Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Обыкновенно говорят: "Ужасна война", но следовало бы говорить: "Ужасно состояние народов, приводящее к войне". Война - крайнее средство, допускаемое Промыслом для исцеления нравственных недугов человечества. Ты негодуешь на войну, но если в душе твоей живы движения вражды и самолюбия, если ты несправедлив и обидчик, то справедливо ли ты гневаешься на войну?
Не следует ли отсюда, что война - добро? Нет. Война может быть смесью добра и зла, может быть чистым злом, но безпримесным добром не бывает никогда. Дан меч "не напрасно" (Рим. 13,4), но для обороны, для водворения попранной справедливости. Похвальны войны для защиты и освобождения слабых народностей от сильных, злоупотребляющих силой. Но прежде нужно испытать все средства к мирному водворению справедливости. Предосудительны войны мстительные, династические и завоевательные. В таких войнах народы низводятся до степени игрушек человеческих страстей и тщеславия отдельных лиц. Но в вопросе о достоинстве войны имеет значение не только причина и цель войны, но и способ ее ведения. Пленным и мирным жителям должна быть оказана пощада, не должно быть ненужной жестокости и опустошения страны. Кроме причины и способа ведения войны, при оценке войны должно принимать в расчет ее последствия. Укажем как на зло войны - на вносимую в нравы общества грубость, гордость и легкое отношение к грехам против седьмой заповеди; добро войны - в пробуждении дремлющего патриотизма и способности жертвовать личным и семейным счастьем благу целого.
Есть ли христианский критерий, по которому можно судить, когда война является справедливой, когда - нет? Вот пример двух разных войн. Что было с территорией, по которой прошли во время Отечественной войны 1812 года "просвещенные", "культурные" французские солдаты? Пожары, смерть и разрушения. А как прошла русская православная армия от Москвы до Парижа? Как чистые, невинные дети: никаких безчинств, насилий, притеснений.
Иоанн Златоуст доказывал примером евангельского сотника, что военная служба не вредит набожности. Достоинство военной службы святой учитель видел именно в пожертвовании жизни за веру, царя и Отечество: "Как может не подвергнуться наказанию тот, кто живет за счет царя, а за царя не сражается?"
Об отношении христиан к воинской службе красноречиво свидетельствует тот факт, что христиане и в царствование гонителей не уклонялись от нее, хотя в то время о любви к Отечеству еще не могло быть и речи. Как же чуткая совесть первохристиан мирилась с ужасами войны? Их взгляд на войну был нравственно-религиозный, а не гуманный только, какой замечается у новейших учителей разоружения. Взгляд первохристиан на убийство в войне выражен свт. Иоанном Златоустом: "Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими или дурными не сами по себе, но по Божию о них определению". Этого взгляда на убийство на войне не изменило и монашество. Мы знаем, как относился к борьбе московского князя с татарщиной прп. Сергий - "истинный воин Христа Бога", пославший на поле брани двух своих иноков.
Как сказал прп. Афанасий Афонский, в чьей обители спасался некий воин, не желавший воевать: "Если власть признает нужным употребить на пользу общую руки наши и грудь, мы безпрекословно должны повиноваться. Если не послушаешься, то будешь отвечать за кровь избиенных соотечественников, которых ты мог, но не хотел спасти; будешь отвечать и за разорение храмов Божиих. Иди и, защищая Отечество, защити и Святую Церковь".
Итак, что же? Христианство поощряет и оправдывает войну? Нет! Христианство не поощряет и не оправдывает войну, но терпит как бедствие, старается смягчить ее жестокий характер, ослабить ужасные последствия. Да, христианская Церковь в лице пастырей и священнослужителей присутствует на войнах, освящает молитвой воинские знамена и орудия. Иначе и быть не может! Церковь не может оставить детей своих, когда они наиболее нуждаются в утешении, руководстве и благодатной помощи. Освящение знамен и орудий не призыв к войне, но молитва о благополучном окончании войны, о том, чтобы и война была выражением воли Бога, который здесь призывается как "Царь мира и Бог, сокрушаяй брани".
"Голос Православия", г.Екатеринбург