Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святыня

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

И вот, Тихвинская икона Божией Матери в России. Святыня вернулась туда, где она провела более пятисот лет - в Свято-Успенский Тихвинский мужской монастырь. Она заняла свое место возле входа в Успенский собор монастыря, и никто теперь не может сказать, что Господь оставил Россию своей милостью: если Святыня вернулась, значит благодать Божия неотступна от нашей страны. Дело теперь за нами: Небесный Врач дал нам духовное лекарство, нужно лишь правильно воспользоваться им.

Впрочем, о великом духовном значении этого события написано уже немало… Нам же дорого все, что было связано с возвращением Святыни на нашу Родину: хочется знать во всех подробностях как это происходило, что за люди способствовали этому, кто сопровождал Тихвинскую из ее временного убежища домой. Сегодня мы знакомим вас с одним из этих людей - клириком Казанского собора, отцом Александром Румянцевым.

- Отец Александр, расскажите, как начиналась для вас эта поездка?

- Началась она для меня минувшим Великим постом, когда митрополит Владимир прибыл в Казанский собор для награждения епархиального духовенства… Всех нас владыка как-то отметил, и меня в том числе… Но меня в этот раз ждала еще одна награда: после награждения владыка сообщил мне, что я в числе прочих буду сопровождать возвращающуюся домой Тихвинскую.

- Что же вы почувствовали, когда услышали слова митрополита?

- Великую радость. Я почувствовал, что впереди всех нас ждут большие события, Господни события, и от этого предчувствия мне стало тепло на сердце, и дух мой возрадовался. И, конечно, это стало преддверьем Пасхальной радости. Пасхальная радость у меня в этом году была сугубой, если можно так об этом сказать.

- Батюшка, расскажите о полете в Америку.

- Мы летели через Хельсинки, а от финской столицы до Нью-Йорка - 6613 километров… Сами понимаете, что для такого перелета требуется немалое терпение и, конечно же, молитва. Я думаю, что, отправляясь в воздушное путешествие, даже невоцерковленный человек молит Господа благословить это намерение… Ну, а мы перед вылетом отслужили молебен, получили благословение Святейшего, и, конечно, нам было легче, - хотя и не скажу, что нам было легко. За эту поездку у нас было семь взлетов и посадок, что совсем немало, если учесть, что в Америке мы провели всего восемь дней. Несомненно, нас хранила благодать Божия и заступничество Царицы Небесной.

- И вот вы в Америке… Каковы ваши впечатления от этой страны? Для многих она остается воплощением всемирной апостасии…

- Сразу скажу, что на меня она произвела благоприятное впечатление. Засилие рекламы, падение нравов, преступность - ничего этого я там не увидел. Поверьте мне, что у нас на Невском вульгарной рекламы куда больше, чем в американских городах, и одежду у нас носят куда более разношерстную, нелепую, и вид у наших людей куда более агрессивный, чем у американцев. Нет, Америка показалась мне страной добрых, устоявшихся нравов. Трудолюбивый, талантливый народ: это видишь, уже подлетая к Америке, когда на горизонте показываются великолепные небоскребы, построенные, когда не было еще современной техники. А существует и одноэтажная Америка, побывать в которой очень приятно для души, особенно когда находишься в гостях у людей, верующих, так же как и мы, во Христа Спасителя…

- У вас было много встреч с православными американцами?

- Да, особенно в Чикаго… Там, в Чикагском кафедральном Свято-Троицком соборе мы совершали богослужения вместе с иерархами Американской Православной Церкви… Кафедральный собор этот построен еще до революции прославленным в лике священномученников о. Иоанном Кочуровым. Для меня посещение Чикагского собора стало прикосновением к нашей истории - не к американской, а именно к русской. Собор же по сравнению с Казанским или с другим известным петербургским храмом очень невелик…

- Но, наверное, для православных в Чикаго и он просторен?

- Да нет: по праздникам, по выходным дням он заполняется целиком. Не забудьте, что сейчас в Америку пришла новая волна эмиграции. Эти люди активно посещают церковь и хотят, чтобы богослужение велось на славянском языке. А вообще, мне встречались самые различные люди. Видел я даже одного диакона-афроамериканца. Возможно, что их там несколько, но я видел одного. И вот что удивительно: все прихожане собора из коренных американцев хоть немного, но знают русский язык, и непременно хотели говорить с нами по-русски.

- Интересно, они - усердные прихожане?

- Во всяком случае, они бывают в храме каждое воскресенье.

- А есть ли какие-то особенности у американского благочестия?

- Православных там, как вы понимаете, не миллионы, и даже не тысячи, и поэтому священник большинство своих прихожан знает и по именам, а в лицо - каждого. Конечно, это создает особые, доверительные отношения между пастырями и паствой. Хорошо было бы, если в России, при нашем количестве верующих, нам удалось добиться такой же близости между священником и прихожанами.

- А теперь, батюшка, расскажите, как вы впервые увидели Тихвинскую икону?

- Это было в Чикаго, перед богослужением, когда ее привезли для сугубого молебна в кафедральный собор. Икону вынимали из машины о. Сергий и его сын, о. Александр Гарклавсы.

- Она хранилась даже не в соборе, а у них дома?

