Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

2 ноября 2004 года – девять лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Снычева)

Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ, +1995)

Мудрый, предельно простой в обращении, глубокий и тонко чувствующий человек, владыка Иоанн стал для миллионов верующих источником чистоты православной веры, лучом света посреди тьмы, надеждой на возрождение Святой Руси. С первых выпущенных им книг мощно и убежденно над всей нашей страной зазвучал голос Духовника, Проповедника России, истинного сына нашего Отечества. На вопросы многих людей, как бороться с космополитическим режимом, владыка неизменно отвечал, что единственный путь спасения - путь объединения вокруг русских вековых святынь, путь спасения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. "Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, - учил владыка, - значит, сумеем возродить Святую Русь. Отступимся - Россия погибнет". Деятельность митрополита Иоанна способствовала росту широкого православного движения за чистоту веры и сохранение тысячелетней православной традиции, противостояние наступлению иудо-масонской цивилизации, мондиализма и экуменизма".
О.Платонов, "Энциклопедический словарь Русской цивилизации"

ПРОПОВЕДЬ О ТРУДОЛЮБИИ

Когда мы, возлюбленные братья и сестры, смотрим внимательно на подвижников благочестия, то видим, что они старались в жизни своей не допускать праздности. Всегда трудились, не только в свои молодые годы, но и в старости. С одной стороны, труд избавлял их от греха праздности, а с другой, они памятовали заповедь апостольскую: кто не трудится, тот и не ест.

Примером этой величайшей истины является нам жизнь Дорофея, старца Фиваидского, который проживал в Египте много лет. Он с ранней юности посвятил себя служению Богу в иночестве. Подвизался более шестидесяти лет в подвигах благочестия и достиг глубокой старости. И, несмотря на свои преклонные годы, несмотря на то, что тело его одряхлело, авва Дорофей проводил суровую жизнь в пустыне. Как свидетельствует очевидец, он каждый день, какой бы день ни был, холодный или жаркий, выходил на приморскую местность и собирал там камни. Из камней строил кельи и отдавал их инокам, которые не могли сами себе построить жилища. Жизнь его проходила в очень трудных обстоятельствах. Он носил самую бедную одежду, в пищу употреблял немного хлеба, немного овощей и очень небольшое количество воды. Иноки, жившие с ним, никогда не видели его возлежащим на одре или же на рогоже. Он давал отдых своему телу, за работой сидя. Никто не видел его спящим. Преподобный Дорофей почти всю ночь плел веревки, а из веревок - корзинки, которые затем продавал. На вырученные деньги от продажи своего рукоделия он содержал себя, помогал неимущим братиям. Однажды очевидец его жития, удивившись суровости его подвига, спросил иноков: "Может быть, он ведет такую суровую жизнь только при нем?" Они сказали, что такую суровую жизнь он проводит от юности. Никогда не ложится спать на рогожу, а тем более на постель. А так, за работой, иногда смежит очи свои и немного вздремнет. И затем снова продолжает свой труд.

Посетивший как-то этого старца епископ Палладий сказал ему: "Авва, для чего ты убиваешь свое старческое тело среди такой жары?" Тот ответил ему: "Оно меня убивает, а я его убиваю. Обуздываю тело, чтобы оно не мешало духовным подвигам". Другой раз, когда епископ попросил его хотя бы немного сделать послабление своим трудам и возлечь хотя бы в одну ночь на рогожу отдохнуть, старец, огорчившись, сказал ему: "Убеди сначала ангелов, чтобы они заснули, тогда убеждай и меня, подвижника". В такой строгости проводили подвижники благочестия свою жизнь.

Для чего я вам привожу такие примеры из жизни угодивших Богу? Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы и мы в своей жизни не допускали лености, не допускали праздности. Потому что праздность может породить и порождает несомненно бездну греховных склонностей. Порождает внутри нас и раздражение, и уныние, вообще опустошает нашу сердечную область. Поэтому-то, взирая на подвиги благочестивых старцев, и мы, в меру сил своих и возможностей, будем трудиться, трудиться и трудиться, не допуская никогда праздности. И тогда Божественная милость приклонится к нам и укрепит нас на спасительном благом пути. И удостоит нас Вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

ДОМИК У ЦЕРКВИ

(Владыка Иоанн в Симбирске)

Митрополит Иоанн (Снычев) бывал в Ульяновске - по делам своей службы - довольно часто. Ведь Ульяновская (ныне Симбирская) епархия в то время, когда владыка возглавлял Самарскую епархию, не была самостоятельна, а входила в состав Самарско-Сызранской. Это случилось после того, как блаженной памяти архиепископ Ульяновский Иоанн (Братолюбов) не пошел на компромисс со светскими властями и епархия была упразднена. В городе есть люди, которые помнят еще молодого отца Иоанна в храме по ул. Водников, где обычно в 50-х годах служил архиепископ Иоанн (Братолюбов).

