Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕМ ГОРОД ДЕРЖИТСЯ

Настоятель кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери протоиерей Павел КРАСНОЦВЕТОВ

У всех нас свежи в памяти те дни, когда православная Россия встречала чудотворный Тихвинский образ Божией Матери. Мы помним, как тысячи петербуржцев часами выстаивали в огромной очереди, чтобы приложиться к святыне, и когда икона покинула город, многие, наверное, подумали: "Вот и ушла от нас Тихвинская, меньше радости стало в нашей жизни…"

Хочу сегодня, в канун празднования дня Казанской иконы, напомнить петербуржцам: Пречистая никогда не оставляет наш город. Зримым образом Ее присутствия является вот уже четвертую сотню лет пребывающая на Неве Казанская Петербургская икона Богоматери. Хочу напомнить об этом не потому, что горожане забывают об этой святыне: нет, поток богомольцев, стремящихся к ней, не истекает, и, по словам поэта, народная тропа сюда не зарастает и не зарастет никогда. Напомнить о ней нужно для того, чтобы еще раз почувствовать, как велика забота Царицы Небесной о нашем граде.

Дорогие друзья! Вспомните, что наш, Петербургский список Казанской иконы является одним из трех самых древних и самых почитаемых на Руси. Первый - тот самый, что был явлен в Казани в 1579 году отроковице Матроне, был, как это теперь очевидно, еще до революции уничтожен святотатцем, позарившимся на драгоценный оклад. Второй находился в Казанском храме на Красной площади, а третий - в Кремлевских палатах и являлся собственностью царской семьи. Этот список сделали в дар монарху, прославившемуся своим благочестием сыну Иоанна Грозного Феодору Иоанновичу, "царю-монаху". Однако есть основания думать, что Феодор Иоаннович умер, не успев получить дорогой подарок, и икона попала в Москву только при царе Борисе Годунове. Как известно, списки с икон делаются таким образом, чтобы их размеры не совпадали с размерами оригинала. Так и тут: икону для царской семьи сделали почти в два раза больше явленной. Именно перед этим образом молилась будущая мать царя Алексея Михайловича о даровании ей младенца мужеска пола: у нее рождались только девочки, а престол ждал наследника. Можете себе представить, как почитал этот образ Алексей Михайлович, который и родился-то благодаря этим молитвам! Почитал его и сын Тишайшего царя - Петр I. Петр, конечно, очень увлекался рациональной протестантской культурой, но никогда это увлечение не доводило его до предательства Православия. В свою новую столицу он старался свезти как можно больше святынь - и мощи св. блгв. кн. Александра Невского, и старинные, почитаемые иконы. Не забыл он и свою семейную святыню: Казанскую икону из царских палат. Так чудотворный образ пришел на берега Невы, когда и города-то никакого еще не было, только несколько деревянных домов да землянки строителей: из кремлевского дворца икона пришла прямо в гущу нищего, больного, измученного непосильным трудом народа. Стоял он тогда в храме Рождества Богородицы, на Заячьем острове… Мужики, согнанные сюда со всей России, полюбили молиться возле Казанского образа, и тогда-то именно икона эта и явила свою благодать в полной мере: слава о чудесах ее распространилась во всем народе. Икону начали, по просьбам верующих, выносить из храма и проходить с нею по всему городу; так земля петербургская в первый раз благословлялась Божией Матерью.

Строго говоря, икона принадлежала не самому Петру, а его брату и соправителю - царю Иоанну. Когда на престол взошла императрица Анна Иоанновна - дочь этого незнаменитого царя, - она не оставила вниманием семейную святыню: специально для нее на Невской першпективе был выстроен новый храм во имя Рождества Богородицы - большой, деревянный. Сейчас на том месте, где он стоял когда-то, бьет фонтан, что у Казанского собора. Храм, построенный Анной Иоанновной, знаменит еще и тем, что именно в нем молилась Екатерина Великая, прося Божию Матерь помочь ей убрать с трона неспособного править Россией Петра III; слышала Петербургская Казанская икона и такие молитвы… Возможно, именно поэтому сын Петра III - царь Павел, ненавидевший все, что связано с именем Екатерины, приказал снести храм Рождества Богородицы. Впрочем, Павел I тоже был человеком православным и благочестивым: он не мог оставить святыню без приюта и повелел выстроить для нее огромный, блистательный Казанский собор. Был объявлен конкурс проектов, в котором участвовали лучшие зодчие того времени: Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон, Пьетро Гонзаго; но представленные ими проекты царю не понравились… Тогда президент Академии художеств граф А.С. Строганов предложил: "Возвести Казанский собор силами только русских мастеров и только из русских материалов, как произведение до конца национальное". И разработку проекта поручили малоизвестному тогда архитектору А.Н. Воронихину…

Не буду сейчас подробно останавливаться на роли Петербургского Казанского образа в Отечественной войне 1812 года: всем известно, как молился перед ним главнокомандующий Кутузов; это отражено и в акафисте Казанской иконе. Между прочим, после победы над Наполеоном фельдмаршал Кутузов передал Казанскому собору 40 пудов серебра, отбитого у французов, которые награбили это серебро в русских церквах. Это серебро было использовано для киота чудотворной иконы и для нового иконостаса.