- Она хранилась в частном доме, и в этом есть глубокий смысл: на то есть благословение Божье и воля архиепископа Иоанна (Гарклавса), который был хранителем Святыни. Он обошел с ней всю Западную Европу, всю Америку - и везде перед иконой служились многолюдные молебны… Повсюду Тихвинская благословляла те народы, которые приходили к ней. Я встречал одного священника - отца Василия Стойко. Он, еще будучи иподиаконом, попал в автомобильную аварию: у машины разбилось лобовое стекло, и осколки порезали Василию глаза. Юноша лежал в больнице, с повязкой на глазах, и не было особой надежды на то, что он вновь обретет зрение. Но владыка Иоанн пришел к нему с иконой, и Василий, ничего еще не видя, снял повязки (хотя ему это запрещали врачи) - и прозрел! И первое, что он увидел - Тихвинскую икону Божией Матери. И таких случаев было множество. Икона, и находясь в Америке, служила народу Божию, православному.

- Батюшка, если это не секрет: о чем вы просили Царицу Небесную, когда впервые молились перед Тихвинской иконой?

- Первым делом я поминал всех тех людей, которые дали мне записки: своих прихожан. Среди них есть и болящие, которые нуждаются в особом заступлении, в особой милости Божией. Я молился за болящих.

- Встречались ли вы с семьей Гарклавсов? Какое впечатление они на вас произвели?

- Встречался, и неоднократно, но общался больше не с протоиереем Сергием Гарклавсом, а с отцом Александром, его сыном. Мы с ним почти ровесники, и наши взгляды на жизнь близки. И отец, и сын произвели на меня впечатление людей благочестивых и очень душевных: был у меня в этом путешествии один тяжелый момент, и отец Александр очень сердечно утешал меня в моем горе…

- Православные американцы горевали, сознавая, что икона покидает их?

- Нет, они не роптали… Они понимали: то, что должно произойти, - произойдет. Правда Божия для христианина превыше всего. Правда Божия свершается помимо нашей воли, помимо наших желаний, и нам остается только со смирением принимать ее. Православные американцы понимали, что в этом-то и есть их преимущество: принять волю Божию со смирением, значит, получить благословение Господне. И, конечно же, они знали, что такова была воля архиепископа Иоанна, который всегда говорил, что Святыня вернется, и лишь не мог знать, когда это произойдет. Наверняка он мечтал, чтобы ему выпала честь вернуть ее домой… Для большинства тех американцев, которые прощались с иконой, большим утешением и радостью была мысль, что Божия Матерь возвращается на Родину. Они сами хотели этого, они мечтали об этом.

- Как проходил обратный перелет? Я слышал, что в Риге Святыню встречали особенно тепло…

- Да. Тут вот что вышло: в день нашего прибытия латыши отмечали свой национальный праздник, называемый Лиго. В этот день все горожане едут в деревни, на хутора, наряжаются в национальные одежды, и прямо в лесу, на природе заводят пляски, песни… Очень веселый праздник, и ждут его не меньше, чем у нас Рождество или Новый год. И представьте себе: в этот раз не только рижане не поехали в деревню, но деревенские жители приехали в Ригу, чтобы с почетом встретить Матерь Божию. Люди забыв о празднике, и об отдыхе, часами стояли в огромной очереди, чтобы только прикоснуться к великой Святыне. И ведь там были далеко не только православные: к иконе приходили и староверы, и католики, и даже протестанты: все были счастливы, что Матерь Божия, возвращаясь в Россию, благословила своим посещением их родной город. Мне приходилось видеть людей, которые помнят пребывание Тихвинской в Риге во время войны: для них эта встреча с иконой стала, помимо всего прочего, и возвращением молодости…

- А как складывались отношения между членами вашей делегации? Ведь митрополита Владимира и архимандрита Назария помимо вас сопровождали о. Александр Ткаченко и протодиакон Андрей Левин…

- Путешествие наше было очень тяжелым, и, не сплотив свои силы, мы вряд ли смогли бы перенести все эти испытания. Конечно, путешествие нас объединило, объединили те трудности, которые мы испытывали. Перелет сам по себе тяжел, но прибавлялись сложности морального характера. После 11 сентября американские "секьюрити" работают с усердием чрезмерным, и процедуры досмотра в аэропортах принимают порой унизительные формы: даже в бороде могут пошарить!.. Мы поначалу возмущались, а потом смирились, и у нас все стало легко получаться, и даже досмотры перестали быть такими унизительными.

- Теперь Тихвинская икона на Родине… Что вы, батюшка, ждете от этого события, какие надежды с ним связываете?

- Для меня несомненно вот что: возвращение иконы на свое историческое место даст возможность России вновь осознать себя православной страной. Я не говорю о людях воцерковленных… Но очень многие еще не нашли своего пути в храм. Мне приходится исповедовать людей, которые не были на исповеди 25 лет! Представляете, как трудно им! Возвращение иконы поможет воцерковлению русского народа. Узнав об этом событии из теленовостей или услышав от своих знакомых, люди приедут в Тихвин и прикоснутся к этому благодатному образу. И несомненно, что милостью Божией Матери те преграды, что мешают человеку прийти в храм, после прикосновения к Святыне рассыплются, яко прах, и дух благочестия, дух чистоты восторжествует в сердцах русских людей. На это я надеюсь, об этом молюсь, об этом молятся тысячи русских православных, и я верю, что наша молитва не останется не услышанной.

Записал Алексей БАКУЛИН