Татьяна Александровна Лаврентьева, уборщица храма Божией Матери "Неопалимая Купина", вспоминает: "Митрополит Иоанн Куйбышевский был с большой буквы Человек. Я его знала очень давно, с 1948 или с 1950-го года. Он тогда был совсем молодой. Я даже не поняла тогда, что это батюшка. Я думала, что это девушка ходит в храм. Он, и вправду, был как девушка. Русые вьющиеся волосы у него были. Думаю: "Какая красивая девушка ходит в церковь". А ходил он в храм, который находился на улице Шаталина, - теперь уже его нет, снесен давно. Потом на него стали обращать внимание - и он стал как бы таиться от всех. А вскоре и совсем уехал в Куйбышев. А когда стал епископом, архиепископом - стал часто в Симбирск к нам приезжать. Я к нему на службу ходила. Даже если две смены на заводе отработаю - иду. Так меня тянуло на его службы - как магнитом. В любое время, в любую погоду - иду, тороплюсь.

Подхожу к нему однажды на помазание и говорю:

- Владыка, пошлите благословение на моих детей и на дом мой.

Он сразу сосредоточился, потом повернулся лицом точно в сторону нашего дома - и послал благословение. И еще был случай. У меня дочка поехала в Москву за покупками. А благословение я у него не взяла. Он был в то время в Куйбышеве. И вот, как только он приехал в Симбирск, я к нему подхожу:

- Владыка, пошлите благословение: дочка у меня уехала за покупками. Пусть ей Господь поможет.

А он как будто знает, куда она поехала:

- Где у нас Москва-то?

Повернулся к Москве и благословил".

В Ульяновске у будущего владыки было много добрых знакомых. О его визитах в Ульяновск пока почти ничего не известно, а между тем в городе, можно сказать, существует маленький и тщательно сберегаемый, укрытый от посторонних глаз "музей" владыки Иоанна. Это небольшой частный дом по улице Некрасовской, почти в центре Ульяновска, через дорогу от церкви Воскресения Христова, что на городском кладбище. Около этого домика и сфотографирован владыка. Довольно часто приезжая в Ульяновск, он всегда останавливался в этом домике архимандрита Даниила, знакомого владыке еще со времен его преподавания в Минской духовной семинарии. Порядок в доме обеспечивала Вера Васильевна Полунина. Она и сейчас, после смерти архимандрита Даниила, живет в этом доме, поддерживает в нем порядок, какой был при хозяине, считая это своим долгом.

Вера Васильевна относится к числу незаметных и скромных, но душевных и чутких людей, кладущих душу "за други своя". Последнее ее качество и почувствовал владыка Иоанн, когда настойчиво просил ее, прекрасного медика, стать своей медсестрой и переехать в Самару. Хранительница неприметного, но замечательного дома сберегает теплую память о двух столь дорогих ей людях. В небольшой комнатке, в которой всегда останавливался владыка Иоанн, все, как в настоящем музее, стоит нетронутым, как будто высокий гость только что выехал или вот-вот вернется, застынет в молитве перед привычными образами, сядет за стол. В доме всегда чисто и уютно, глаза хозяйки излучают тепло и свет.

Фотография, запечатлевшая момент пребывания владыки Иоанна у ворот этого домика, очевидно, относится к началу 80-х годов. Кроме епископа Иоанна, на ней запечатлены прихожане церкви Воскресения Христова и назначенный еще в 1969 г. самим владыкой благочинный по Ульяновской области архимандрит Даниил. Об этом многолетнем знакомом владыки Иоанна стоит сказать несколько слов.

