Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О духовном смысле бесланской трагедии

ОНИ ПОГИБЛИ ПОТОМУ, ЧТО МЫ НЕ МОЛИЛИСЬ

ЛЮДИ ИЛИ НЕЛЮДИ?

В эти дни наши взоры обращены к многострадальному, огнедышащему Кавказу, к Осетии, к Беслану. Думаю, что у многих после того, что произошло там, изменилось представление о мире, о человеке. Произошло величайшее злодеяние, немыслимое злодеяние. Монголо-татары не собирали специально детей на мучения, нацисты или большевики, при всей их сатанинской ненависти, не истребляли сотнями детей. Такого злодеяния, как в Беслане, не знала еще история человечества.

Сейчас много пишут о подробностях бесланской трагедии, но почему-то никто не пишет о первоистоках зла: откуда они взялись, эти бандиты, эти нелюди, или в страшной степени падения находящиеся люди? Нам, христианам, это открыто. Их "отец - сатана, дьявол", как сказано в Евангелии. В обличии этих бандитов явились, безусловно, сами демоны из преисподней. Сейчас мне вспоминаются слова прп. Серафима Саровского, когда его спросили, видел ли он демонов, он ответил, что видел, но не дай Бог никому их видеть: "они страшны, мерзки, ужасны. И движения ногтя этих духов зла способно уничтожить весь мир". Столь велика злоба сатанинская. И она явилась нам в эти дни.

ПОЧЕМУ ОСЕТИЯ?

Трагедия, названная самым страшным терактом за всю историю человечества, требует духовного осмысления. Нам необходимо понять: почему она произошла? почему ее попустил Господь? почему это произошло именно в Осетии? чему мы должны научиться из прошедшего?

Прежде расскажу об Осетии. Для меня лично эта земля особенно близка: я родом с Кавказа, бывал в Осетии, бывал в Беслане. Осетия - это древняя Алания. Сами осетины называют себя аланами или иронами. Они еще в VIII-IX веках приняли православие. Осетины остались вплоть до нашего времени единственным горским народом, сохранившем православную веру среди мусульманского окружения. Этот народ стал исповедником Православия на Кавказе, народом-крестоносцем, народом-страдальцем. Благодаря этому народу Кавказ остается уделом Божией Матери. Мы помним, что первым уделом Божией Матери была Иверия, что в древние времена означало - весь Кавказ, а не только Грузия. Может быть, этим объясняется столь трагическая судьба Кавказа, столь мощная здесь мусульманская экспансия, которая есть борьба против Божией Матери, против Ее Покрова. Сохранение Православия осетинами - это подвиг целого народа.

Осетины - удивительно благородный народ, верный России. Россия защищала Осетию от набегов турок, татар. В нынешнем году исполняется 230 лет со дня вхождения Осетии в состав России, и никогда ни один осетин не ставил вопрос о правомочности этого исторического выбора, - в отличие от многих других, даже православных, народов. И нам бы, конечно, следовало эту 230-летнюю годовщину погромче отметить, покрепче прижать этот народ к груди. В Великую Отечественную войну Осетия не пропустила немцев на Кавказе. К сожалению, некоторые народы переметнулись на службу фашистам - те же чеченцы, балкарцы, карачаевцы, - за что потом они и понесли справедливое наказание, были высланы со своих земель.

МОЗДОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Верность Осетии Православию была засвидетельствована явлением иконы Моздокской Божией Матери. Эта икона была принесена в Осетию в ХII веке грузинской царицей Тамарой, которая по рождению была осетинкой. Царица Тамара для своей родины благословила написать икону Иверской Божией Матери - хранительницы Афона, в напоминание о том, что Кавказ - это первый земной удел Царицы Небесной. Икона была принесена в Куртатинское ущелье, еще с языческих времен почитавшееся священным у аланов, и помещена в часовне, которая чудом сохранилась до наших дней. Этой часовне уже 800 лет. Следует напомнить, что аланы приняли православие раньше, чем Русь. Именно в Осетии сохранились самые древние на территории России храмы - IХ-Х века. Это как бы осколок Византии, вошедший в состав России.

Моздокская икона прославилась на весь Кавказ. В ХVIII веке она была перенесена в Моздок, - в это время осваивалась равнинная часть Осетии. Божия Матерь Сама выбрала этот город, - когда ее везли на арбе, запряженной быками, именно в Моздоке они остановились и не хотели двигаться с места. Икону навсегда оставили в Моздоке, в честь нее был воздвигнут дивный Успенский храм. Празднование иконе совершается в преполовение Пасхи. Моздокская икона Богоматери всегда хранила Кавказ. Она защитила православную Осетию от войск Шамиля в ХIХ веке.

ИСТОРИЯ БЕСЛАНА

Куртатинское ущелье, где первоначально находилась Моздокская икона, находится неподалеку от Беслана. Сам Беслан, городок в 30 км от Владикавказа, место особого почитания Моздокской Божией Матери. Каждый год из Моздока во Владикавказ совершался крестный ход с почитаемой на Кавказе иконой и обязательно делалась остановка в Беслане. В 2000 году именно в Беслане был учрежден первый православный монастырь на Кавказе: Свято-Успенский Аланский мужской монастырь. Отсюда совершаются крестные ходы к древнейшей часовне, где первоначально хранилась Моздокская икона Божией Матери.

В Бесланском монастыре есть чтимая икона Успения Божией Матери, написанная на камне. Она вся украшена пожертвованиями: кольцами, цепочками, сережками. Эта икона - одна из наиболее чтимых икон на Кавказе, и город Беслан, благодаря этому знают многие кавказцы, и не только кавказцы.

Название Беслана войдет в трагическую историю человечества: здесь в начале ХХI века произошло столкновение Креста и полумесяца. Бандиты напали на город, в котором стоит первый на Кавказе монастырь, сразу же после престольного праздника - Успения Божией Матери. Случайно ли это? Кстати, школа, в которой были захвачены в заложники дети, находится в двух кварталах от монастыря.

КАВКАЗСКИЕ ТРАДИЦИИ

На Кавказе считается позорным воевать с женщинами и детьми. Когда хотели прекратить какую-нибудь безсмысленную битву, всегда посылали женщину. Присутствие женщины останавливало кровопролитие: считалось верхом позора сражаться при ней. Женщины-осетинки знали, что их никто не тронет: на женщин не распространялся закон кровной мести. Не случайно единственный оставшийся в живых бандит просит не показывать его по телевидению: он знает, что он нарушил все законы гор.

Мы стали свидетелями детской Голгофы. О целях своих бандиты говорят сами - это разжигание войны. Дети принесли себя в жертву, они встали на пути готовящейся войны. И их можно назвать новомучениками. Хотелось бы их знать поименно. Надеемся, что мы получим эти имена для молитвенного поминовения. И для покаяния, потому что они погибли из-за того, что мы мало молились. Почему-то те дни, когда дети были захвачены бандитами, не были объявлены днями всенародной молитвы. Они там постились три дня, а мы не наложили на себя поста. И теперь мы будем молиться за них, просить у них прощения.

Слово иерея Геннадия БЕЛОВОЛОВА на "Православном радио Санкт-Петербурга"