Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
История русской православной общины в Тунисе начинается именно с Бизерты, с того дня, когда в этот средиземноморский порт вошли 33 русских военных корабля, экипажи которых отказались служить большевикам. Случилось это в декабре 1920 года. На кораблях в Тунис прибыли также 13 православных священников. Один из них, о. Георгий Спасский, тут же начал переписку с властями Франции об открытии русского православного прихода. Только в 1922 году русская община перебралась в тунисскую столицу, где на одной из улиц было оборудовано помещение для церкви, освященной во имя Воскресения Христова. Сюда привезли иконостас и церковную утварь с кораблей. Служил о. Константин Михайловский. Православный приход, созданный в Тунисе, формально находился под опекой Русской Православной (Карловацкой) церкви.
В 1936 году было получено разрешение французских властей на строительство храма, а в 1938 году в Бизерте уже стоял храм. Но в самой столице Туниса церковь начала строиться лишь после Второй мировой войны. Строительство ее было закончено в 1956 году. Строился храм на деньги русских эмигрантов - родственников моряков, прибывших в Бизерту.
К началу 60-х годов в Тунисе осталось лишь считанное количество русских; содержать храмы стало некому. В столичной церкви служил греческий священник из стоящего по соседству греческого собора. Русская Зарубежная церковь ничем не могла помочь тающей на глазах общине. И все же именно в это время количество прихожан вдруг опять начало увеличиваться: после учебы в Советском Союзе на родину возвращались тунисские студенты, привозя с собой русских жен. Именно эти женщины (со временем их число перевалило за тысячу) и стали новыми прихожанками эмигрантских храмов.
В ту пору всю ответственность за русское наследство в Тунисе взяла на себя Анастасия Андреевна Ширинская, дочь русского офицера Бизертсткой эскадры. Долгие годы она прилагала все возможные усилия, чтобы сохранить русскую православную общину в этой северноафриканской стране, а в 1990 году, выражая волю всех русских тунисцев, она обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с просьбой принять общину под юрисдикцию Русской Православной Церкви и направить в Тунис священника из Москвы. 18 февраля 1992 года это прошение было удовлетворено. Настоятелем Воскресенского храма в столице республики был назначен священник Димитрий Нецветаев. К этому времени, благодаря взносам новых членов православных ассоциаций городов Туниса и Бизерты, удалось частично отремонтировать храмы. Благотворительный взнос в размере 3000 долларов поступил от Ясира Арафата - руководителя Организации Освобождения Палестины, штаб-квартира которой находилась тогда в тунисской столице.
Приезд о. Димитрия Нецветаева сплотил верующих и значительно оживил приходскую жизнь. Церкви стали центрами притяжения для наших соотечественниц и их детей, число которых в Тунисе к началу 1997 года составляло более 2500 человек.
В воскресенье, встав пораньше, я приехал на автовокзал и без труда нашел нужный маршрут. К началу службы, к сожалению, опоздал. Служил настоятель храма о. Димитрий один, без диакона. Служил он очень эмоционально, его сильный голос, возносящий молитву, звучал под сводами храма так истово, что возникало ощущение диалога. Прихожан в храме было не более десяти человек - в основном, местные жители, хорошо знающие друг друга. Молодая девушка арабской внешности, ставшая возле свечного ящика (кстати, свечи у них белые и очень толстые, как наши хозяйственные) говорила по-русски с сильным акцентом. Я попросил у нее продать мне икону, но она велела подождать ее мать, которая поет на клиросе. После службы я разговорился с матерью, чтобы узнать побольше об их приходе. Фрикативное "г" выдавало ее южно-русское происхождение. От нее я узнал, как проехать в Бизерту, - а о. Димитрий дал мне адрес и номер телефона Анастасии Александровны Ширинской, у которой хранятся ключи от храма Святого Благоверного князя Александра Невского в Бизерте.
В Бизерту я приехал во второй половине дня. Анастасия Александровна не удивилась моему визиту: ее часто навещают приезжие из России. И в тот день она по телефону разрешала проблемы, возникшие у русских, приехавших в Тунис и начавших видеосъемку без разрешения местных властей. Слушая ее разговор с российским консулом, я еще не знал, что Господь посылает мне предупреждение.
Анастасии Александровне нездоровилось, и она не смогла пойти со мной, чтобы показать внутреннее убранство храма. Осмотрев его снаружи и сфотографировав, я направился к русскому кладбищу, но по дороге увидел красивое здание, которое на фоне окружавших его безликих домов выглядело дворцом. Не успел я подойти ближе, как из ворот вышли люди в военной форме, объяснили, что это военный объект, фотографировать который запрещено, отобрали у меня фотоаппарат и паспорт.
С этого момента я непрерывно молился святителю Николаю, и то, что мне не пришлось угодить в тюрьму, можно считать чудом, сотворенным великим Угодником Божиим. Но сначала меня доставили в военную комендатуру, откуда, после допроса, отвезли в полицию. Все же мне удалось, хотя и не быстро, убедить полицейских, что я не шпион. Солнце уже клонилось к закату, когда я оказался на свободе. На посещение кладбища уже не осталось времени, поэтому я сразу же отправился в обратный путь и около полуночи прибыл в отель.
Александр КРЫЛОВ