Архимандрит Даниил (в миру Николай Максимович Куцук) родился в семье псаломщика в 1932 г. в Белоруссии. В 9 лет остался сиротой и по горячей любви к Богу отправился в знаменитый Жировицкий монастырь. В 16 лет тайно принял постриг с именем Даниила. После службы в армии учился в Минской Духовной семинарии и окончил ее в 1961 г. Тогда-то он и встретил владыку Иоанна, который был в семинарии преподавателем. Отец Даниил вспоминал, что в семинарии преподавателя Иоанна Снычева очень любили студенты, отмечая прежде всего его доброту и справедливость.

В 1968 г. владыка Иоанн пригласил о. Даниила, своего бывшего студента, в Куйбышевскую епархию и назначил его на приход в Ташлу. Правда, прослужил он там недолго. Уже в мае 1969 г. владыка назначает его благочинным по Ульяновской области. В его-то домике и останавливался владыка, приезжая в Ульяновск. Прихожане храма Воскресения Христова хранят теплую память об архимандрите Данииле, могилка которого находится прямо возле храма.

Нет уже с нами ни владыки Иоанна, ни архимандрита Даниила, а домик-музей - стоит. Да и сами пастыри не оставляют нас своей молитвой. Помнится, как сразу почти после Пасхи 2002 г. довелось мне побывать в Александро-Невской Лавре, на могилке митрополита Иоанна. Вдруг сзади раздалось пение: "Христос воскресе их мертвых"... Оглянулись - стоит у могилки митрополита монах с четками в руках. Как ему удалось подойти так незаметно?- ведь за нами никто не шел. Постояли с ним, попели пасхальные песни. А когда он ушел - на могильный крест сел белый голубь.
Владимир МЕЛЬНИК, г. Москва

† † †

Молитесь на святые лики
И вспоминайте неустанно
Слова покойного Владыки,
Митрополита Иоанна,
Что Русь отныне и до века
Престола Божьего Подножье,
Престол есть сердце человека,
Живущего во славу Божью,
Что совесть Русского народа
В Соборной Церкви Православной!..
Не выстоять в борьбе неравной,
Коль будем жить страстям в угоду!..

Алексей ЛЮБЕГИН, СПб

БОДРСТВУЙТЕ!

В приемной митрополита Иоанна всегда находилось много людей. И не только и не столько священники, сколько миряне - со своими неотложными, важнейшими для них делами. И для всех у правящего архиерея доставало внимания, хотя слово его нередко было по-отечески суровым и нелицеприятным.

В приемную владыки, которая показалась мне домовой церковью, я входил с большим волнением. Владыка поднялся из-за стола, вышел навстречу и преподал благословение. Стараясь говорить кратко, я рассказал о нашем клубе трезвости памяти Г.Шичко (так назывался прежде клуб "Бодрствование"), о его истории и проблемах. Я попросил:

- Владыко, благословите нас, ради Христа, на продолжение начатого, то есть на трезвенную работу на основах Православия. Дайте нам верные ориентиры в трудах наших, чтобы избежать гибельных путей, не скатиться в сектантство - что мы, к сожалению, наблюдаем на примерах многих наших друзей по трезвости.

Владыка внимательно слушал, иногда останавливал, уточняя некоторые детали. Видя его заинтересованность и открытость, я говорил все, как есть. Иногда даже с излишней ревностью, за что владыка меня порой мягко укорял - дабы я не впадал в уныние от множества встречающихся сложностей, а мужался и показывал в этом пример своим друзьям по трезвенному служению. Потом он дал вразумительные ответы на все поставленные вопросы.

Он благословил клуб на работу на православной основе и призвал: "А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк.13,37).

Владыка отметил, что слово "трезвость" в последние годы изрядно испачкано непоследовательными действиями властей и разного рода провокациями. А потому благословил нас впредь называться клубом "Бодрствование". В этот момент произошло как бы крестное православное наименование нашего клуба, поэтому мы и считаем владыку Иоанна крестным отцом клуба, а также движения "бодрствующих во Христе" православных трезвенников страны. При определении нового наименования клуба владыка отметил, что не видит ничего предосудительного в самом понятии "клуб". Лишь бы работа велась в православном русле. Владыка подчеркнул, что для православных христиан на первом месте стоит содержание - "елей веры", поэтому православной работой можно заниматься и в клубах, и в обществах, и в братствах, не обращая внимания на то, что враги Церкви стараются опорочить эти формы служения.

- А вы не смущайтесь, работайте по-православному, - сказал он

Программу деятельности клуба он благословил словами апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5,8).

