Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мысли по поводу

ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ У СОВЕСТИ

В редакцию часто обращаются работодатели с просьбой поместить объявление, что их предприятию или фирме срочно требуются на работу православные люди. Тщетно пытаемся объяснить, что православный работник не есть стопроцентная гарантия, что он будет работать лучше и честнее человека неверующего или другой веры. Удивляются, спорят, обвиняют в наговоре и чуть ли не безверии. Поставить все точки над i в этом нелегком вопросе мы попросили настоятеля церкви во имя Серафима Саровского в пос.Песочном протоиерея Игоря ФИЛИНА.

- Что и говорить, вопрос трудный и пренеприятный. Не буду выносить конечный приговор, но попытаюсь ответить, исходя из собственного житейского и священнического опыта. Вот уже несколько лет в нашем храме идет ремонт (еще далеко не все сделано, что задумывалось). И наряду с православными приходят наниматься на работу неверующие: кого-то толкает на это необходимость подработать, кого-то потеря предыдущего рабочего места, кто-то начинает, по их словам, интересоваться верой. Я беру любого, кто умеет и любит работать до седьмого пота. Я просто договариваюсь с ними: вы делаете такую-то работу, я вам плачу такие-то деньги. Конечно, сердце всегда теплеет, когда приходит верующий: ну, слава Богу, православный! У него есть совесть и Божий страх, он не будет пить, не будет сквернословить, не будет прогуливать и халтурить… ведь он же православный! И вдруг некоторые из этих православных ведут себя так, как неверующий никогда бы себе не позволил. Почему так?

Да потому что Православие наше еще поверхностное. Оно, может быть, и искреннее, но очень поверхностное. А там, в тайных глубинах души, еще живут те же страсти, что и у неверующих. Там еще целое болото гадов-пороков, только сейчас они головы попрятали, но они там сидят. И в этом, право же, нет ничего удивительного: мы ведь знаем, что даже святые годами - десятилетиями! - своей подвижнической самоотреченной жизни боролись с этими самыми гадами страстей, которые живут в нашей душе, в нашем сердце и в уме.

Потому и получается, что порой думаешь: "Господи помилуй, да лучше я неверующего возьму". Кстати, иногда работодатели так и горят: "Не надо нам ваших православных, я лучше возьму атеиста, но работягу и хорошего специалиста".

- Батюшка, дело, наверное, даже не в вере как таковой. Вот вы обмолвились о пьянстве. Но те же мусульмане не пьют, их вера запрещает винопитие. А вот православные…

- Да, пьянство - бич, но не показатель принадлежности к Православию. Пьянство - это давно уже национальная трагедия, вне зависимости от веры. А если уж говорить о православных работниках, то есть проблемы посерьезнее. Объясню на конкретном примере. Редко бывает, что православному человеку удается открыть свое дело, но один из моих прихожан стал владельцем частного фотоателье. И вот он все время жаловался, что воруют работники - спасу нет. Поскольку частная фирмочка небольшая - мастера сами получают деньги за работу. А когда нет над человеком серьезного контроля, появляется соблазн поработать на себя: прикупить пленочки, бумаги, делать левые фотографии, а значит, и выручку, которую положено сдавать хозяину, - частично сдают в свой карман. И он мне все повторял: "Где бы найти православных специалистов, чтобы воровство прекратилось?"

Я его предупреждал, чтобы сильно не обольщался, ибо человек всегда остается человеком, а "всяк человек есть ложь".

Но прошло какое-то время, и он мне радостно сообщает, как ему повезло - нашел православных мужа и жену, причем муж даже по воскресеньям несет в каком-то храме послушание чтеца, и вот теперь все хорошо и душа его спокойна.

Минул год. Вдруг приходит он и говорит:

- О ужас! Батюшка, они так проворовались! Столько у меня никто еще не воровал. А когда я пытался их усовестить, мол, вы же христиане, вы же верующие, в храм Божий ходите, служите там! В ответ услышал: "А нас совесть не обличает. Вы - капиталист и нас еще почище обдираете. Мы не слепые, видим, сколько денег поступает в фирму. А сколько вы нам платите?" Я стал им объяснять, что 90 процентов этих денег идет на жизнеобезпечение фотоателье: аренда, фотоматериалы и аппаратура, электричество, налоги и прочие расходы. Под конец выложил последний аргумент: "У меня зарплата не намного больше, чем у вас". Они: "Не рассказывайте нам сказки. Вы безбожно нас эксплуатируете, поэтому мы ничего не украли, а просто взяли нам принадлежащее".

- Вот так пример, батюшка. Аж на душе душно, что такое возможно. Но ведь и здесь могут возразить, что хозяин ателье сам виноват: не надо было вводить в соблазн безконтрольностью.

- Так-то оно так, но и совесть никто не отменял. Невелика заслуга быть честным, когда нет соблазна, нет искушения. Честным надо быть, даже если у тебя на ужин только сухая корка хлеба, и той надо быть готовым поделиться с более нуждающимся. А своему прихожанину я сказал: "Ты сам виноват в постигшем тебя несчастии и разочаровании, потому что создал соблазн, а человек слаб. Даже если он православный - он немощен. Что с того, что в церковь ходит? Кто может проверить степень его воцерковленности, коэффициент веры? В наше безбожное время в храм идут либо слабые и обиженные, либо по большой вере. А сильные, верящие в себя, как правило, стараются добиваться всего своими силами, своим умом… Ты создал людям соблазн, уповая на их совесть, но совесть у каждого человека имеет свой объем, она - конечна. Терпит немощный человек, терпит, а потом хлоп - сорвался. Не выдержал искушения. Ты создал им искушение, а они его не понесли. Год сопротивлялись, а потом пали. И ты пред Господом за них в ответе".

Надо уметь реально смотреть на вещи. Ведь с чего начинается спасение? С того, что человек реально оценивает самого себя. А если человек заблуждается в отношении самого себя - он живет в нереальном мире и всегда будет ударяться обо все острые углы, потому что он этот мир выдумал. Также нельзя никого насильно сделать праведником, даже просто верующим. Вот, бывает, ко мне родители подходят, говорят: "Батюшка, мы к вам своих детей приведем, вы их поисповедуйте, поспрашивайте". Отвечаю: "Да я с радостью. Но сам-то ребенок готов, хочет исповедаться? Иначе это будет не исповедь, а допрос. Если ваш ребенок решился исповедаться - он должен говорить, а я слушать, лишь по ходу задавая вопросы. Исповедь - дело добровольное, а не карательно-устрашающее мероприятие".

Христос наставлял, что надо жить так, чтобы, видя наши добрые дела, окружающие также восславили Отца Небесного, сущего на Небесах. Поэтому мы, православные, должны стараться быть лучше, чище, честнее, стараться быть примером для всех. А это значит: мы должны жить, привлекая людей любовью, добросовестностью, честностью, праведностью, милосердием, что становится возможным, только если мы внутри такие. Тогда мы и добро делаем не задумываясь, и работаем честно, - не за страх, а потому что иначе не можем.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА