Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
По-моему, не есть ли кладбище доказательство существования души после видимой смерти? Зачем нужны долгие проводы покойника, зачем мы оставляем память о нем в виде надгробий, зачем приходим к дорогим нам людям, покинувшим этот мир? Если бы мы глубоко внутри себя определенно ясно чувствовали, что дальше жизни нашей ничего нет, то, закрыв крышку гроба, мы не имели бы с умершим никакой связи, и тогда живой назойливый комар представлялся бы нашему пониманию более значимым, чем любой из известных нам умерших людей. Но ведь это не так: ни для материалистов, ни для верующих! Мы не видим умершего, но чувствуем его. Так не воскликнуть ли на это словами Тертуллиана: "Верую, ибо абсурдно!"?
И я верю, хотя это кому-то покажется и нелепо, что разбитый каменный крест над могилой - всегда цел и невредим, пускай, его бы совсем разбили, все равно, невидимо он был бы неповрежденным, потому что его поставили над могилой не только для памяти, а главное - для надежды на воскресение из мертвых. Пускай безбожники хоть все кресты поломают, все равно - тем самым не отберут у усопших их веры и надежды, их невидимого креста, который они накладывали на себя при жизни как крестное знамение, и смысл которого богоборцам без веры не постичь. И верю, что когда приходишь на некоторые могилки, встанешь около и уходить не хочется: такое чувствуешь умиротворение, такую далекую тишину услышишь - подобного с живыми-то не испытать, - то это потому происходит, что похороненные здесь люди напитали благодатью, накопленной за время их праведной жизни, и то место, куда были погребены. Такие вещи логически не докажешь, но, от чего может возмутиться разум, тому сердце всегда даст ответ.
Как ни странно, иногда присутствие на кладбище вызывает во мне Пасхальную радость: идешь по узким дорожкам погоста, а вокруг - тысячи крестов, тысячи чаяний воскресения и новой жизни. Каждый человек, погребенный под крестом, полагается в могилу так, чтобы как бы видеть перед собой крест, свою надежду из надежд - второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа и освобождение от пут смерти. Тела умерших христиан здесь с трепетом ожидают своей личной Пасхи, потому что когда-то была Пасха Христа и тем самым и у нас, живых, и у них, мертвых, появилась надежда на жизнь вечную. И когда я так думаю об этих людях, погребенных здесь, то ощущаю единение с ними через наше общее упование; душа в этот момент переполняется радостью, какую испытываешь от великого праздника надежды - Пасхи Христовой. И тогда я говорю всем, и живым, и мертвым: "Христос Воскресе!"
Георгий ШЕВЧЕНКО