Владыка призвал расширять сферу работы клуба, больше заниматься православным просвещением. Очень сожалел он, что мало сейчас просвещенных православных людей среди мирян, которые могли бы в понятных словах проповедовать Православие. Обязательно надо готовить таких людей. В том числе и из среды трезвенников, ибо "жатвы много", а "делателей мало".

Еще владыка указал на то, что не следует переубеждать тех, кто упорствует в своих заблуждениях, в том числе и сродников, подчеркнул, что не нужно впустую тратить силы и время: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга свиньям" (Мф. 7,6).

Примерно через час, когда разговор наш завершался, я осмелился вновь обратить внимание митрополита Иоанна на приведенную им евангельскую фразу "не бросайте жемчуга вашего перед свиньями". Я спросил владыку Иоанна, применительна ли она к близким сродникам, не желающим трезвиться и посещать храмы Божии.

Он подтвердил, что эта мысль в полной мере относится к самым близким сродникам:

- Скажите один раз, скажите второй, но в третий раз не надо, ибо свиньям не нужны жемчуга, они жаждут пищевых отходов, помоев. И если вы настойчиво будете предлагать своим близким людям совершенно чуждые им святыни вместо житейских похотей, то бойтесь, "чтобы они… обратившись, не растерзали вас", - закончил владыка мысль цитатой из Евангелия от Матфея (Мф. 7,6).

Но, чутко уловив, что меня расстроили его слова, ибо я спрашивал о своих детях, владыка добавил в утешение:

- Когда речь идет о близких сродниках или дорогих для вас людей, за которых вы несете сердечную ответственность, то увещевания можно и должно повторять, но следует предварительно выдержать приличную временную паузу. Если вновь не будет нужного результата, опять терпите, молчите до времени, а потом снова скажите должное. И так до тех пор, пока позволит ваша жизнь.
Владимир МИХАЙЛОВ, председатель СПб православного клуба "Бодрствование" во имя св.мч.Вонифатия

«ДОРОГОЙ ВЛАДЫЧЕНЬКА»

Владыка Иоанн по приезде в Санкт-Петербург перво-наперво поспешил в Свято-Троицкий собор, прося молитвенной помощи у св.блгв.кн.Александра Невского. Впереди была большая трудная работа - общаться, убеждать и молиться, молиться… - Лавру должно было вернуть Церкви. Вопрос в том, какую цену придется за это заплатить. Цена оказалась непомерно высокой - жизнь владыки. Здание гостиницы "Северная Корона", построенное на скандальные деньги, близ Иоанновского монастыря, стало тем местом, где петербургский святитель взошел на свою Голгофу.

Вспоминает Анна Степановна Иванова, секретарь владыки Иоанна: "Когда владыка собрался уходить на эту встречу с Собчаком, то уже около двери библиотеки повернулся к нам и, положив правую руку на сердце, с поясным поклоном проговорил: "Ну, благословите меня!" Валюша - его врач - немного замешкавшись, ответила: "Господь вас благословит, Владыко", - и тихонько перекрестила его вслед. Мне тогда эта просьба владыки о благословении запала в душу какой-то тревожной занозой".

Каждый год на годовщину смерти Анна Степановна приезжает в Петербург поклониться дорогой могиле.

Дальше она рассказывает: "Когда владыку спрашивали, как он себя чувствует, он отвечал неизменно: "По погоде". Никогда не жаловался. Если у него было тяжело на душе, то садился за фисгармонию и начинал играть. Мы уже знали: у владыки что-то случилось и он переживает. Играл только церковное. Когда не мог поехать в храм из-за болезни - лежал, молился… Он очень любил бывать в храме. Бывало, поедет на службу, видно, что из последних сил: больной, идет тихонько, но едет. Когда приезжал со службы, то весь светился. Физических сил не прибавлялось, но внутренне он преображался".

Мы идем с Анной Степановной по главному епархиальному корпусу. По ее удивленным репликам вижу, как многое здесь изменилось с того дня, как ее духовный отец покинул эти стены. Она вспоминает: "Владыка не шел ни на какие компромиссы и сделки с совестью. Заметив, что кто-то ищет выгоду, постепенно, не обижая, не обличая этого человека, осторожно расходился с ним".
И.Вязовский, "Вера"

О ЧУДЕСНОМ И ПОВСЕДНЕВНОМ

Зовут меня Виталием Викторовичем Снычевым, и митрополиту Иоанну я довожусь племянником: родной брат владыки - мой отец.

