Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский

ВОСЕМЬ ДНЕЙ С ВАЛЕНТИНОМ РАСПУТИНЫМ

В очередной раз известный русский писатель Валентин РАСПУТИН провел в Иркутске традиционный праздник русской духовности и культуры "Сияние России". И как всегда, съехались люди, которым чуждо и даже враждебно неверие в Россию и нелюбовь к ней. От Петербурга были - поэт Н.Рачков, патриотический фотолетописец последних десятилетий А.Пантелеев и директор учебно-методического Центра этнонационального образования Российского государственного педуниверситета им.А.Герцена, создатель Всероссийского движения "Русская современная школа", профессор И.Ф. Гончаров. Доклады, проекты, стихи и песни рисовали истинный, замалчиваемый и уничижаемый в последние десятилетия, образ России-Исполина. Вот что рассказал Иван Федорович ГОНЧАРОВ, который провел в Иркутске восемь незабываемых дней.

Не хороните русскую деревню

И.Гончаров: - В Иркутск мы прилетели пятого октября, поселились в гостинице "Русь". А вечером писатель пригласил нас на сибирский ужин. Много и откровенно говорили. В душу впечатывались слова Валентина Григорьевича: "Нас хоронят, но это опрометчиво. Мы крепко ослаблены, но не обезсилены. Есть еще люди. Конечно, это избранные, лучшие русские люди, но ведь таких всегда было мало. Да, потери наши гигантские: развал державы, равнодушие русских к своей русскости, исчерпанность покровительства славянам, гибель материальных и духовных ценностей. Но Россия жива: возрождающаяся Русская Православная Церковь растит духовное богатство народа, и крепнет духовная сила, от которой явится исцеление и русского народа, и России. Мы снова впитываем в себя, как наши предки, национальные святыни. Идет - пока еще не массовая - национальная самомобилизация.

Россия всегда была сильна крестьянской идеологией - идеологией Православия, государственности, ратного подвига, неиссякаемого трудолюбия, высокого целомудрия. Могло ли все это, формировавшееся столетиями, - исчезнуть? Нет. И хотя за последние 80 лет с лица Русской земли сметено более 17 тысяч деревень, народ проявляет мудрость: занимается самосохранением, отторгая чуждую иноземную псевдокультуру, держит оборону, готовится к бою за государственное и национальное достоинство…"

Прощаясь в тот вечер и пожимая нам всем руки, он добавил: "Конец нашей истории не близится. Мы просто переживаем чудовищный кризис… Преодолеем… Нам нужно вновь обрести способность защищаться, надо расширять патриотическое поле. И пусть знают внутренние и внешние враги, что с русским народом шутки плохи. Ушла в небытие не одна "непобедимая" армия перед физической и духовной мощью народа-богатыря".

Слушая, я вспоминал его "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Пожар", наполненные плачем о гибели лучшей на планете цивилизации - крестьянской, являющейся первохранительницей христианских ценностей, духовных основ нашего общежития, о разрушении полной спасительного труда жизни крестьян в ее гармонии с природой. Валентин Григорьевич по-сыновьи любит русскую землю, вот почему он не только писатель, но деятельный защитник сибирской природы. Как энергично он сражался за Байкал!

Любить так любить

И.Гончаров: - Утром отстояли раннюю литургию в Богоявленском соборе, потом приняли участие в Крестном ходе. Я вглядывался в лица русских людей из российской глубинки и видел запечатленное на них, как и на лице В.Распутина, молитвенное состояние. Справедливы слова, что русский человек верует не умом, но сердцем, всей душой, всем своим существом. И крепла уверенность, что наша Церковь, пока еще ослабленная и бедная, уже сейчас содействует воспитанию духовно-нравственного человека.

Но Церкви не обойтись без помощи Школы. А важнейшей формой этой помощи должна стать ориентация учеников на православную проблематику в школьных дисциплинах: история - принятие христианства, литература - изучение произведений с религиозной тематикой, изобразительное искусство - иконопись и творчество духовных живописцев, музыка - изучение духовных песнопений и произведений духовных композиторов, естественно-математический цикл - изучение жизни, открытий и религиозной деятельности естествоиспытателей. Я поделился своими мыслями с Распутиным.

Он, соглашаясь, добавил: "Еще нам надо умерить способность обличать себя, так развитую в Гоголе, Хомякове, Салтыкове-Щедрине… И вести нынешних школьников не столько за Василием Блаженным, сколько за Сергием Радонежским, а на уроках литературы в первую очередь за Федором Достоевским. Это наш до мозга костей гениальный православный писатель. Он тоже изображал пороки русского человека, но преобладала-то божественная суть. Наш народ любили многие… но любить так уж любить, - до конца, без оговорок, уметь чуять нечто небесное. Кого в этом плане можно поставить рядом с Достоевским? Весьма немногих. Как духовный вождь, Достоевский дал нам указание: стать русскими. А это значит - православными. Только Православие может привести нас к благоденствию и полной непобедимости… Самое вредоносное и разлагающее сейчас - продажное, антирусское телевидение. Останкино надо закрыть. Это - канализационная труба".

Я покачал головой: "Не удастся. А вот нравственную цензуру ввести надо. Свободолюбивейший Пушкин стоял горой за такую цензуру. Цензорами были С.Аксаков, И.А.Гончаров, Ф.Тютчев…"

В местном ТЮЗе, в рамках Дней русской духовности и культуры "Сияние России", слушали концерт "Песня русская, родная", посвященный памяти Г.Заволокина. Все радовало сердце: добротное русское слово, русская музыка, русские костюмы. Последний куплет "Прощания славянки" пел весь зал:

Правой верой Россия спасется,
Грянет маршем священной войны,
Русский меч над землей вознесется,
Попирая гнездо сатаны!..