А знаете ли вы, что 22 октября ст. ст., день празднования Казанской иконы Божией Матери, был в Петербурге нерабочим днем? Икону тогда выносили из храма, устанавливали на особом помосте и служили перед ней молебен, на который собирались тысячи петербуржцев. Нередко на молебне присутствовал и государь. На золотой ризе чудотворного образа сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов и 638 рубинов…

Как же сложилась судьба образа при советской власти? А произошло вот что: в 1930 году Казанский собор был разграблен, утварь его разошлась по разным хозяевам, а вот чудотворную икону передали священнику-обновленцу Красницкому, который был настоятелем собора в течение нескольких месяцев перед его закрытием. После Казанского собора Красницкий настоятельствовал в Андреевском соборе, потом в храме на Смоленском кладбище, пока, наконец, не обосновался в Князь-Владимирском соборе, - и повсюду он возил с собой чудотворный образ. Князь-Владимирский собор при его настоятельстве был разделен на две неравные части: главный алтарь и Успенский придел принадлежал обновленцам, а Никольский придел - "Тихоновцам", то есть, собственно Русской Православной Церкви. Этот придел был отгорожен, и войти в него можно было только с бокового входа. Но вскоре после своего последнего перевода Красницкий умер, перегородки были разрушены, и Казанский образ вновь вернулся православным. Но это произошло уже в дни войны.

Тут мы подходим к чрезвычайно важному разговору. В последнее время в православном нашем народе распространилось мнение, будто во время блокады голодные замерзшие петербуржцы прошли крестным ходом вокруг города, неся с собой чудотворный Казанский образ. Там, где, будто бы, прошел этот крестный ход, враг остановился и дальше двинуться не смог… Я должен сказать со всей твердостью - пусть это даже кого-нибудь заденет: рассказ о "блокадном крестном ходе" - не более чем благочестивое предание, не имеющее под собой никакого исторического обоснования. Прочтите воспоминания Патриарха Алексия I (Симанского). Кто как не он, Ленинградский митрополит, все блокадные дни проведший в городе вместе со своей паствой, должен быть в курсе всего, что происходило тогда в епархии? Но он об этом крестном ходе не упоминает ни словом. Не сообщают о нем и другие православные блокадники. Мои знакомые, которые всю войну прожили на Петроградской стороне, не помнят ничего подобного: им известен только один крестный ход с Казанской иконой - тот, что состоялся 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших; но в тот раз процессия прошла только вокруг храма - не более того. Моя бабушка всю войну посещала Николо-Богоявленский собор, но и ей, столь усердной прихожанке, об этом легендарном крестном ходе не было известно ничего. Мой дядя, который всегда ходил в церковь вместе с бабушкой, тоже ничего подобного не видел, - а ведь я неоднократно расспрашивал его об этом… Словом, достоверных свидетельств нет. Да и кто бы из властей дал разрешение на подобное шествие? Может быть, Жданов - этот вор и палач, который в разгар блокады выговаривал смольнинским буфетчицам за то, что те подали ему несвежую ром-бабу?..

Да, кому-то, возможно, неприятно будет узнать, что история "блокадного крестного хода" не более чем благочестивый вымысел, но вот что я хотел бы заметить этим людям. Некогда святитель Митрофаний Воронежский сказал Петру Великому: "Пока образ сей пребудет в граде Петрове, враг не ступит на эту землю!" Выходит, Ленинград был спасен именно заступничеством Богородицы, по молитвам верующих жителей блокадного города, которые все 900 дней не уставали приходить к чудотворному Петербургскому образу. Когда я был настоятелем Князь-Владимирского собора, мне случалось слышать рассказы старых прихожан, которые в 1941 году рыли окопы под Ленинградом. Эти люди вспоминали, как в редкие выходные дни они, измученные и голодные, возвращались в город, но прежде, чем зайти домой, спешили в собор - приложиться в образу Заступницы Усердной. Разве это менее удивительно, чем рассказы о выдуманном крестном ходе? Разве это меньше свидетельствует о почитании ленинградцами Божией Матери и о силе их молитв? Нет, правда всегда больше волнует, больше согревает душу, чем любой, даже самый благочестивый вымысел.

Петербургский Казанский образ Пресвятой Богородицы остается древнейшим списком с явленной в Казани чудотворной иконы. Долгое время думали, что икона, явленная отроковице Матроне, хранится в Ватикане, но теперь дело прояснилось: специалисты установили, что папский список был создан в XVIII веке и принадлежал одному из храмов Дивеевского монастыря. Икона отличается богатыми украшениями, почему она и была в свое время украдена и переправлена на Запад. Папа решил поспекулировать на ней: с помпой вернуть икону России и выставить себя в виде этакого благодетеля, чтобы под таким предлогом укрепить позиции католиков в России. Ничего из его планов не вышло: икона вернулась в Россию без лишнего шума и теперь будет передана православным людям города Казани. Но, как сказал Святейший, произойдет это не раньше, чем там будет восстановлен Казанский женский монастырь во имя Рождества Богородицы, на чьем месте сейчас стоит табачная фабрика.

Вся эта история с ватиканским образом еще раз показала всему миру: вот каким огромным духовным сокровищем владеют петербуржцы - списком с чудотворной иконы, древнее которого нет во всем мире, прославленным многочисленными чудотворениями, по молитвам у которого не раз был спасен и город наш, и вся наша страна.

Записал Алексей БАКУЛИН