Раннее детство владыки было ознаменовано удивительным чудом. Вот что рассказывал мне отец. В ту пору Ване Снычеву было лет пять-шесть и жил он со своими родителями в городе Сорочинске под Оренбургом. Однажды, во время сильной грозы, в их дом залетела шаровая молния. Все, понятное дело, бросились в разные стороны: кто-то выбежал за дверь, кто-то выпрыгнул в окно… И только маленький Ваня безстрашно подошел к молнии, взял ее в руки и вынес из дома на улицу.

Раз уж речь зашла о детских годах владыки, то следовало бы сказать вот что. Сейчас принято считать, что родители его были людьми малоцерковными. Это не так. Достаточно сказать, что мать Вани, раба Божия Матрона, за год до его рождения пешком отправилась в Киев, чтобы поклониться мощам киево-печерских угодников, получить у них благословение на рождение сына. Уже одно это говорит о том, что Ваня Снычев неслучайно пришел к Богу, что благословение Божие еще до рождения почило на нем.

Сам я впервые встретился со своим дядей еще в ту пору, когда он служил в Самаре. Я тогда только что получил офицерские погоны, и владыка был очень рад за меня: он всю жизнь очень уважал военных. Более тесные контакты у нас наладились, когда он возглавил Санкт-Петербургскую епархию. Я служил в Севастополе и, приезжая в Питер, много рассказывал владыке о разделении нашего Черноморского флота, о том, что происходило тогда в отделившейся от России Украине. Митрополита все это очень волновало. Он мечтал лично побывать в Севастополе, выйти в море на боевом корабле Черноморского флота и отслужить молебен на борту. Адмирал Касатонов всей душой поддерживал эту идею, и я по мере сил способствовал предполагаемому визиту митрополита в Крым. К сожалению, ничего не вышло: владыка заболел и вскоре скончался…

Общаясь с владыкой, я узнал, как велика его роль в деле возвращения Ленинграду его исторического имени. Как известно, все лавры тут присвоил себе Собчак, однако это, скажем так, сильно преувеличено. Впрочем, надо отметить, что митрополит Иоанн считал название Петроград более соответствующим исторической правде.

Очень запомнилось мне, как нетерпимо владыка относился к курению. Услышав о ком-то: "Он человек-то хороший - не пьет, только курит много", - владыка отвечал со вздохом: "Ох, лучше бы он пил!" Он был твердо убежден, что курение - один из самых серьезных грехов современного человека: курение, по его мнению, обличает рабскую покорность греху, слабость, дистрофию души, нежелание сделать даже малого усилия, чтобы поработать Богу. Я человек некурящий, но и меня эти слова владыки всегда очень волновали. Ведь, в сущности, речь идет не только о курении: сколько греховных привычек имеет каждый из нас, и каждая из них обличает рабство греху, которому подпала наша душа!..
Виталий СНЫЧЕВ

ОН ВСЕХ НАС ПОРОДНИЛ

Я давно заметила: всех, кто лично знал владыку, объединяет некое духовное родство. Когда я вижу людей, пришедших к Православию при владыке Иоанне, то вот что удивительно: я их не знаю, и они меня не знают, но мы переглядываемся с пониманием - что-то родственное рождается между нами…

Впервые я увидела владыку на Рождественской службе в Спасо-Преображенском соборе. Я тогда впервые в жизни праздновала Рождество, и этот день отпечатался в моей памяти очень ярко. Помню: владыка, весь сияющий, стоял на ступенях собора, а в воздухе разливался чудной красоты колокольный звон… Это - одно из самых сильных впечатлений моей церковной жизни. А второе такое же сильное впечатление это когда владыка в том же Спасо-Преображенском соборе служил литургию за два дня до своей кончины. После проповеди он так проникновенно попросил: "Православные, помолитесь обо мне!.." - что у меня сердце замерло. И через два дня его не стало… Я с тех пор не могу без слез вспоминать этот день: прости нас, владыка, что мы, по немощи своей, не смогли помолиться о тебе как должно!..
р.Б. Зоя, СПб

ОН ПОДПИСЫВАЛСЯ «ТВОЙ БОГОМОЛЕЦ»

Я была тринадцатилетним подрост- ком, когда впервые увидела Владыку Иоанна. Он управлял тогда Самарской и Ульяновской епархиями и приехал в нашу деревню Оськино на престольный храмовый праздник. Церковь била битком набита, а он стоял на кафедре в митре, и мне не разглядеть было его лица. В окно лилось щедрое солнце, и от этого Владыка стоял, будто в некоем розовом облаке. Я не перемолвилась с ним ни словом, но интуитивно почувствовала, что это тот человек, которого бы я хотела назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта осуществилась. Мы встретились, когда я поступила в Пюхтицкий женский монастырь и игумения Варвара послала меня домой выписываться. Приехав в Самару, я пошла в епархию. Владыка принял меня.

