Данилов) запретил… В той школе погибли две мои племянницы - 15-и 16-и лет…" У стенда Аланского монастыря не было водоворота любопытствующих; люди, еще переполненные всем, что произошло недавно в Беслане, подходили, прикладывались к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы и, сглатывая слезы, отходили.
Десятая юбилейная напомнила мне полноводную Волгу - столь же широка, раздольна, могуча получилась. Более 40 тысяч человек встретились в этом октябре в Михайловском манеже, ставшем местом духовного притяжения и общения. Разнообразна была и культурно-просветительская программа - лекции, показы православных фильмов, семинары для специалистов, беседы священников, концерты детских коллективов и авторов-исполнителей. Отрадно, что в этом году впервые приняли участие студенты кафедры русского народного песенного искусства Петербургского университета культуры и искусства (ансамбль "Посолонь") - юноши и девушки в костюмах донского казачества пели и плясали. А после выступления, переодевшись, они еще долго, широко открыв глаза, бродили по выставке, дышали ее воздухом, кто-то впервые увидел живого монаха, кто-то купил первую в своей жизни икону.
Восемь дней светлого доброго праздника… но не покидало ощущение, что чего-то не хватает. Вскоре поняла - мастер-классов. Помните ли? на прошлых выставках можно было посмотреть, как мастерицы ткут полотно на настоящих старинных ткацких станках, как умельцы плетут лапти и берестяные короба, вырезают из дерева потешные фигурки, составляют букеты, как складываются мозаичные иконы… И все это на глазах восхищенных зрителей.
И еще один момент оставил душу в недоумении - некая организация представила изделия из бронзы, в том числе и… пепельницы. "Курить - сатане кадить", - говорят батюшки, так место ли пепельницам на выставке "Православная Русь"?
Последний штрих: на большом подносе в стеклянной витрине одного из монастырей лежали огромные красивые просфоры. Подошла группка подростков, явно зашедших сюда случайно, из любопытства. "Смотри, круглые пирожки, - шепнул один своему приятелю. - Интересно, какая внутри начинка". "Да нет, это - пряники печатные, как в сказках", - отозвался тот. Проходившая мимо монахиня остановилась, разъяснила, что такое просфора, для чего нужна. Мальчишки слушали с напряженным вниманием. Потом долго еще в течение дня я видела их то у одного стенда, то у другого - они исследовали новый мир, который пришелся им по душе. Быть может, среди них - будущий православный священник?
На выставке побывала Ирина НИКОЛАЕВА