Возвращаясь вечером в гостиницу, я горестно размышлял: а ведь стремительное разложение детских душ происходит ныне не только через устное и печатное слово, но и через музыку, песню. Если бы наши дети слушали песни и музыку, которые слушали мы в этом ТЮЗе, разрушение их душ было бы не столь устрашающим.

Просветитель отуманенных россиян

И.Гончаров:- Восемь дней общаясь с Валентином Распутиным, я каждый раз дивился, как тонко и верно он все понимает, чувствует, наконец решился задать ему сокровенный вопрос, процитировав Пушкина:

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам?

Только в часы сна меня покидает мысль о гибели России и русского народа - как итог примерно трех веков борьбы темных сил против нашей Родины. До XX века этот процесс шел медленно, до 80-х годов прошлого столетия движение убыстрилось, а в последние 15-20 лет истребление идет гигантскими шагами. Впечатление такое: проснемся завтра - Русского человека нет, есть лишь среднеевропеец. Есть ли еще возможность сохраниться нам?

В.Распутин: - Есть. Да, прервано наследование великих традиций, вытравливается духовный смысл русского искусства, уродуется наша национальная педагогика, силой насаждается наднациональное, глобальное, космополитическое. Но более тысячелетия складывалась русская национальная культура и самобытная русская душа. Это - крепкая душа, поверьте. Даже за столетия истребить ее оказалось невозможно. Всем патриотам предстоит незамедлительно - без каких бы то ни было условий - объединиться для сопротивления всему антирусскому. Наш творческий национальный потенциал весьма значителен и не исчерпан.

И.Гончаров: - Уверен, катастрофа России в XX веке - следствие утраты русского духовного национального характера. А утрата произошла от одной единственной причины - отсутствие национального воспитания, образования. Национальное воспитание осуществлялось лишь в духовных, церковно-приходских школах.

В.Распутин: - Русское национальное воспитание - грандиозная проблема. Нужен учитель новой формации: национально-избранный, исключительной образованности и просвещенности. Такой учитель сможет широко открыть школьные двери для подлинных национальных учителей: преподобных и богоносных Отцов Русской Церкви; для славянофилов, "почвенников" и евразийцев; для русского искусства. Такой учитель не допустит к своим ученикам тех, кто оплевывает наше прошлое, унижает Россию, опошляет русского человека. Такой учитель будет опираться на тщательно изученную отечественную педагогическую мысль в лице К.Ушинского и его последователей - Н.Пирогова, С.Рачинского, Л.Толстого…

Сейчас нам навязывают американский стандарт образования. Но у нас есть своя педагогическая культура. Ее надобно возрождать, продолжать, развивать. Высшая педагогика - национальная педагогика. Впрочем, есть мудрость и в западной педагогике. Ваш РГПУ им.А.Герцена идет по новаторскому правильному пути - совмещая глубинно-русское, почвенное и плодотворное зарубежное.

И.Гончаров: - В нашем университете уже приступили к воспитанию такого учителя. Создан первый в истории российского просвещения учебно-методический Центр этнонационального образования, в котором обучаются руководители управлений образовательных учреждений, директора школ, учителя новых национально-ориентированных предметов - "Светочи России", "Святыни России", "Русский национальный характер". Мы готовим первых министров национального образования.

Быть ли русскому народу конягой?

В.Распутин: - Наше Отечество корчится в муках. И вот что удивительно, хотя у него есть мудрые и деятельные сыны и дочери, но их дело не подхватывается так, как того требует все более острая и драматическая обстановка в России. Что мешает? Разобщение лучших людей России. Нам вредят амбиции, обиды, непременное отстаивание своей точки зрения, неумение слушать других, каждый хочет быть лидером… А сейчас главное - забыть все, что разъединяет, подавить любое недружелюбие, взяться тепло за руки и отводить Отечество от гибели. Нужна всеобщая миротворная жертва. Она более трудна, чем жертва на поле сражения. Но мы должны ориентировать русский народ на это.

И.Гончаров: - Россия никогда не жила стабильно хорошо, хотя у нас были - и неоднократно - периоды благоденствия. Это - наша судьба. Но русский народ больше не хочет быть конягой. Он исчерпал свои возможности жить на пределе. Ему не нужно богатство, но в достатке он нуждается. Не кажется ли вам, Валентин Григорьевич, что мы, не теряя в духовности, должны все же позаботиться о выходе из хронической бедности?

В.Распутин: - Наши потомки будут жить лучше нас и наших предков при условии, что мы подготовим добротную почву. И… я разделяю вашу позицию - тут первое слово за Школой. Нам нужно совершенствовать умственные качества народа путем добротного национального воспитания, просвещения и образования. Подчеркну еще: Русская национальная Школа должна быть творцом в человеке не только добротолюбия, но и глубокого самопознания.

Наш народ - добрейший народ. Он житейски мудр, трудолюбив, в нем есть тяга к святости. Но далеко не все русские были и есть верующие. Душу нашу "проматывали" долго и разными путями. Ее созревание прервали. Освободиться от безверия - этому надо помогать и литературой, и всей нашей православной культурой. Но и этого мало. Мы все должны стать национально-воспитанными, просвещенными и образованными. Надо поставить заслон невежеству, укрепить наш природный ум наукой. И тут вся надежда на Русскую национальную Школу и Русскую Православную Церковь.

Подготовила Ирина РУБЦОВА