О чем я говорила тогда? Не помню. Помню только, как хорошо и тепло было у меня на душе от общения с ним. Но вот беда, из-за волнения я позабыла о самом главном - попросить, чтобы взял он меня в свои духовные чада. Тогда, вернувшись в монастырь, я решила, подобно другим сестрам, написать Владыке. Вскоре получаю ответ, а внизу подпись - "Твой богомолец". А я уже знала, что другим он подписывался знаком равенства, что значило - духовный отец. Я вновь написала Владыке, попросилась в духовные чада. Он ответил: "Я не против, но все будет зависеть от того, насколько ты будешь послушна". Вот был праздник души!

Подошло время пострига в мантию, я побежала звонить Владыке: "Владыченька, помолитесь, через два часа у меня постриг. Я так боюсь". Он мне в трубку: "Не переживай, все будет хорошо". Еще я боялась, что мне дадут какое-нибудь некрасивое имя, но говорить Владыке о том не стала. И вдруг слышу, как произносят: "Постригается монахиня Иоанна". Меня нарекли именем Владыки, которое означает - "благодать Божия".

Ошибочно думать, что Владыка всегда был благодушен. Как он умел нас проучивать! Вспоминаю два случая. Прихожу как-то к нему, а там - чай, а мне еще в одно место поспеть надо. Я с порога: "Владыченька, у меня времени мало, всего полчасика…" Он ничего не сказал и продолжил прерванную моим появлением беседу. Тема, затронутая в беседе, давно меня интересовала, и я решила остаться. Но Владыка напомнил: "Тебе пора уходить, полчаса прошло". Я заупиралась: "Но, Владыка, мне уже и не хочется уходить, так интересно, что вы рассказываете". Он был неумолим: "Нет. Уходи". Я шла по улице и ругала себя за безтолковость, ведь Владыка помолился бы и там, где меня ждали, все устроилось бы.

В другой раз мы приехали втроем. Одна сестра подошла к Владыке и говорит: "Владыченька, мне нужно с вами поговорить минут двадцать". А надобно сказать, что мы все ждали, когда у него появится свободная минуточка. "Хорошо, - согласился Владыка, - идем". Он отвел ей ровно двадцать минут, как она и просила. Мы в тот день на прием не попали. Зато на следующий день сразу после вечерней трапезы Владыка пригласил нас к себе, а Елизавете сказал: "А с тобой, матушка, мы уже вчера обо всем поговорили". Владыка угощал нас чаем, и беседа наша затянулась до одиннадцати вечера. После я сказала Елизавете: "Пусть будет это тебе в мудрость - имей терпение. Вот мы потерпели, и Господь послал нам такое утешение".

А как он испытывал меня, когда я к нему приехала впервые… Он не пригласил меня на трапезу, а только вечером на беседу. Я восприняла это как должное, обидеться - в голову не пришло. Вечером после беседы он вдруг спрашивает: "Ну, говори, какие у тебя в этот день помыслы были?" Какие у меня могли быть помыслы? Я весь день как на крыльях летала в предвкушении встречи. Так и ответила. "Ну, подумай, подумай, - настаивал он. - Вспомни". "Все слава Богу, Владыка", - отвечаю растерянно. Тогда он благословил меня и сказал: "Завтра чтобы была на архиерейской трапезе". Потом уж я узнала, что так он испытывал меня на гордыню, не обижусь ли я, что не сразу получила приглашение. С тех пор, когда я приезжала к Владыке по делам ли монастырским, за советом ли, он всегда приглашал меня на трапезу.

Еще он выковывал у нас дух монастырский, следил, чтобы не очень прилеплялись мы к своим родителям. Однажды я приехала к нему и надеялась потом еще на несколько денечков съездить к маме. Вот я живу неделю, две… Мама каждый день звонит, плачет, ведь целый год встречи со мной ждала. Я тогда говорю: "Владыченька, мне бы домой теперь". А он: "Ничего, ничего, отсюда поедешь прямо в монастырь". Купил он мне билет, и я мимо мамочки прямиком до Пюхтицы и поехала. Кому-то это может показаться жестоким. Нет, он делал правильно, обрывая все родственные связи, выковывая в нас иноческий дух. Сам он так и жил.

Я благодарна Господу за то, что Он, по милости Своей, послал мне такого пастыря.
Монахиня Иоанна (Смолкина)

СЛАВА БОГУ ЗА СКОРБЬ И ЗА РАДОСТЬ

Знаете, молва людская, как ниточка всегда приведет к тому месту, где можно найти любовь и спасение. Так и мы узнали, что был такой Владыка замечательный, Иоанн (Снычев), и все, кто молит его о помощи, - непременно ее получает. А рассказали нам о нем прихожанки церкви на горе Валдай, куда я с сестрой и сыном езжу на службу, хотя сами живем в Сосновом Бору. В этом храме я пою в церковном хоре, о чем еще несколько лет назад даже думать не дерзала, думала - не достойна.

А недавно пришли такие скорби… сил нет никаких терпеть: и болезни, и у сына в школе неприятности. Ученики узнали, что он в храм ходит да еще о.Сергию помогает, служит алтарником, и стали над ним издеваться - пинают, на крест нательный плюют. А он все мужественно терпел, мне не говорил, жалел, видимо. Да только узнала я, говорю ему: "Ты, сынок, ничего не бойся, у тебя в ранце иконка Божией Матери - защита твоя". Легко сказать, а как изо дня в день терпеть такое, на уроки ходить? Я этих ребят не виню: им никто не сказал, что такое хорошо, а что такое плохо, учителей только успеваемость волнует, о душе вспомнить недосуг. И вот посреди скорбей и болезней получили мы вашу газету "Православный Санкт-Петербург", прочитали, что завтра, 2 ноября, - день памяти митрополита Иоанна. Утром спозаранку собрались и приехали поклониться могилке Владыки, попросить у него заступничества и исцеления от болезней. Пришли на могилку, и первая радость - сколько здесь знакомых лиц оказалось! Вот отстояли службу, помолились, на душе и впрямь полегчало. Вы не смотрите, что я плачу, душа у меня сейчас поет песню, которую написал старец Николай Гурьянов: "Слава Богу за все, слава Богу за все, слава Богу за скорбь и за радость!"
Раба Божия Ирина

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА — ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА

Недели за две до смерти Владыка был в нашем храме Смоленской иконы Божией Матери. Когда я подошла к нему на помазание, он таким внимательным, добрым взглядом посмотрел на меня и, благословляя, положил мне на голову свою руку. Вот и все. Только не могу я забыть ни этот взгляд отеческий, ни руку благословляющую. Что-то перевернулось в душе или, наоборот, стало на свое место. Это и была наша первая встреча.

Когда Владыки не стало и я поняла, что никогда его больше не увижу, не смогу задать волнующие меня вопросы, то стала покупать его книги. В них я нашла ответы на все. А потом мне приснился сон, будто стоим мы с Владыкой у огромного моста, и я, поклонившись, сказала, что читаю его книги. Владыка улыбнулся, погладил меня по голове и сказал: "Умница, читай. Помоги тебе Господи!" Сказал так и ушел по мосту.

Вскоре я приняла постриг с именем Феодора. Мое послушание - помогать тюрьмам и детским домам иконками, крестиками нательными. Однажды мне надо было 200 крестиков. Где взять? Пошла на могилку Владыки, все рассказала как живому, просила помочь. Вечером пришла в Смоленский храм на всенощную, навстречу - о.Богдан. Я к нему: "Батюшка, помолитесь за меня: мне для заключенных и для детского дома 200 нательных крестиков нужно". Батюшка тут же переговорил с алтарником, и тот вынес мне коробочку. "Вот, - говорит, - матушка, лежали в алтаре, намоленные. Ровно 200". И это не единственный случай, когда после молитвы на могилке Владыки мне приходили помощь и утешение.

А последняя моя встреча с Владыкой, я надеюсь, еще впереди, когда Господь призовет меня, недостойную, к Себе.
Инокиня Феодора, СПб